Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"
статья (подготовительная группа) по теме

Мерзликина Светлана Валерьевна

 

Психологическая готовность к школьному обучению.

 

 

Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка –это и есть подготовка к школе.

Если вы внимательно относились к развитию ребенка в целом, можете быть уверены- психологически ваш малыш готов к школьному старту. Вы помогали ему освоить разнообразные способы открытия мира, поощряли его активность, самостоятельность, тягу к творчеству, научили его получать радость от общения с другими людьми – и взрослыми , и сверстниками…..

И все же есть кое-какие специфические моменты, на которые стоит обратить внимание. Это вовсе не умение читать, писать и вычислять еще до начала школьной жизни. Гораздо больше ребенку поможет умение заниматься без постоянного руководства и ожидания похвалы взрослого, сидеть не ерзая, управляться с карандашом и выдерживать эмоциональные нагрузки, которые неизбежно возникают в большой группе детей.

 

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин).

 

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

 

 1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

 2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

 3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

 4) хорошее развитие фонематического слуха.

 

В качестве небольшого заключения, хочется отдельно отметить: готовя ребёнка к школе, избегайте превалирования каких-либо оттеночных высказываний, негативных либо позитивных. Малыш ещё очень чутко относится к Вашему мнению. Попытка изобразить учёбу сплошными радужными красками приведут лишь к последующим разочарованиям. В жизни Вашего малыша ещё очень много различных дорожек, запутанных и прямых, каменистых и ровных, он должен быть готов к этому. И не забывайте о том, что самое главное знание в жизни Вашего первоклашки – это то, что его родители всегда рядом и готовы помочь и что первые шаги в новую жизнь Вы делаете вместе.

Литература:

Психологическая готовность к школе. Гуткина Н.И. - Питер, 2004

Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986

Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.

Серова Л.И. «Диагностика психологической готовности к школе»

Владер Ю.М. «Готов ли ваш ребенок к школе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....