Консультация "Роль ситуации успеха в развитии активности детей дошкольного возраста"
консультация

Яковлева С.В.

Уважаемые педагоги! В консультации представлены Вашему вниманию условия и приёмы создания ситуации успеха, а так же даны рекомендации ""Успешного воспитания!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_situatsii_uspeha_dlya_pedsoveta_peredelannyy_19_g.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль ситуации успеха

в развитии активности детей дошкольного возраста»

       Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие того или иного члена общества зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности. 
Психолог А.А. Люблинская говорила о том, что «быть активным — значит находиться в состоянии действования». А так же, «что благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми».
Постепенно меняющееся содержание, формы и побуждения к активности ребёнка становятся условием дальнейшего формирования личности дошкольника. Поскольку действия ребенка все чаще направляются на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправленность и организованность.

Для того чтобы сформировать и воспитать по настоящему творческую, любознательную, активную личность, мы – взрослые, должны соблюдать ряд определенных условий для создания ситуации успеха каждому ребёнку.

С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Это наиболее актуально, так как в среднем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться дружеские отношения, желание помочь друг другу и участие в совместной деятельности.

Немаловажную роль в создании ситуации успеха, которая в свою очередь ведет к развитию активности детей дошкольного возраста, играет педагог. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность  в  себе и внутреннее удовлетворение;  он  должен  помнить,  что  ребенку  необходимо помогать добиваться успеха как в  учебной  деятельности, так и в игровой.

Раскроем условия создания ситуации успеха

1.  «Доброжелательность окружающих»: удобное расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, побуждает субъекта к активности. И когда педагог говорит ребёнку: «Нам это очень надо, потому что                                                                      », «Для тебя это важно, потому что…                                                                      ». Как бы подчеркиваете значимость дела,  тем самым повышаете представление личности о собственной значимости этого дела, а значит, наполняете большей уверенностью ребёнка в своих силах.

2. «Снятие страха»: особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно будет сделать для тебя,  если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы все тебе поможем».

3. «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь ребёнку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать аппликацию с выкладывания деталей, а потом только их приклеивать» или «Обычно удобнее приступить с…                                                        », или же «Здесь, вероятно, главное…»                      

Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.

4.   «Авансирование»: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребёнок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». Со стороны педагога идёт дружеское положительное подкрепление для ребёнка.

5. «Персональная исключительность»: Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.

 Когда педагог обращается к ребёнку со словами «Только ты и мог бы прийти на помощь своим ребятам;  или именно на тебя у нас большая надежда».

6. Завершает систему педагогических операций «Оценка продукта деятельности ребенка»: Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: Например: когда педагог говорит: «Особенно удалось тебе нарисовать вот этот элемент узора», «Больше всего мне нравится, как ты слепил шляпку у грибочка».

Сейчас хочу остановиться на приемах создания ситуаций успеха

  1. Приём «Эмоциональные поглаживания»

Когда педагог хвалит ребёнка: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами». Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Тем самым внушаем ребенку веру в себя. Погладьте себя, ведь правда приятно осознавать, что «Я – МОЛОДЕЦ!»

  1. Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит.  То есть мы видим ребенка, который дает знания более низкие, чем другие дети и определяем для него те задания, с которыми он точно справится, чтобы этот ребёнок почувствовал тоже ситуацию успеха в том или ином деле.

  1. Прием «Следуй за нами»

Данный прием мы используем не только в образовательной деятельности, предлагая детям уже справившимся с заданием помочь их товарищу, но и  в игровой деятельности, когда организуем в частности дидактическую игру. Наши дети любят сами  организовывать настольно-печатные игры, когда активные дети начинают играть, потом приглашают менее активных детей и продолжают играть уже вместе.

  1. Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив радостью можно в том случае, если успех отдельного ребёнка перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: ребенок сделал работу (например, что-то нарисовал, построил что-то необычное) + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов детского коллектива + поддержка педагогом «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общая радость).

Рекомендации «Успешного воспитания»

        Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой  - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на занятии.

Ты что кричишь на весь сад?

Ты сейчас очень громко говоришь

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Предлагаю Вам рецепт приготовления хорошей образовательной деятельности - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника

Сообщение для педагогов о создании ситуации успеха для дошкольников...

Роль ситуации успеха на развитие активности дошкольника

Какова роль ситуации успеха дошкольника в развитии активности дошкольника, как это влияет на познавательную активность и на успех ребенка в будущем....

Буклет «Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»

laquo;Ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех.       «Успех» – собственно, результат подобной ситуации....

" Игровые ситуации как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Опыт работы " Игровые ситуации как средство развития речи детей дошкольного возраста ".Цель опыта поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития  детей дошкольного возраст...

Презентация Игровые ситуации как средство развития речи детей дошкольного возраста

Играя мы учимся.играя живем.с игрой веселее мы мир познаем!...