Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Лаухина Вера Александровна

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школе.

      Добрый вечер, уважаемые родители. Я хотела бы обратить Ваше внимание  на интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе.

СЛАЙД 1        

    Среди родителей будущих первоклассников часто  можно услышать такой разговор:

-Ну, что, вы готовы к школе? Умеете уже  читать, писать, считать? Да? Ну, тогда конечно, готовы.

    Родители считают, что ребёнок подготовлен к школе, если умеет читать, писать и считать.   Но такое мнение часто бывает ошибочным. Иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе. Прежде всего надо понять, что   развивать необходимо  предпосылки к обучению, а не обучать тому, чему будут учить в школе. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать.  

     СЛАЙД 2    

    Я бы хотела процитировать высказывание известного психолога Александра Леонидовича Венгера:

                                      «Быть готовым к школе – не значит

                                        уметь читать, писать и считать.

                                        Быть готовым к школе – значит

                                        быть готовым всему этому научиться.»    

  А для того , чтобы быть готовым всему этому научиться, ребёнку необходимо обладать определённым уровнем  знаний и определённой    широтой  представлений о мире ( в том числе образных и пространственных), а так же соответствующим уровнем  речевого развития.

 А всё вышеперечисленное  и входит в понятие  интеллектуальной готовности.  

      Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.

СЛАЙД 3

    Итак, можно сказать, что интеллектуальная готовность – это определённый уровень развития речи,  памяти, мышления, воображения.

    Ведь овладение навыками счёта, письма, чтения невозможно без базового уровня сформированности этих основных  процессов.

  Память  В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на такой очень важный процесс как память.  От её объёма зависит многое.

  Ребёнок дошкольного возраста запоминает всё яркое, интересное.

       А  к 7 годам  завершается процесс формирования произвольного запоминания, то есть ребёнок способен запоминать не  только то, что интересно, но и то, что требуется.

   А  как проверить память у своего ребёнка?

 Можно предложить  ему запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

    Предлагаю всем вам сейчас попробовать выполнить такое задание.

Слушайте  и запоминайте: лес, хлеб, окно, стул, конь, брат, вода, гриб, игла, мёд.

 А теперь вспоминайте   и считайте  сколько слов вы запомнили.( Пауза )

Проверить себя вы можете, посмотрев на слайд.

СЛАЙД 4 

   Ребёнок  в первый раз  может повторить от 2 до 5 слов. А кто-то, возможно,  и все 10 повторит.   Всё очень индивидуально. Продолжайте  называть слова ещё несколько раз и после 3-4 повторений  ребёнок обычно запоминает белее половины слов.

Память можно и нужно тренировать. Для этого поиграйте  со словами. А для лучшего запоминания объединяйте слова по смыслу, составляйте  с ними рассказы.  

 Мышление.   СЛАЙД 5

   Ещё один из важнейших психических процессов – это мышление. Если в дошкольном детстве  мышление наглядно-действенное ( это манипулирование предметами), то к концу дошкольного периода формируется наглядно-образное мышление ( это способность оперировать уже сложившимися образами и представлениями).

Для развития наглядно-образного мышления  хорошо использовать игру

 « Разрезные картинки» когда ребёнку  даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.

СЛАЙД 6

   В 7 лет активно формируется логическое мышление . Дети способны  уже  находить причину и следствие какого-либо события (например, сезонных изменений в природе),  на основе наблюдений делать простейшие выводы, устанавливать связи между предметами, анализировать, обобщать.

  В  этом возрасте дети  уже могут понять что такое план комнаты. Полезны  игры :  «Найди клад»  -  когда с помощью схематичного изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку, «Лабиринты».

   Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра « Четвёртый лишний». Играйте со всем, что есть под рукой. Например, на столе лежат яблоко, помидор, кабачок и капуста. Что лишнее в этом ряду зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это форма, то лишний кабачок, ведь он продолговатый, а всё остальное  - круглое. Яблоко лишнее, потому, что оно фрукт, а все остальные  - овощи. Помидор лишний потому, что он красный, а остальное всё – зелёное.

Поможет научиться обобщать игра « Назови одними словом», когда Вы называете группу предметов и просите ребёнка назвать их одним словом. Например - чашка, блюдце, тарелка- это… посуда, стол, кресло, шкаф- это…. мебель.

Воображение  СЛАЙД 7

  В психическом развитии велико значение такого процесса как воображение.

     Творческое воображение позволяет ребёнку создать новый образ. Воображение активно соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, что очень важно в процессе обучения в школе.

   Воображение выполняет познавательную функцию – позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. А также оно выполняет ещё одну важную функцию– защитную -предохраняет легко ранимую душу ребёнка от чрезмерно тяжёлых переживаний , связанных в том числе и со школой.      

  Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки.

Речь СЛАЙД 8     У будущего первоклассника должна быть хорошо  развита разговорная речь. Это и способность выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал, и умение выделить главное в рассказе, пересказать рассказ по определённому плану.

 Если ребёнок неправильно произносит звуки, то у него могут возникать ошибки при написании слов, пропуски букв.

Такая игра как  « Прохлопай слово» поможет ребёнку научиться разделять слово на слоги по количеству гласных звуков при помощи хлопков.

Например « Шко-ла» или ( рукой к подбородку « Шко-ла»)

Чтобы объяснить функцию какого-либо предмета, раскрыть смысл слова ребёнку нужно иметь достаточный словарный запас.

Можно использовать игру « Что за предмет?» - не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируются мыслительные процессы. Ребёнок подбирает новые слова, эпитеты, определения, глаголы.  

Внимание СЛАЙД 9

   Ещё  хотелось бы отдельно упомянуть такое важное свойство нашей психики как внимание.  Внимание – избирательная направленность сознания на  какой –либо объект. Родители  часто говорят  « Да мой ребёнок много знает, но совсем невнимателен, торопится…». Ребёнок может внимательно или невнимательно запоминать, слушать, думать.        

Если семилетний ребёнок не в состоянии сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности хотя бы 5- 10 минут, то это должно насторожить родителей.

  Для развития внимания очень полезно предлагать ребёнку замечать перемены, произошедшие в природе, на улице, дома, возле детского сада. Поиграть в  игры «Что нового появилось?», «Что изменилось?».

СЛАЙД 10

  Также можно использовать такие игры как :

- выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур или узоров  по образцу;

- рисование узоров по клеткам по образцу;

- « Найди отличия» - сравнение двух картинок и нахождение отличий;

 - «Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели;

 -  « Услышь слово и хлопни» - взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.

СЛАЙД 11

 И,  подводя итог, можно сказать что интеллектуальная готовность  сформирована, если Ваш  ребёнок:

  •   называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения;
  •  знает страну, город в котором живёт, домашний адрес;
  •  знает имена, отчества родителей, их профессию;
  •  знает времена года( последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели;
  •  ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей;
  •  называет овощи, фрукты, ягоды, виды транспорта, одежду, обувь, головные уборы, посуду;
  •  различает и правильно называет геометрические фигуры( круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);

СЛАЙД  12

  •  свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги ( умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т.д.);
  •   умеет внимательно, не отвлекаясь слушать;
  •  запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов;
  • свободно считает от 1 до 10 и обратно;
  •  различает гласные и согласные звуки;
  •  разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
  •  знает и умеет рассказывать сказки;
  •  умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
  • Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.

СЛАЙД  13   А в завершении хочется пожелать Вам и Вашим детям новых открытий и успехов в обучении в школе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формирование интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» Александр Леонидович Венгер .

Слайд 3

Интеллектуальная готовность –определённый уровень развития речи памяти воображе-ния мышления

Слайд 4

Память Как проверить память у своего ребёнка? ЛЕС ХЛЕБ ОКНО СТУЛ КОНЬ БРАТ ВОДА ГРИБ ИГЛА МЁД Для лучшего запоминания: объединяйте слова по смыслу составляйте с ними рассказы

Слайд 5

Мышление Наглядно-действенное мышление ( манипулиро-вание предметами) Наглядно-образное мышление (оперирование образами и представлениями) Игра « Разрезные картинки» - даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.

Слайд 6

Логическое мышление ( способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, выделению общего) Игра « Найди клад» – с помощью схематического изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку. Игра « Четвёртый лишний» - найди лишний предмет. Игра « Назови одним словом»- назови группу предметов одним словом.

Слайд 7

ФУНКЦИИ познавательная защитная Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки. Воображение

Слайд 8

Речь правильное произношение звуков; развитая разговорная речь и богатый словарный запас ; Игра « Что за предмет?» - не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, поменяйтесь ролями.

Слайд 9

ВНИМАНИЕ – избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Семилетний ребёнок способен 5-10 минут сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности.

Слайд 10

Игры для развития внимания: выкладывание из палочек, спичек, пуговиц узоров, предметов по образцу; рисование узоров по клеткам по образцу; «Найди отличия» - сравнение двух карти - нок и нахождение отличий; «Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели; « Услышь слово и хлопни» - взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.

Слайд 11

Интеллектуальная готовность сформирована, если ребёнок: называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения; знает страну, город в котором живёт, домашний адрес; знает имена, отчества родителей, их профессию; знает времена года( последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) , части суток, дни недели; ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей; называет овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, транспорт, одежду, обувь, головные уборы, посуду; различает и правильно называет геометрические фигуры( круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);

Слайд 12

у меет внимательно, не отвлекаясь слушать; запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов; свободно считает от 0 до 10 и обратно; различает гласные и согласные звуки; разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков. знает и умеет рассказывать сказки; умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять или придумывать рассказ по картинке; умеет высказывать собственные суждения, делать выводы. свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги( умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т.д.);

Слайд 13

Новых открытий и успехов в школе Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению

Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов....

Характеристика компонентов психологической готовности к школ

До сих пор в отечественной педагогике и психо­логии имеются разнообразные точки зрения на вза­имосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой го...

Основные компоненты психологической готовности к школе

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяет...

Основные компоненты психологической готовности к школе

Памятка для родителей.  Седьмой год жизни -- продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается ...