Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
статья

Пшенникова Юлия Константиновна

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Основные виды готовности к школьному обучению...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Основные виды готовности к школьному обучению:

- физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

- специальная готовность - приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам;

- психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе, школьная зрелость, готовность к школьному обучению – эти выражения включают в себя функциональное созревание психики ребенка [11, с.237].

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя несколько составляющих, и у каждого ребенка она индивидуальна и связана с его психическим развитием. В современном обществе образовательные учреждения предъявляют к будущим первоклассникам требования на основе новых программ, учебников, методик, принятых в данном учебном учреждении. И если ребенок соответствует всем предъявляемым требованиям, то он считается психологически готовым к школе. Исходя из вышесказанного следует, что психологическая готовность дошкольников – это требуемый психический уровень развития детей, который способствует эффективному прохождению периода адаптации к школьным условиям и требованиям. От сформированности психологической готовности ребенка зависит успешность его последующей учебной деятельности:

- индивидуальное отношение каждого дошкольника к процессу обучения;

- полноценное развитие во всех сферах деятельности;

- отношение к ребенку учителей и одноклассников;

- оценка его способностей родителями.

Если психологическая готовность у дошкольника не сформировалась, то высока вероятность его последующей неуспешной школьной деятельности:

- снижение уверенности или полной потери в свои способности и возможности;

- занижение самооценки;

- потеря контакта с родителями и педагогами;

- появление отрицательного отношения к учебной деятельности или полный отказ посещать школу [17, с.132].

С научной точки зрения к понятию «психологическая готовность к школе» существует несколько подходов. Многие ученые выделяют три компонента школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Интеллектуальная зрелость характеризуется формированием и созреванием структур головного мозга. Под эмоциональной зрелостью понимается уменьшение у дошкольников импульсивных действий в поведении, появление волевых проявлений (умения заставить себя выполнить задание не интересное, не привлекательное). «Социальная зрелость характеризуется потребностями дошкольников в общении с ровесниками и умениями подчиняться законам детского коллектива» [11, с.238].

По предложению исследователя Божович Л.И., психологическая зрелость характеризуется двумя аспектами: личностной и интеллектуальной готовностью к школьному обучению.

Рогов Е.И. указывает на такие критерии интеллектуальной и психологической готовности к обучению в школе как:

- дифференцированное восприятие окружающих предметов и явлений природы;

- аналитическое мышление (способность понять основные признаки и связи между предметами и явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к различным видам деятельности (роль фантазии ослабевает, формируются практические навыки, соответствующие реальности);

- логическое запоминание и воспроизведение по памяти фольклорного материала, отдельных слов или предложений;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет волевых усилий;

- овладение на слух диалогической речью и способность к пониманию и применению символов;

Развитие тонкой моторики рук и зрительно – двигательной координации.

На психологическую подготовку детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению оказывают большое влияние дошкольные образовательные учреждения. Одним из основных принципов образования является преемственность всех этапов учебной деятельности. Самым первым этапом является детский сад, где закладываются основные навыки, умения детей. Тесная взаимосвязь детского сада с начальной школой и родителями может привести к дальнейшей успешной деятельности в школе будущих первоклассников. Педагоги в дошкольных учреждениях формируют готовность детей к школьному обучению, развивают индивидуальность, неповторимость ребенка. Подготовка детей 6-7 лет к школе включает два компонента:

  1. Всестороннее развитие детей – физический уровень, эстетический, нравственно-этический, умственный, психологический
  2. Специальная практическая подготовка по тем предметам, которые будут в основе начального образования.

 Уровень развития коммуникативных и организационных навыков зависит от взаимоотношения ребенка с воспитателем. В процессе групповой деятельности педагог создает условия для самостоятельных действий и творчества детей. Формирование положительных взаимоотношений между детьми является основной педагогической задачей воспитателя – потребность детей в общении должна быть добровольной и необходимой. «С ранних лет жизни детей надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, делил радости и беды с другими детьми, чтобы совместная жизнь была наполнена яркими событиями» [10, с.56].

Социально-психологические критерии открывают возможности личностного роста ребенка. Социальная активность детей в группах детского позволяет им решать задачи показывая при этом такой уровень психической активности, который бы давал желаемый результат, значимый для самого ребенка и окружающих людей (ровесников и взрослых). Благодаря этому формируются необходимые качества личности детей: инициативность, творческий подход, исполнительность и правильность понимания задач [30, с.104].

В процессе совместной деятельности к моменту школьного периода дети должны научится не только самостоятельно организовывать свои действия в игре, но и выбирать, организовывать, планировать и точно выполнять трудовые операции, уметь распределять роли, и доводить любое дело до конца.

Одним из важных навыков, приобретенных в детском саду является навык совместной работы в группах. Первоклассники, пришедшие в школы из детских садов, быстрее адаптируются к различным ситуациям, легче переносят шум, лучше слышат учителя и выполняют команды. Дети, которые воспитывались только в домашних условиях, вначале испытывают психологический дискомфорт, так как им не хватает самостоятельности и активности в действиях. [49, с.116].

Исходя из вышесказанного, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование. Нарушения в области психического развития дошкольников приводит к отставанию или искажению восприятия окружающего мира.

Для успешной готовности дошкольников к школьному обучению, необходимо сочетать игровую, продуктивную и учебную деятельности. Формировать навыки позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности. Развивать коммуникативные навыки, направленные на позитивное и адекватное общение со сверстниками и педагогами Коммуникативный компонент у детей старшего дошкольного возраста, предполагает достижения соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми, а именно, формирование внеситуативно - личностного общения (по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.