Готовность к школьному обучению. Материалы для работы с педагогами и родителями.
материал

Зененкова О.Л.

Готовность к школьному обучению. Материалы для работы с педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Родитель, к школе готов?»

Безусловно, что родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, - цель сегодняшнего разговора.  

Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки»  является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребёнка. Результаты  предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли Вы отдать ребёнка в школу. (Родителям  предлагается тест А.Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу?». По мнению автора, размышления над содержанием тестовых вопросов положительно влияют  на отношение взрослого к ребёнку и на оценку себя как родителя.  

Тест для родителей

«Готовы ли Вы отдать ребенка в школу»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте  рядом 1 балл.

1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

2. Вы опасаетесь, что,  придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?

3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

4. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?

6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?

7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?

8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

12. Вам  кажется, что в начальной школе дети  мало чему могут научиться?

13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень  опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и не внимательным.

После теста психолог знакомит собравшихся родителей со схемой «Школьная готовность».                                                                

И подробно останавливается на физической готовности к обучению в школе. Это наглядное пособие не убирается до конца встречи, т.к. к нему придётся обращаться вновь.

- Как Вы считаете, для чего надо приучать ребёнка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?

(Чаще всего родители говорят о сохранении здоровья, реализации потребности ребёнка в движении, укреплении организма, но мало кто знает, что физические  способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают  наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.)

- Можно вам самим родителям провести наблюдение за двигательной активностью ребёнка в домашних условиях. (Такое наблюдение есть в буклете у каждого родителя.)

- Физическая готовность играет роль и при письме, так как важно развитие мелких групп мышц. Описки, пропуски букв, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером!), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа,

спички, мозаика), игры с пипеткой,  бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных на  схеме.

Интеллектуальная  готовность

Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

- Важно, чтобы ребёнок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Для этого я рекомендую родителям использовать игры «Бывает – не бывает», «Назови одним словом», «Четвертый лишний»…

В свое время известный детский писатель С.Я. Маршак написал замечательные слова о воспитании любознательности у ребёнка:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленьким философом»,

Но только он подрос, как начали ему

                                                      Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. При низком уровне воображения, например, возникают трудности в освоении навыков письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи и т.д. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните, как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.  

(Можно сделать выставку литературы и развивающих игр).

Мотивационная готовность

- «Желание пойти в школу» и «желание учиться» - это одно и то же или разные понятия?

В ходе рассуждений мы приходим к выводу, что ребенок говорит: «У меня будет новенький ранец…», «В школе есть звонки…», то есть его привлекают внешние аксессуары. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано, - желание учиться.

Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? На этот вопрос родителям, как правило, ответить трудно, поэтому в буклетах перечислены виды совместной деятельности с ребенком, помогающие при формировании мотивационной готовности. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то будет трудно в школе.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе – результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно. («Как ты в школу пойдешь, ты же ничего не заешь?», «Вот пойдешь в школу, там  тебе покажут!») Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учителю, то впоследствии и родителям и учителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.

Предлагается следующая ситуация для обсуждения.

Представьте себе, что идет урок математики. Учитель объясняет условия задачи: «Семья поехала в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва дослушав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы летом тоже грибы собирали».

Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Почему? (Группа приходит к выводу, что ученик не  может выдержать роль школьника, так как у него недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался, нет опыта сюжетно-ролевой

игры. Можно предложить родителям поучаствовать в игре. Заранее подготовив текст диалога и игрушки. В игре мама задает  ребенку образец поведения, таким образом, в игре реализуется еще одна задача – уважительное отношение ребенка к учителю.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь… Мама гордится ею, а Света – собой.

Как-то, идя домой, вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит.

Мне дает задание труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого уровня интеллектуального развития.

                                                      Эмоционально-волевая готовность.

Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные чувства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение сделать то, что требует учитель, школьный режим, программа.

Чтобы делать необходимое нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого?

- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?

- Заплачет ли при ушибе, не суме преодолеть боль?

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушениям дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Зная позицию учителей, пришло время огласить результаты опроса среди родителей.

Анализируя результаты опроса, можно отметить, что родители отдают предпочтение заданиям и умениям, полученном в дошкольном возрасте, нежели сформированности социальной позиции школьника и его эмоциональному отношению к предстоящему процессу обучения. Мало кто акцентирует свое внимание на том, позитивную или негативную информацию о школе доносят до ребенка, есть ли опасения и страхи, связанные с предстоящими изменениями в жизни будущего школьника, если есть, то откуда они взялись, как сгладить «болезненные» переживания.

Вопрос для родителей:

Почему родителям так важно, чтобы дети шли в школу, уже умея читать, считать, писать?

В конце встречи игра «Клубочек». Чтобы вы хотели пожелать друг другу?

   

Стихотворение:

Папа, мама, вы спешите,

Все дела на завтра отложите,

А сегодня поиграйте вы со мной.

Только, чур, не говорите:

«Завтра, милый мой!»

Папа, мама, будем мы играть.

Все дела должны чуть подождать

Не спешите никогда, играйте с нами.

Это ведь так  здорово всегда!

(Журнал, психолог в д/с. 2006 №2, стр.117)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Больше в школу не пойду

Мама хватается за валерьянку, отец — за ремень, а многочисленные родственники взывают к совести малыша — мол, как это так, не хочу в школу! Да быть такого не может!

   Отзвенел первый в жизни малыша звонок, прошла эйфория первых дней, и наступили обычные школьные будни.        
    И вот в один из прекрасных дней ваше чадо, едва переступив порог квартиры, категорично заявляет: «Больше в школу не пойду!».        
    Мама хватается за валерьянку, отец — за ремень, а многочисленные родственники взывают к совести малыша — мол, как это так, не хочу в школу! Да быть такого не может!
    Скажем прямо — эта ситуация реальная, но немного устаревшая. Современные родители предпочитают заранее знать о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться, отправив ребенка в школу.         
    Но что делать, если время упущено. На дворе октябрь, а ваше чадо швыряет ранец в угол, обиженно сопит носом, и, кажется, вот-вот разревется, но стоит на своем: «Не хочу учиться». Как быть, спрашиваете вы?..

   С недавних пор во многих школах заведена традиция тестировать будущих первоклассников на предмет готовности к школе. Если ваш ребенок на психологическом тестировании показал хорошие результаты, то вам, скорее всего, не о чем беспокоиться. А что делать тем родителям, чьи дети недостаточно готовы к школьному обучению? В первую очередь попросите психолога, проводившего тестирование, подробно рассказать о том, чего именно не хватает вашему чаду. Подкорректировать результаты не так сложно, если начать заниматься сразу, не откладывая проблему в долгий ящик.         
    Существует групповая и индивидуальная форма работы психолога с детьми.
    В процессе занятий малыш разовьет недостающие необходимые качества и сможет учиться без особых проблем.

   Главное — не паниковать. Возьмите себя в руки, попробуйте разобраться, в чем же, собственно, дело? Чем обусловлено нежелание ребенка идти в школу, какие на это есть причины?
   
В этом вам помогут так называемые открытые вопросы. Открытые — это те, на которые нельзя ответить однозначно — ДА или НЕТ. Многие родители, желая узнать у своего ребенка, нравится ли в школе, спрашивают: «Нравится ли тебе, сынок (дочка), в школе?»
    На такой вопрос малыш наверняка ответит однозначно — НЕТ или ДА. В зависимости от обстоятельств.        
    Вам же нужна более подробная информация. Спрашивая открыто, вы получите более развернутый ответ. «Что интересного сегодня было в школе?», или «Расскажи мне о своей учительнице, какая она?», «С кем ты уже успел подружиться в классе?».
    После такой беседы вы сможете составить более четкую картину того, что же все-таки произошло, почему кроха отказывается идти в школу.        
    Так, если ребенку трудно найти общий язык с детьми в классе, возможно, имеет смысл поговорить с учителем и постараться вместе найти выход из положения.
    Если нежелание ходить в школу — результат того, что педагог недостаточно внимателен к маленькому ученику, или наоборот много ругает ребенка, придирается, то следует задуматься и, конечно, сходить в школу, чтобы побеседовать с преподавателем. В любом случае вы, как родители, найдете необходимые слова. Что касается самого ученика, то на доходчивом примере (допустим, сын мечтает стать космонавтом, но ведь в космос не берут тех, кто не любит математику...) убедите его, что ходить в школу все-таки нужно. Главное — не давите на ребенка и не угрожайте ему. Шаг за шагом развейте в беседе все его сомнения и страхи.        
    Даже если они, на ваш взгляд, совершенно не заслуживают внимания. Не выходит красиво при письме буква, учитель отругал за мелкую шалость, поссорился с кем-то из одноклассников, в общем, что бы ни случилось, проявите к «пострадавшему» максимум понимания и, сочувствия. Ведь
если неприятные ощущения, связанные со школой, будут накапливаться, нарастать как снежный ком, то это грозит вашему ребенку стрессом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С  трудностями сталкиваются не только первоклашки, но и родители, учителя.
    Что касается родителей, то в практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны именно с их отношением к школьной успеваемости. В период начального обучения происходит изменение в отношениях взрослых и детей. «Хорошим» считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого мамы и папы относятся отрицательно. Под влиянием же плохих оценок ребенок теряет уверенность в себе, у него появляется тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации в учебе. Маленький ученик хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, неудачи закрепляются. Это, в свою очередь, вызывает недовольство, и так, чем дальше, тем труднее разорвать этот порочный круг. Неуспеваемость превращается в хроническую.         
    Второе, на что жалуются, прежде всего, учителя, — это то, что ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует. Не слышит вопросы, не выполняет задания. Малыш просто уходит в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое чаще всего бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей. Игры в уме становятся основным средством удовлетворения этой потребности. В случае своевременной коррекции ребенок не попадет в отстающие. В противном варианте, привыкнув удовлетворять свои желания в мечтах, малыш практически перестанет обращать внимание на неудачи в реальной деятельности. Это препятствует полной реализации возможностей и ведет к пробелам в знаниях. Помочь такому ребенку можно, развернув деятельность его воображения. Откройте для сына или дочери чудеса творчества, направьте интерес к рисунку, конструированию, лепке. И, конечно, в самом начале «завлечения» будьте рядом. Будьте готовы помочь, подсказать, воодушевить.
    Трудность третья характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Учителя жалуются не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Такой ученик нарушает общие нормы дисциплины. Что делают взрослые, узнав об этом? Они наказывают сорванца. Парадокс, но таким образом они его поощряют — наконец-то уделяют внимание маленькому разбойнику! Истинное же наказание — лишение внимания.        
    Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры), лишь провоцирует демонстративное негативное поведение.         
    Совет: игнорируйте скандалиста, но поощряйте и хвалите чадо, если оно умудрилось сделать что-то без вашего участия. Завышенная самооценка — бич юных школьников. И, в принципе, это вина родителей.        
    Большинство взрослых считают, что речь — важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие абстрактного, логического, практического мышления — это ролевые игры, рисование, конструирование), оказываются на заднем плане. Тем не менее, малыш бойко и отчетливо отвечает на вопросы родственников и друзей, а те восхищаются им.         
    Словоохотливость, как правило, сопряжена с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых. С началом обучения в школе обнаруживается, что маленький вундеркинд не способен решать простейшие задачи, а деятельность, которая требует образного мышления, вызывает у него трудности.
    В таких случаях больше внимания необходимо также уделять развитию образного мышления. Основная тактика — придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.         
    И, пожалуй, самая частая жалоба родителей и учителей — это лень. За ней может стоять все, что угодно, в частности:


    — малыш не видит причин «грызть гранит науки», у него
нет стимула;         
    — таким образом, кроха старается избегать неудач, неуспеха;         
    —
темперамент ребенка. Он трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что маленькому ученику просто «лень шевелиться», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок же чувствует себя плохим.

   Как помочь ребенку восстановить положительное отношение к повседневной школьной жизни, ко всем, кто участвует в процессе обучения? Это не так уж сложно:
    — ни в коем случае
не сравнивайте посредственные результаты дочери или сына с каким-либо эталоном, с требованиями школьной программы или достижениями других, более успешных учеников. Любое сравнение даст только отрицательный результат. Малыш не потянется к тому, кто пример №1 в классе, а замкнется и, может быть, перестанет дружить с этим ребенком;        
    — обязательно
хвалите своего «знайку» за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал три ошибки, а в сегодняшнем — две, это нужно отметить как реальный успех. Он должен быть оценен искренне и без иронии;
    —
показывайте ребенку, что вы его любите не за хорошую учебу, а просто потому, что он ваше собственное дитя;         
    —
нельзя допустить, чтобы малыш замкнулся на своих школьных неудачах. Надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Это впоследствии обязательно скажется и на школьных делах.         
    И помните, дорогие мамы и папы, что следует терпеливо ждать успехов. Школа и предметы, которые там преподают, должны как можно дольше оставаться сферой щадящего оценивания. Ведь то, насколько удачно сложится тандем «ученик-учеба», во многом зависит от терпения и внутреннего такта родителей



Предварительный просмотр:

        Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.         Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.

Может ли Ваш ребёнок:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка,  

    конфета, цыплёнок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

4. Чётко выговорить своё имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашом или мелками на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?

15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?

17. Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребёнком (ответы: «почти всегда»; «иногда»; «никогда»).

1. Нравится ли Вам Ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребёнок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь малыша?

6. Позволяете ли Вы ребёнку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?

8. Смеётесь ли Вы вместе с ним?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребёнка?

12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребёнка дома место (например, полка), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли Вы с семьёй и с ребёнком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?

16. Стараетесь ли Вы сказать всё за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:

  • у зубного врача;
  • в магазине?

17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребёнком?

18. Задаёте ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и

      шлёпать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?

22. Собираетесь ли Вы сводить ребёнка в театр, в зоопарк, в музей?

За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла, «иногда» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма: 88 баллов – здорово! 44 балла – неплохо, меньше 22 баллов – стоит задуматься над вашими взаимоотношениями.



Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Психологическая готовность к школе. Что это такое!

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое "готовность к школе", о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то непонятной причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать. Чтобы у вас не возникало подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе.

Прежде всего, необходимо помнить, что под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за внутренняя позиция школьника, о которой твердят психологи. Не менее важным является и другой ваш вопрос - а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте попробуем, прежде всего, разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.

Хочет ли ребенок в школу?

Прежде всего, мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или  машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют "внутреннюю позицию школьника", о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит, быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка "внутренней позиции школьника".

Однако правомерен вопрос: "Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность вашей позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?" Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать, вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

Я специально подробно остановилась на этой составляющей готовности к школе, так как по многолетним наблюдениям знаю, что, к сожалению, именно на это многие родители мало обращают внимания, считая не очень важным. Но теперь, когда вы, как я надеюсь, поняли необходимость этого, я думаю, вы постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

Слышит ли рука глаз?

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас стали более понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.

Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.

Источник: Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе?



Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ

Родители, предоставляющие детям сразу полную самостоятельность в выполнении домашнего задания, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают детей. В первом случае дети могут обидеться на равнодушие близких, во втором формируется безответственность, уверенность в том, что уроки всегда будут сделаны.

Правильнее будет наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка домашнюю работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же никогда не приносят успеха. Если ребенок будет переписывать работу по десять раз, его желание учиться пропадет, и в следующий раз он будет хитрить, стараться делать задания тогда, когда родители заняты.

Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное — продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Конкретная же помощь ребенку в выполнении домашнего задания заключается в следующем:

Проверьте, хорошо ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться слева (для правшей), справа (для левшей) или спереди, чтобы тень не падала на тетрадь. На столе не должно быть лишних предметов.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудиться от игр с друзьями.

Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Это неправильно. Для 7—8-летнего школьника время работы не должно превышать 15-30 минут, к 13 годам — 30-40 минут. После этого времени стоит сделать 5-10-минутный перерыв. Лучше, если ребенок займется физическими упражнениями.

Не переутомляйте ребенка долгим сидением за домашним заданием. Он уже отсидел в школе 4-6 уроков по 40 минут, его работоспособность снизилась, поэтому дома он должен больше отдыхать.

Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься.

Полезно, когда ребенок спит после обеда — в этом случае пусть он садится за уроки попозже. Дети, которые занимаются во вторую смену, должны делать домашнее задание утром.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно просто исправить ошибки. Переписывание уже сделанного для ребенка — скучнейшее дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Кроме выполнения заданного в школе, дома с детьми нужно играть, рисовать, лепить, конструировать.

От родителей школьников требуется приучить дочь или сына вовремя садиться за уроки, а также напоминать, что пора сделать перерыв.

Следите, чтобы ребенок не отвлекался, не начинал вдруг рисовать на подвернувшейся бумажке. Ребенок должен привыкнуть не отвлекаться. Вернуть внимание можно жестом, кивком головы, напоминанием: “Пиши, пиши”. Нотация, раздражение не помогут, а только отвлекут от работы.

Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Но ни в коем случае не производите за него вычисления, не решайте домашнее задание.

Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, вот только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Даже маленькие дети умеют делать проверку, но не пользуются этим умением. Так что о самопроверке вам придется напоминать постоянно. Никогда не ругайте ребенка за “грязь”. Самоисправления — первая форма самоконтроля. Поощрите такую работу. Постепенно степень контроля должна снижаться. Контролируйте только тогда, когда ребенок садится за уроки. Потом подойдите к нему несколько раз, постойте минуту-другую, отойдите. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Психологические основы стандартизации дошкольного образования

     В последнее время в образовательной среде очень много говорят о ФГОС, но не  всем родителям  понятна эта аббревиатура. Что же такое ФГОС? ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

     Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации организацией основной образовательной программы дошкольного образования.

     Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

     Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

     ФГОС  ДО рассматривает:

-требования к структуре основной образовательной программы ДО,

-требования к условиям реализации  основной образовательной программы ДО,

-требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО.

Нам с вами в первую очередь важны результаты освоения основной образовательной программы ДО, которые мы рассмотрим чуть позже.

А  сейчас я вам расскажу о понятиях, которые лежат в основе модернизации ДО и, соответственно, ФГОС.

В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и  культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского.

Психологической основой системы дошкольного образования  является:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Поэтому формируя определенный навык  или умение, очень важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок учится не только на занятиях в детском саду, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательного учреждения, учет  всех аспектов жизнедеятельности ребенка.

3. Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников. То, что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого.

     С точки зрения личностного развития ребенка особую значимость представляет  общение. Ребенок дошкольного возраста должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, должен научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности. Все это строится на индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для адекватного возрасту функционирования нервной системы ребенка, позволяет ему расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение.     Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку. Культурное развитие - это то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением. Культурный человек – это человек, который умеет управлять самим собой,  собственной деятельностью. Основной результат образования – это развитие, а не знания, умения и навыки.

     Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов ДО. Рассмотрим 3 условия, достижения этой цели:

     Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами должны стать активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Родители смогут взглянуть на ребенка со стороны, найти адекватное для ребенка содержание и формы развития, лучше понять своего малыша, правильно общаться и взаимодействовать с ним.

     Второе условие касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделял два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно. Он учится тому, что считает нужными и интересным. Если обучение строится по собственной программе ребенка, то тогда ребенок развивается в процессе данного обучения. Взрослый  должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения. Тогда с внешней стороны мы имеем картину реактивного обучения, идущего от взрослого, а с психологической стороны это будет спонтанное обучение, так как оно отражает  интересы ребенка. Главная задача взрослого  - сформировать у малыша мотивы обучения.

     Третье условие касается становления и развития детской игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для  формирования и развития психики и личности ребенка.

     Современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает  однообразная жизнедеятельность, которую они часто выполняют без эмоций,  почти автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ними эмоционально-насыщенной жизнью, которая является важным фактором развития эмоционально-личностной  сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять.

     Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка.  Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять их правилам игры.

     Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в которых ребенок мог бы проявить волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься как раз тем, что не получается, что трудно, при этом надо помогать ребенку осмысливать свои волевые усилия.

     Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – воображения. Оно возникает и развивается в игре. Есть и другой вид воображения, а именно не смысловое, как в игре, где все может быть всем, а воображение объективное и предметное, которое развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

Целевые ориентиры ДО

     Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

     Целевые ориентиры ДО – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Дошкольное детство имеет свою специфику. Это гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Дошкольное образование тоже имеет свои системные особенности. Это необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат. Все эти условия делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 

     Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.

     Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

     Настоящие требования являются ориентирами для:

● учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

● педагогов и администрации Организаций для решения задач:

– формирования Программы;

– анализа своей профессиональной деятельности;

– взаимодействия с семьями воспитанников;

● авторов образовательных программ дошкольного образования;

● исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного возраста.

     Рассмотрим целевые ориентиры к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам). Это следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

● ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениямиможет контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментироватьОбладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

     Все вышеперечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Преемственность дошкольного и начального общего образования

     Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и  предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

     Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

     Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Психологическая готовность к школе

     Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

     Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

- мотивационная готовность (желание учиться);

-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

  -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

  • Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
  • Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
  • Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
  • Способность адекватно оценивать себя.

      Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

  • Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • Умения  ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная  готовность включает в себя:

  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и  явления окружающего мира;
  • Следующий уровень интеллектуальных процессов:

- умение выделять существенное в явлениях  окружающей действительности;

- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

  • Обучаемость:

- усвоение нового правила работы;

- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

- уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок – растение – живая природа высокий уровень).

  • Сумму  усвоенных знаний;
  • Речевое развитие:

- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;

- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

- осознание словесного состава речи.

            Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная  в начальной школе, а не специальная, связанная  с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

            В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей

 6 – 8 лет:

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
  2. Неполные зрительно-пространственные представления.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
  4. Недостаточное развитие внимания.
  5. Недостаточное  развитие произвольности поведения.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

     Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

     Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей  конкретные пути решения проблемы.

     Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:

  • Педагогическая запущенность,
  • Отставание в психическом развитии,
  • Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
  • Признаки гипер- и гипоактивности,
  • Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
  • Астенизация, сниженная работоспособность,
  • Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

     Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты  физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

     Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.

     Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной  сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

     Личностные качества– это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.

      Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

      Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.

Рекомендации родителям по подготовке детей  школе

просты:

  1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
  2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности -  игре.
  3. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную,  двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную  деятельность детей.
  4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными  и психологически-безопасными.
  5. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
  6. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
  7. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

Удачи вам, уважаемые родители!

Список  использованной литературы:

  1. Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

(советы психолога)

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что Ваш ребенок помнит свое полное имя, адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях: «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…». В некоторых случаях эти меры могут иметь успех, но отдаленные последствия всегда плачевны.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома сами и примите в ней участие. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на Вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачу. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшими.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите из в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует Ваш стиль.
  8. Помогите ребенку обрести уверенность в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же уверенно, как и дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно сообщать о них взрослым.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать молнии и пуговицы.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Еще более сложное дело – планирование семейного досуга на выходные дни. Приучайте ребенка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общение с ребенком. Если ребенок помогает Вам выпекать торт, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые магазины – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите его положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон и т. д. свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает Вам накрыть на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Проходя по улице, обращайте внимание ребенка на слова – надписи, которые окружают вас. Объясняйте их значение.
  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое… наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

        Скоро в школу… этой осенью ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой с ног сбиваются в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА УМНЫМ, НО СЧАСТЛИВЫМ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО ДУШЕВНОЕ, РАЗУМНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С БЛИЗКИМИ И ЛЮБИМЫМИ ЛЮДЬМИ – СЕМЬЕЙ.

        

В Ваших силах создать в семье именно такую обстановку.



Предварительный просмотр:

Тест  «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу»

(автор А.Е.Хасанов)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы

согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

1. Вы считаете, что Вашему ребёнку будет трудно учиться в школе?

2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребёнок чаще будет болеть?

3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребёнок достаточно быстро и успешно

    овладеет чтением, письмом, счётом?

4. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно

    самостоятельными?

6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребёнку?

7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребёнка?

8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы

    Вашего ребёнка?

9. Без Вас ребёнок часто плачет, угнетён?

10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребёнка лучше обучать дома, чем в

    школе?

11. Вы считаете, что Ваш ребёнок будет сильно уставать в школе?

12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребёнок станет непослушным?

14. Ваш ребёнок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

15. Вы уверены, что дети-первоклассники ещё не способны на взаимопомощь и

    дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опёки над ребёнком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребёнка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Готовность к школьному обучению.Родителям и педагогам.

Все аспекты школьной готовности рассматриваются в данной статье доступно и компетентно....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...