Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Глушкова Елена Юрьевна

В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_psihologicheskoy_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyu.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.

№ 

п/п

Вид психологической готовности к школе

Показатели готовности к школе

1

Личностная (мотивационная) готовность

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Из всех характеристик особенностей личности ребенка выделены  три общих параметра:

-отношения с взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным, т.е. ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые по отношению к нему;

-отношение со сверстниками:  готовность ребенка к сотрудничеству в совместной деятельности;

-отношение к себе:  развитие адекватной  самооценки.

Интеллектуальная готовность

Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности: это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей  к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей.

3

Социально-коммуникативная готовность

Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности – это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование  конструктивных  взаимодействий  в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения: формирование  у ребенка таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли ребенку успешно войти в контакт с одноклассниками, учителями.

4

Эмоционально-волевая готовность

В развитии волевых действий выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех  и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.).  Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом:

1) становление самостоятельности;

2) развитие самооценки.

5

Психофизиологическая готовность

Показатели готовности ребенка к школе: по физическому и биологическому развитию, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Морфологические :

-абсолютные размеры тела(масса не ниже 23 кг.);

- пропорции тела (по результатам Филлипинского теста);

-смена зубов;

Физиологические:

-моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску);

-работоспособность ( усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум 15 минут);

- чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому.

Степень биологического созревания организма можно оценить по изменению пропорций тела в период ростовых скачок (полуростовой скачок )


Задание 2. Подберите или составьте диагностическую методику, которая выявляла бы различные стороны интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Методики диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

Методики диагностики уровня развития внимания.

1.«Методика Пьерона -- Рузера».

Цель: Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего возраста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Хорошими результатами выполнения методики считаются:

  • -- быстрое запоминание условных обозначений;
  • -- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
  • -- незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

2. Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Цель исследования: определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого.      

Методики диагностики уровня развития мышления.

1.Методика «Последовательность событий».(Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911г.)

Цель: Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозор ребенка.

В качестве экспериментального материала используются от4 до 6 сюжетных картинок, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей. Устный рассказ показывает уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Задание состоит из двух частей:

выкладывание последовательности картинок;

устный рассказ о нарисованном событии.

Правильно найденная последовательность картинок свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

2.Методика «4-й лишний» (Исключение предметов) Т.В.Егорова (1973)

Цель: Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля.

Методика предназначена для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте. Данные, получаемые при исследовании, с помощью данной методики позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно неспособности) ребенка выделять существенные признаки предметов и явлений

 Существует два варианта методики исключения - предметный и словесный.

Важным условием применения методики "Исключения предметов" является речевое обоснование выбора.

Методики диагностики уровня развития памяти.

1.Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия)

Цель: Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

Методика используется для изучения непосредственного кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила). После зачитывания предлагается воспроизвести слова в любом порядке. Затем слова зачитываются повторно. Нормальным считается воспроизведение 6-9 слов после 4-5 повторений. Через 20-30 мин. испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке .

Выделяют следующие показатели:

  • 1. количество воспроизведенных слов;
  • 2. динамику воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).

Методики диагностики уровня развития воображения.

1.Методика «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко

Цель: Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами, могут быть и простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Выводы

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Виды психологической готовности к школьному обучению, их показатели и методики исследования

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.        Под ин...