Главные вкладки
Консультация "Роль ситуации успеха в развитии активности детей дошкольного возраста"
консультация
Уважаемые педагоги! В консультации представлены Вашему вниманию условия и приёмы создания ситуации успеха, а так же даны рекомендации ""Успешного воспитания!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль ситуации успеха
в развитии активности детей дошкольного возраста»
Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие того или иного члена общества зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности.
Психолог А.А. Люблинская говорила о том, что «быть активным — значит находиться в состоянии действования». А так же, «что благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми».
Постепенно меняющееся содержание, формы и побуждения к активности ребёнка становятся условием дальнейшего формирования личности дошкольника. Поскольку действия ребенка все чаще направляются на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправленность и организованность.
Для того чтобы сформировать и воспитать по настоящему творческую, любознательную, активную личность, мы – взрослые, должны соблюдать ряд определенных условий для создания ситуации успеха каждому ребёнку.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.
Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Это наиболее актуально, так как в среднем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться дружеские отношения, желание помочь друг другу и участие в совместной деятельности.
Немаловажную роль в создании ситуации успеха, которая в свою очередь ведет к развитию активности детей дошкольного возраста, играет педагог. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха как в учебной деятельности, так и в игровой.
Раскроем условия создания ситуации успеха
1. «Доброжелательность окружающих»: удобное расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, побуждает субъекта к активности. И когда педагог говорит ребёнку: «Нам это очень надо, потому что », «Для тебя это важно, потому что… ». Как бы подчеркиваете значимость дела, тем самым повышаете представление личности о собственной значимости этого дела, а значит, наполняете большей уверенностью ребёнка в своих силах.
2. «Снятие страха»: особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно будет сделать для тебя, если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы все тебе поможем».
3. «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь ребёнку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать аппликацию с выкладывания деталей, а потом только их приклеивать» или «Обычно удобнее приступить с… », или же «Здесь, вероятно, главное…»
Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
4. «Авансирование»: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребёнок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». Со стороны педагога идёт дружеское положительное подкрепление для ребёнка.
5. «Персональная исключительность»: Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
Когда педагог обращается к ребёнку со словами «Только ты и мог бы прийти на помощь своим ребятам; или именно на тебя у нас большая надежда».
6. Завершает систему педагогических операций «Оценка продукта деятельности ребенка»: Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: Например: когда педагог говорит: «Особенно удалось тебе нарисовать вот этот элемент узора», «Больше всего мне нравится, как ты слепил шляпку у грибочка».
Сейчас хочу остановиться на приемах создания ситуаций успеха
- Приём «Эмоциональные поглаживания»
Когда педагог хвалит ребёнка: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами». Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Тем самым внушаем ребенку веру в себя. Погладьте себя, ведь правда приятно осознавать, что «Я – МОЛОДЕЦ!»
- Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит. То есть мы видим ребенка, который дает знания более низкие, чем другие дети и определяем для него те задания, с которыми он точно справится, чтобы этот ребёнок почувствовал тоже ситуацию успеха в том или ином деле.
- Прием «Следуй за нами»
Данный прием мы используем не только в образовательной деятельности, предлагая детям уже справившимся с заданием помочь их товарищу, но и в игровой деятельности, когда организуем в частности дидактическую игру. Наши дети любят сами организовывать настольно-печатные игры, когда активные дети начинают играть, потом приглашают менее активных детей и продолжают играть уже вместе.
- Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив радостью можно в том случае, если успех отдельного ребёнка перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: ребенок сделал работу (например, что-то нарисовал, построил что-то необычное) + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов детского коллектива + поддержка педагогом «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общая радость).
Рекомендации «Успешного воспитания»
Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.
Предлагаю Вам рецепт приготовления хорошей образовательной деятельности - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Сообщение для педагогов о создании ситуации успеха для дошкольников...

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Какова роль ситуации успеха дошкольника в развитии активности дошкольника, как это влияет на познавательную активность и на успех ребенка в будущем....
Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

laquo;Ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех. «Успех» – собственно, результат подобной ситуации....