Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС), г Санкт-Петербурга старшей группы «Солнышко», создана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС. РППС служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую среду у ребёнка формируется зона ближайшего психологического развития.

РППС соответствует возрастным особенностям детей, доступна, трансформируема, безопасна, вариативна, полифункциональна.

Содержательно-насыщенная средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Возможность изменений обеспечивается наличием низкой мебели, в части передвижной и со сквозными полками. В группе есть, несколько ширм, диван, которые передвигаются в соответствии с образовательными и игровыми потребностями воспитанников.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Все предметы известны детям, соответствуют их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.

В нижнем пространстве группы находятся ковры различных размеров для игр детей. В верхнем пространстве используются дополнительные шторы, преобразующие нити. Создаются для детей условия творческого, познавательного, эстетического развития.

Таким образом, РППС моей группы организуется так, что каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

Размещение оборудования по центрам развития позволяет объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельности, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (нет слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей); «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных» мест. Пространство группы условно разделено на рабочую, активную и спокойную.

Рабочая зона может быть превращена в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство: «Мастерская» (продуктивная деятельность); «Лаборатория» (для познавательно-исследовательской деятельности); место для свободной деятельности детей по интересам.

Предполагается изменение рабочего пространства за счет разнообразного расположения столов. РППС группы предполагает наличие спокойной, рабочей и активной зоны и представлена центрами активности по пяти образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр способствует развитию игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, а также приобщению элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирует развитие социально-коммуникативных навыков. Развивает подражательные и творческие способности детей, развивает умение использовать в играх строительный материал. Центр организован в соответствии с гендерными особенностями воспитанников. Представлены сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника», «Гараж». В зависимости от потребностей пространство преобразуется и появляются такие игры, как «Парикмахерская», «Почта», «Магазин», «Автомастерская», «Кулинария», «Бензоколонка» и др. Все необходимые для разворачивания игры материалы и атрибуты хранятся в отдельных коробках, широко используется и неоформленный материал.

Центры безопасности и ПДД

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения , безопасности детей на улице и дома центр содержит весь необходимый материал: наглядно-демонстрационный, атрибуты для обыгрывания различных ситуаций: набор дорожных знаков, альбомы «Один дома», «Первая помощь», «Осторожно пожар» , «Транспорт» и др.; макет по дорожному движению; наборы машинок, знаков, фигурок человечков, малый строительный и крупный материал; дидактические игры «Дорожные знаки», «Дорожное лото», «Безопасность на дорогах»; пазлы «Транспорт»; подобрана литература: стихи ,загадки, «Дорожная азбука».

Центр патриотического воспитания

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Ведь в этом возрасте возникают больше возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Для расширения и накопления представлений об истории родного города, края, о стране, семье. Материалы центра пополняются работами детей: рисунки, тематические альбомы «В кругу семьи», «Санкт-Петербург», «Путешествие по островам», «Москва-Столица», «Петропавловска крепость», «Сторона моя родная», созданными совместно со взрослыми; каждый сентябрь выпускается газета «Где мы лето провели». Для расширения представлений используются дидактические игры: «Расскажи о своём городе, о стране, о народах мира» и др.

Центр уединения

В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому в группе создано для детей личное пространство, место уединения, благодаря этой зоне у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, поиграть в любимую игру.

Познавательное развитие

Центр природы органично вписывается в интерьер группы, расположен в игровой зоне. В нём размещены цветы с разной формой и величиной листьев, разнообразными стеблями; календарь погоды; муляжи фруктов и овощей; демонстрационный материал: «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Животный мир севера», «У бабушки в деревне», «Рыбы», «Деревья» и др. ;материал для труда: фартуки, лейки, палочки, тряпочки; оборудование для экспериментов: лупы, магниты, микроскоп, различные ёмкости, природные наполнители и др.; дидактические игры: «Когда это бывает», «ЗОО-лото», «В саду, в поле, в огороде», «Тайны живой природы» и др. энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событий в жизни группы и ДОУ.

Центр модельно-конструктивных игр

Для развития модельно-конструктивных действий, в центре находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор - лего, железная дорога, конструктор «Смешарики»; схемы, альбомы моделей построек. Расположен центр вблизи центра безопасности и ПДД, что позволяет построить макеты, создать «Город», «Гараж», «Автозаправка», где дети обыгрывают различные ситуации и сюжеты. Для развития навыков данной деятельности в центре представлены схемы построек, образцы различных архитектурных построек.

Центр математики

Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей. Разнообразный математический материал: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребёнок может выбрать для себя игру по интересам: «Геометрическое лото», «Найди фигуру», «Собери урожай», «Сколько не хватает»; игры для развития логического мышления: «Наблюдательность», «Свойства», «Признаки», «Тамграм», головоломки, логические задачи, кубики, шашки, развивающие книги, счётные палочки, магнитные доски, математические пеналы, игра» Весёлая клеточка».

Речевое развитие

Центр книги- необходимый элемент развивающей предметной среды, расположенный рядом с центром уединения, что способствует к стремлению общаться с книгой. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием: сказки, стихи, юмористические книги с яркими смешными картинками, книги, которые дети приносят из дома. Так же представлены портреты поэтов и писателей. Все книги обновляются каждую неделю, согласно темы недели.

Центр развития речи способствует развитию речи ребёнка дошкольного возраста, обеспечивает возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка, комфортное состояние ребёнка в проявлении речевых реакций, развивает воображение, мышление. Центр расположен рядом с центром книги, оснащён: поговорки, пословицы, сюжетные картинки, картинки сказочных героев, гимнастика для языка; дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом» и т.д.

Подобран материал для закрепления звуковой культуры речи: плакат «Алфавит», магнитная азбука, альбом «Артикуляционная гимнастика»; дидактические игры: «Алфавит», «Найди звук», лото «Буквы и цифры», «Синонимы», «Найди и повтори».

Художественно-эстетическое развитие

Центр музыки и театра расположен рядом с центром уединения, что способствует большему содействию детей и формированию интереса к музыке, развитию творческих способностей. Насыщенность центра разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, театр на прищепках, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр Би-ба-бо, деревянный театр и др., помогает детям создавать свои сказки и истории, использовать декорации, сделанные совместно со взрослыми. Сказки могут сопровождаться музыкальными произведениями. Для этого в музыкальном центре, совместно с музыкальным руководителем ДОУ, подобрана фонотека музыкальных произведений: песни, мелодии, композиции. А также расположены музыкальные инструменты: погремушки, бубны, дудочки, гармошки, барабан и инструменты, сделанные руками детей, педагогов и родителей.

Центр изобразительного творчества

В центре созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства: материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели и остается материал с прошлых 1-2 недель: наглядно -иллюстрационный материал; образцы декоративно-прикладного творчества; схемы поэтапного рисования и лепки; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Силуэты», «Найди различие», «Цветоугадайка», «Волшебные шарики», «Собери картинку» др.

Физическое развитие

Центр физического развития

Центр способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; представлений о видах спорта. Центр находится в игровой зоне, на ковре. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр.

Для игр на развитие мелкой моторики и профилактики плоскостопия: мешочки с песком, массажные коврики, бросовый материал (шишки, крышки, карандаши), мячи - ёжики, эспандер.

Для игр на физическое развитие подобраны: картотека подвижных игр; атрибуты к подвижным играм; ленточки; кегли; кольцеброс; гантели; скакалки; султанчики; мячи разных размеров мешочки для метания.

В группе оборудованы информационные стенды. В приёмной для выставки детских работ, в группе «Солнышко» для помещения картинок и информации по теме. Для улучшения качества работы используется магнитная доска и мольберт, музыкальный центр. Подобрана фонотека: мультфильмы сказки, рассказы, песни, шумы природы, произведения классической музыки.

При разработке РППС были максимально учтены требования ФГОС и создана среда для развития индивидуальности каждого ребёнка группы с учётом его возможностей, уровня активности, возраста и интересов.

Автор: Воробьева Любовь Ильинична


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...