«Конструирование и моделирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Внукова Анна Александровна

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательном процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, формируется умение выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталямии предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Конструирование и моделирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, формируется умение выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал психолог Александр Романович Лурия. Он говорил: «Конструирование – продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу». А. Р. Лурия сделал вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикальное изменяя».

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, умеет делать самоанализ своих действий, рефлексировать.

В педагогической практике детского сада широко используем разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов именно LEGO представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Новизна работы с конструкторами LEGO заключается в том, что образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому дети испытывают удовольствие подлинного достижения.

Применение LEGO способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета

2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму

4) сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; здесь формируется умение анализировать, что способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

LEGO конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего интеллектуального развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Игра в «LEGO» помогает нам получать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. У ребят развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем LEGO- элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, в таких как:

«Найди пару»

«Найди все кубики»

«Расскажи, где находится деталь»

Так же мы используем LEGO-элементы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.  Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца. Например, такие упражнения как:

«Куда села бабочка»

«Составь цепочку»

«Найди по схеме»

«Что сначала, что потом?»

Для развития речевого творчества можно предложить детям, например, придумать стихотворение о маме по опорным словам, овладение звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки. У ребенка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Для реализации задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», воспитываем у детей навыки аккуратности и безопасности. Дети сами следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам.

Диапазон использования LEGO довольно широк. Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.

Таким образом, LEGO конструирования является эффективным средством интеллектуального развития старших дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие), развивающим комбинаторские навыки, интеллект, пространственное представление, воображение, коммуникативные навыки, и мелкую моторику рук.

С целью повышения интереса родителей к Лего-конструированию было предложено разработать и реализовать детские проекты по данной теме.

Семья Димы Никифорова посетила в Москве выставку «Роботостанци», где были представлены роботы со всего мира.

Проект «От лего-конструирования к робототехнике»

Семья Димы Луковского посетили Легогород в парке «Сказка»

Проект Димы «Мое любимое увлечение - легоконструирование».

Дима также посещает Школу программирования по курсу «Занимательная робототехника»

Наши планы на будущее: увлечь детей программированием лего-моделей с помощью компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников

В данной работе на основе теоретического и опытно – экспериментального исследования выявлено влияние моделей на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. В первой главе было определено,...

Консультация «Конструирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и п...

Презентация Консультация для педагогов на педагогический час «Декоративно – прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Презентация - консультация для педагогов "Декоративно - прикладное  искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников"...

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"...

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности....

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. В процессе ознакомления с разными ...