Дидактические игры
учебно-методический материал (старшая группа)

Колесникова Ольга Петровна

Поможет с играми 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по знакомству с окружающим и развитию речи.

 В развитии психических и речевых процессов большое значение оказывает игра. Игру не зря называют «ведущей» деятельностью дошкольников. Она действительно ведет за собой все психическое развитие и, пожалуй, нет такого психического качества, для формирования которого игра бы не была полезной. «Поиграй со мной!» - как часто мы слышим от детей эту просьбу. И сколько радости они получают, когда мы, преодолев усталость и отодвигая все домашние дела, соглашаемся хоть несколько минут побыть больными или пассажирами, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем его желаниям: он сам рассказывает нам, что нам надо делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас даже не догадываясь об этом.

 «Оденем куклу по сезонам».

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

 Цель: развивать память, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, развивать речь; воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.

 Детей разделить на четыре группы и предложить каждой группе одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенной на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда нужна кукле, чтобы не заболеть и чувствовать себя комфортно. Можно использовать плоскостные и объемные варианты наглядных пособий. Побеждает та группа, которая сделала правильный выбор и смогла его объяснить. Дети, которые выполнили задание не правильно, должны объяснить негативные последствия неправильно выбранной одежды.

 «Назови три предмета»

 Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

 Цель. Развивать умение классифицировать, расширять активный словарь, развивать меткость и ловкость; воспитывать терпеливость и выдержку. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет три предмета, а ребенок называет родовое, к которому они относятся. Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь. Кто ошибается, платит фант, который потом отыгрывает.

 « В продуктовом магазине».

 Лексическая тема «Продукты питания»

 Цель: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина. Педагог, в роли директора магазина, дает детям-«продавцам» задание свой отдел к открытию магазина: выбрать необходимые продукты( картинки, муляжи, коробочки, баночки из под продуктов) для молочного, рыбного, овощного, Мясного, хлебного, кондитерского, бакалейного отделов, рассказать о продаваемых продуктах, их пользе. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова, расскажет о продуктах.

 «Кто смешнее придумает название».

 Цель: развивать творческое воображение, речь. Педагог говорит, что знает интересную игру, в которой можно не только смеяться, но и сочинять. Показывает прием образования слова из двух существительных, одно из которых становится прилагательным. Например: солнышко, дождик – солнечный дождик, дождливое солнышко. В конце дня – вручение призов самым смешливым.

 «Узнай сказку по предмету».

 Цель: закрепить знание содержания знакомой сказки, развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.Педагог достает из шкатулки или мешочка предметы, которые встречались в сказке (кранная шапочка, колосок, горшочек, рукавичка, золотая рыбка и др.) и спрашивает, из какой они сказки.

 «Найди свою маму».

 Лексическая тема «Домашние животные».

 Цель: закрепить название домашних животных; соотносить детенышей животных с их мамами, изображать детенышей и взрослых животных; развивать внимание, память, звукоподражание, артистизм. Детей делят на 2 группы. Дети первой группы получают карточки с изображением взрослых животных - мам, а дети второй группы – изображение их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, как они обрадовались, что нашли маму. Мамы называют своих детенышей, показывая, как они огорчились, когда их «ребенок» пропал, и как обрадовались, когда он нашелся.

 «Охотник и пастух»

 Цель: развивать внимание, быстроту реакции, закрепить умение группировать диких и домашних животных. С помощью считалки выбирается охотник и пастух. На фланелеграфе обозначаются места луга, где пасутся домашние животные, и место леса, где живут дикие звери. По сигналу «Ищите!» пастух отбирает домашних животных и размещает их рядом с лугом, а охотник выбирает диких зверей и размещает их рядом с лесом. По окончании отведенного времени подсчитывается количество животных и правильность выбора.

 «Семья животных»

Цель: закрепить умение группировать «семью» животных, правильно называть всех ее членов, обозначая их соответствующей картинкой; упражнять в звукоподражании голосам животных; развивать внимание, память, артистизм. Каждый ребенок получает карточку, на которой изображен кто-то из членов «семьи» домашнего животного: корова - бык - теленок; Лошадь – конь – жеребенок и т.д. Дети должна сначала сгруппироваться по карточкам, затем назвать себя, изобразить звукоподражанием разных членов «семьи», устроить хор из звукоподражания сразу всех членов «семьи», тот, кто ошибается – изгоняется из чужой «семьи». Его принимают в собственную, когда члены других «семей» отгадают, где он должен быть и назовут всех членов его «семьи».

«Волшебные окна».

 Лексическая тема «Человек. Части тела».

Цель: закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов; развивать восприятие, внимание; закрепить знания о свойствах и качествах предметов, знакомых детям; расширять словарный запас детей, речь. Педагог обращает внимание детей на планшеты, на которых отдельно в квадратиках нарисованы глаза, нос, рука, ухо, язык. Говорит, что это волшебные окна. Через первое мы можем посмотреть мир, через второе – послушать, через третье – понюхать, через четвертое – пощупать, через пятое – попробовать на вкус. Проводятся игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Угадай инструмент по звуку», «Узнай по вкусу»,»Сравни предметы по величине, цвету, форме»

 «Въезжаем в квартиру».

 Лексическая тема «Мебель»

Цель: развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к проективным играм. Педагог, используя мотив получения квартиры и заезда в нее, предлагает детям обозначить на макете или плане помещения квартиры, отобрать из предметных картинок те, которые нужны для оборудования конкретного помещения, удобно разместить предметы мебели, рассказать, почему выбрали именно эти предметы и так расставили. Дети должны проиграть несколько вариантов планировки и интерьера и выбрать наиболее удобный.

«Путешествие по комнате».

 Лексическая тема «Мебель»

.Цель: развивать осязание, пространственную ориентировку; формировать доверие к товарищам по игре. Дети встают «паровозиком». Глаза первого ребенка закрыты повязкой. «Паровозик» движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать, что это за предмет. Дети помогают ему подсказкой или наводящими вопросами. По ходу игры ведущий меняется несколько раз. Педагог следит за безопасностью, направляет ощупывающие движения, задает вопросы по качеству и отличительным признакам мебели и интерьера, которые узнает ведущий. Поощряется угадывание предметов по признакам.

 «Найди различия и сходства»

 Лексическая тема «Насекомые»

Цель: уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развивать речь, умение сравнивать, общаться. Картинки с изображением муравья, бабочки, комара, пчелы. Кузнечик Кузя с обидой обращается к детям помочь ему. Бабочка Лили не хочет признавать его насекомым, потому что у него нет таких прекрасных крыльев, как у нее.

 «Новоселье куклы»

 Цель: упражнять детей в понимании и употреблении обобщающих слов: мебель, одежда, посуда, обувь, игрушки. Устройство комнаты для куклы, поиск нужных предметов. В комнату, где будет жить кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем, и складывать их в определенное место.

«Первоклассник».

 Лексическая тема «Школа».

 Цель: развивать собранность, аккуратность. Закрепить знание о необходимых для школьника предметах. Соревнуются 2 человека. Их цель – собрать нужные в школе принадлежности и аккуратно их сложить.

 «Кто скорее соберет»

 Лексическая тема «Сад – огород»

 Цель: закрепить умение группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность. Дети делятся на 2 команды «Овощеводы и «Садоводы». У каждой команды корзинка со значком: овощ или фрукт. По команде каждая бригада собирает в свои корзинки овощи и фрукты, лежащие на полу, в соответствии со значком. Побеждает та команда, которая собрала правильно и больше. Можно увеличить количество групп предметом и команд.

 «Кто чем питается?»

 Цель; закрепить в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже, тренировать в составлении простых предложений с однородными членами. Детям раздаются карточки с изображением животного, а карточки с изображением продуктов питания выставляются на наборном полотне. Детям предлагается накормить животное и объяснить, почему накормил именно этим продуктом: я накормлю белочку грибами и орехами, потому что она их любит.

 «Стук да стук, найди слова, милый друг».

 Цель. Развивать слуховое внимание, закрепить умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове. У каждого ребенка карточки с изображение цветов. Задание: «Если я стукну по столу молоточком 2 раза, то те, у кого на карточке нарисован цветок, название которого состоит из 2 частей, должен громко назвать свой цветок и поставить его в верху наборного полотна, а если стукну 3 раза, то дети, у которых цветок, название которого состоит из 3 частей, называют цветок и ставят его внизу .

 «Что не так?»

 Цель: развивать внимательность, логическое мышление, умение анализировать, упражнять в употреблении притяжательных прилагательныхОборудование: на доске картинки: еж с ушами зайца, волк с лапами лягушки, лиса с хвостом зайца, лось с рогами коровы, кабан с лисьим хвостом и т.д. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте, что не правильно изображено? По мере рассматривания уточнить: «Чьи лапы у волка? Чьи уши у ежа? Чей хвост у кабана?»

 «Созрело – не созрело»

Цель: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам. Развивать мыслительные процессы, внимание. Дети делятся на 2 группы. Оной группе раздаются зрелые фрукты и овощи, другой – не зрелые. Задача детей найти пару своим фруктам, овощам. Спелый – не спелый. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки зрелых и не зрелых плодов.

 «Для чего нужен предмет?»

 Цель: развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закрепить знания о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда. Игра проводится, как соревнование в поиске предметов и рассказе о том, для чего этот предмет нужен, как его можно использовать в разных обстоятельствах. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

«Путешествие во времени».

 Цель: развивать внимание, память, мыслительные процессы. Каждой команде предлагаются набор картинок с изображением предметов. Эти картинки следует расставить на мольберте в порядке возникновения нарисованных вещей в жизни человека. 1. Пещера, избушка, особняк, многоэтажный дом. 2. Костер, лучина, керосиновая лампа, люстра. 3. Телега, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль. 4. Набедренная повязка, платье 18-19 веков, современная одежда. 5. Бревно, лавка, старинное кресло, современное кресло. 6. Плот. Лодка, парусник, пароход, лайнер

. «Кто спрятался?»

 Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Выставляются карточки (от 3 до 10) с изображением животных, птиц, насекомых. Ребенок внимательно их рассматривает в течении 1 минуты, запоминает и отворачивается. Ведущий переворачивает 1 или несколько картинок, ребенок называет, какие животные спрятались. К концу игры можно перевернуть все картинки. Дети по памяти называют животных по порядку. Правильность ответов проверяется.

 «Что изменилось?»

 Цель: развивать наблюдательность. Умение замечать незначительные, малозаметные изменения, связно объяснять, что изменилось. На наборном полотне от 5 до 8 карточек с предметами. Ребенок внимательно рассматривает их, запоминает, затем закрывает глаза. Ведущий меняет картинки местами. Ребенок отгадывает, что изменилось и возвращает все в первоначальное положение. Для закрепления умений ориентироваться на плоскости картинки можно располагать по углам и в центре.

 «Кому что нужно для работы?»

 Цель: развивать память, мышление, речь; закрепить представления об инструментах. На столе лежат предметы или их изображения, необходимые для людей определенных профессий: молоток, половник, шприц, фотоаппарат, фен и другие. Дети по очереди берут любой предмет по их выбору и рассказывают, кому он необходим и что им делают.

 «Кто в домике живет?»

 Цель: развивать внимание, память, смекалку. Оборудование: на большой карточке животные, рядом с которыми различные геометрические фигуры – у каждого своя: животные зашифрованы. Карточка-домик, на одной стороне карточки окошко определенной формы (в соответствии с шифром), на другой – животное, которое живет в домике. Дети, глядя на шифр, должны отгадать, какое животное живет в том или ином домике.

 «Закончи предложение»

 Цель: Употребление сложноподчиненных предложений. Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу). Брат насыпал сахар…куда? (в сахарницу). Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (в салатницу). Папа принес конфет и положил их…куда? (в конфетницу). Марина не пошла сегодня в школу, потому что…(заболела). Мы включили обогреватель, потому что…(стало холодно). Я не хочу спать, потому что…(еще рано). Мы поедем завра в лес, если…(будет хорошая погода). Мама пошла на рынок, чтобы (купить продукты). Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись от собаки).

 «Кто кем хочет стать?»

Цель: упражнять в употреблении трудных форм глагола. Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. - Чем заняты мальчики? (Хотят сделать макет самолета). - Кем они хотят стать? (Они хотят стать летчиками). Детям предлагается придумать предложение со словами «хотят», «хочу».

 «Зоопарк»

. Цель: развитие связной речи. Дети садятся в круг, получают картинку с изображением животного. Картинки не показывают друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по плану: 1. Внешний вид. 2. Чем питается? Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она показала, тот начинает рассказ. Затем снова вращают стрелку и ,на кого она указала, тот отгадывает описываемое животное.

 «Кто кем был и что чем было»

 Цель. Расширять знания об окружающем, активизировать словарь. Кем или чем раньше был цыпленок? (яйцом). Лошадь – жеребенком. Шкаф – доской. Лягушка – головастиком. Хлеб - мукой Бабочка – гусеницей. Велосипед – железом. Ботинки – кожей. Свитер – шерстью. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Шкаф – доской . шкаф – доской.

 «Назови как можно больше предметов»

 Цель: развивать память, активизировать словарь. Дети становятся в ряд. Им предлагается по очереди назвать предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал больше предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди.

 «Подбери рифму»

 Цель: развивать фонематический слух. Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает подобрать слово. - По дороге шел жучок Песню пел в траве (сверчок)Можно использовать отдельные стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

Цель: развивать умение соотносить предмет и его части. Обогащать словарь детей. Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и др. Игру можно проводить в 2 вариантах: 1. Дети по очереди называют части предметов. 2. Каждый ребенок получает рисунок и сам называет все его части.

 «Назови три слова».

 Цель: активизировать словарь детей. Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. - Что можно купить? (платье, костюм, брюки). - Что можно варить? - Что можно читать? - Чем можно рисовать? - Что может летать? - Что (кто) может скакать? Ит.д.



Предварительный просмотр:

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие мышления

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие мышления

Название игры: Найди лишнее слово

Цель: развитие мышления.

Правила: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Содержание: Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Название игры: Отгадай, что я хочу сказать!

Цель: развитие скорости мышления.

Воспитатель начинает слово, а ребенок - его заканчивает.

Всего предлагается 10 слогов:

ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

.

Возраст: 6-7 лет

Речевое развитие

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие памяти

Задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет,качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры.

Детям предлагается выбрать к.л. предмет и расскажете так, чтобы другие дети узнали, о каком инструменте или машине рассказывается. Но называть предмет нельзя. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

Название игры: запомни и воспроизведи

Цель: развитие памяти

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Возраст: 6-7 лет

Дидактические игры с предметами

Возраст: 6-7 лет

Дидактические игры с предметами

Название игры: Вершки и корешки

Задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1. 

Дети далятся на две группы.

На столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. По сигналу дети разбегаются по участку и бегают врассыпную. По сигналу "Раз, два, три - свою пару найди!", найти себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком

Название игры: Знаешь ли ты?

Задача. Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Правила. Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровые действия. Подбирать картинки с изображением разных видов спорта.

Ход игры. Взрослый рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняя их знания. Раздав детям картинки, взрослый предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, воланчик, ракетку, лодочку, весла и др. Дети называют их.

Дает сигнал. После того, как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

.

Возраст: 6-7 лет

Речевое развитие

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие памяти

Название игры: «Что изменилось»

содержание: дети рассказывают, какие изменения произошли в обстановке комнаты куклы. Например, кресло стояло около кровати, а его переставили к окну; фикус стоял на столе, а теперь стоит на подставке у окна и т. д.

Ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти.

Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик, бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.

Название игры: похож – не похож

Задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие мышления

Возраст: 6-7 лет

Игры на развитие мышления

Название игры: «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Содержание: Скажите, как врач использует эти предметы? Что делает врач шприцем? Делает уколы. Что делает врач термометром? Измеряет температуру. Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом. Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину. Что делает врач бинтом? Перевязывает рану. Что делает врач массажером? Делает массаж. Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца. Что делает врач грелкой? Прогревает больное место. Что делает врач пинцетом? Достает занозы. Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Название игры: «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Содержание: Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды. Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем. А это лаванда. Ее запах помогает уснуть. Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит. Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем. Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание. (Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Фантазеры

Задачи образовательной деятельности:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи:
  • лексической стороны;
  • грамматического строя,
  • произносительной стороны,
  • связной речи диалогической и монологической формы;
  • практическое овладение нормами речи;
  • формирование интереса к эстетической стороне

окружающей действительности;

  • удовлетворение потребности детей в самовыражении;
  • развитие детского творчества;

Правила:

Детям выдается набор готового материала для составления сюжета. Если ребенок не может из данных предметов ничего собрать или затрудняется, сомневается в своих действиях, перед ним кладется образец, по которому ребенок может собрать данный сюжет. Очень важно давать деталей как можно больше, чтобы сюжет был развернутым, и ребенок в последствии мог по нему составить рассказ описательный и дать название сваей картине. С детками которые не справляются с большим количеством деталей для составления сюжета, начать работу внося разрезные предметы: вначале на две части, потом на три, четыре .

Например:

-грибок-шляпка, ножка;

-дом- дом, крыша, окно;

-дом- дом, крыша, окно, трава, облака.

И так далее по нарастающей. Довести количество деталей до 15 штук.

Обязательно чтобы игра была валидной, т.е. соответствовала возрасту ребенка.

1.Ребенку дается набор разрезных картинок:

2.Ребенок  собирает картинки по образцу:

3.После того, как ребенок собрал картинку, он увидел получившееся изображение, теперь он может это все наклеить.

4.Задание выполняет группа детей из шести человек:

5.Готовые работы дети раскладывают на полу по кругу:

Вторая часть игры :

1. Дети становятся вокруг своих работ. Потом садятся напротив своей работы и рассматривают, каждый свою.

- Понравилась ли вам ваша работа?

- Какое бы название ты, Даша, дала своей картине ?

Маша:

- «Новогодняя елка»

Даша:

- «Красивые рукавички» и т.д.

2. Ведется диалог со всеми детьми по кругу.

3. Детям предлагается встать на ноги во круг своих работ.

4. Педагог:

-Сейчас будет звучать музыка, а вы будете ходить вокруг пока она не закончится , по ее окончанию вы должны остановиться.

-Внимательно рассмотрите работу, перед которой вы остановились.

5. Детям предлагается вариант поезда и остановка будет на «Чайниковой» или на «Елочной». При движении  «поезда « дети произнося ….чух…чух….чух….Музыка останавливается и детям предлагается назвать «остановку» по названию картины.

6. Игра проводится три раза. В течении игры дети запоминают названия всех работ, т.к. каждый раз они останавливаются перед новой картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...