Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольников

Задачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми на разных возрастных этапах позновательного развития дошкольников.

                2. Способствовать приобщению педагогов проблемам развития позновательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_savinoy.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Брянский институт повышения квалификации работников образования

Областной семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Обновление дошкольного образования как условие эффективной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Мастер-класс:

«Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста»

Савина Надежда

Николаевна,

Воспитатель МБДОУ

Комаричского детского

сада №3

19 февраля 2015 года

п. Комаричи

В работе приведен пример использования игровых экологических обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии познавательной активности дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми на разных возрастных этапах познавательного развития дошкольников;

2. Способствовать приобщению педагогов к проблемам развития познавательной активности детей.

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Ход деятельности:

  1. Теоретическая часть

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче.

Произошло измененного социального заказа, ещё  вчера нужен был исполнитель,а сегодня просто необходима  творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности.

 Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.

Для достижения этой цели необходимо наличие двух компонентов:

  • компетентность педагога, готового к работе с детьми в ключе творческого поиска;
  • интерес ребенка, т.е. его познавательная активность.

В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенкадошкольника.

Голицын В. В., Щербакова Е. Н. отмечают, что без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть успешным.

Познавательная активность – это особенность здоровой психики ребенка. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

 Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость.

У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».

Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

 С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.

В образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Одной из наиболее приемлемых областей решения задач познавательно-речевого развития, познавательной активности детей является экологическое воспитание детей, т.к. живая и неживая природа пронизывают практически всю жизнь любого человека.

Так, ежедневно наблюдая изменения в природе, работая с природным материалом, изучая свойства воздуха, воды и т.д., участвуя в познавательно исследовательской деятельности, ребенок гармонично познает окружающую действительность. В практике воспитательной работы по данному направлению широко используются разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС)

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Вот пример использования этого типа ИОС в образовательной деятельности во второй младшей группе:

Тема: «Жизнь лесных обитателей зимой»

Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы и волка в зимнем лесу; формировать умение выделять характерные особенности животных, активизировать речь детей; воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой.

Материалы и оборудование: белая ткань, нарисованные на белой бумаге следы животных, солома, игрушечные животные: заяц, лиса, волк, медведь, аудиозапись шума зимнего леса.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: Дети сегодня мы с вами познакомимся с жизнью животных в лесу. (Стук в дверь, появляется колобок). Смотрите, ребята, к нам в гости пришел колобок.

К.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуй, Колобок!

К.: Ребята, я смог перехитрить лису и укатился от нее, а пока я катился по дорожке, подумал вот о чем. Ведь я многих зверей в сказке перехитрил. Они все хотели меня съесть. А вот было бы интересно узнать, чем питаются звери, и как они живут в лесу зимой. Вот я и пришел к вам в детский сад. Знаю, что воспитатели маленьким детям, про все рассказывают.

В.: Ребята, давайте поможем Колобку узнать о жизни животных в лесу.

Д.: Давайте. (Далее с детьми повторяются и обобщаются правила поведения в лесу).

В.: Мы сейчас закроем, глазки и окажемся в зимнем лесу...(Звучит аудиозапись звуков зимнего леса.) А вот и лес. Лес — это дом для многих зверей и птиц. В нем  много деревьев и кустарников.

В.: Дети, посмотрите, на снегу чьи-то следы! Куда они нас приведут? Кто это тут прячется?

Д: Это зайчик!

К: А почему он белый? В моей сказке зайчик серый. (Ответы детей.) Интересно, а что там заяц делает за стогом сена? Дети, вы не знаете? (Ответы детей)

К: А если сена, не будет, что же он будет делать? (Ответы детей)

В.: Давайте не будем мешать зайке. Пусть он кушает, а мы с вами пойдём, посмотрим, куда, приведут нас другие следы.

Далее по аналогичной схеме знакомимся с другими животными: волком, медведем и лисой.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Иллюстрацией к этому типу ИОС послужит фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

 СРАВНЕНИЕ ИГРУШЕЧНОЙ ЕЛКИ С ЖИВОЙ ЕЛЬЮ

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: выяснить с детьми, чем отличается! живая ель от игрушечной елочки, воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими на участке и в ближайшем окружении, в лесу.

Ход игры. Во второй половине декабря воспитатель приносит на занятие искусственную елочку, украшенную звездой, сосулькой или солнышком. И от ее имени говорит: «Дети, кто я? Посмотрите, какая я красивая». Затем - от своего имени: «Ребята, сейчас мы пойдем гулять и возьмем елочку с собой. Сравним ее с елями на нашем участке».

На улице воспитатель просит детей объяснить, чем отличается игрушечная елка от настоящей. Выслушав их ответы, говорит: «Ель высокая, у нее много веток, толстый ствол, я наша елочка маленькая, с тоненьким стволом. Ель на участке живая, ей много лет. Как вы думаете, ребята, ель растет зимой? Конечно, нет. Зимой холодно, мерзлая земля, нет воды мало света, день короткий, а ночь длинная. В таких условиях деревья расти не могут. Когда ель будет расти? Правильно, весной и летом. Эта ель живая, а наша елочка - искусственная Она может вырасти? Конечно, нет».

Затем воспитатель спрашивает, можно ли обидеть живую ель. После того как дети ответят, говорит: «Ель может обидеть сильный ветер (обломать ветви, сломать, вырвать с корнем). Солнце может высушить иголки, если летом долго нет дождя. После обильного снегопада на ветках ели лежат тяжелые шапки снега, которые могут их сломать. Ель могут обидеть люди. Под Новый год ее срубят, но ведь праздник можно устроить и с искусственной елкой. А мы можем позаботиться о старой ели? Конечно, если не будем ломать ветви и царапать ствол. Сейчас мы подгребем к ее стволу побольше снега, чтобы она не замерзла».

Воспитатель раздает детям лопаты, и они делают сугроб вокруг ствола ели.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

2 часть практическая.

Шум ветра, метели (фонограмма)

-Ой, ребята, а что это шум такой, странный? Закройте глаза и послушайте…

Д.- Это ветер шумит, метель.

-Точно, даже, как-то холодом повеяло, откуда этот ветер?

В дверь входит Снежная королева.

С.К. –Здравствуйте, ребята, узнали меня?

В-ребята, да, это же Снежная Королева из сказки про Кая и Герду. Зачем, ты к нам пожаловала?

С.К. Ветром попутным занесло, люблю полетать, а я к вам с подарками (дарит ведро со снежками и воздушные шары), а вы ребята помогите мне отгадать загадку, а то Ветер мне её загадал, а я три дня мучаюсь, а отгадать не могу.

-Невидимка озорной

живёт рядышком с тобой.

он невидим и неслышим

и куда мы не пойдем,

невидимку мы найдем.

-Дети- Воздух.

В.-Эх, ты СК шарики воздушные принесла, а загадку не отгадала

С.К. Точно, вот хитрец, это он вам их передал, а я не догадалась.

-.А почему в загадке говорится, что куда мы не пойдем, всюду воздух мы найдем?

Я ЕГО ВООБЩЕ НЕ ВИЖУ. - Интересно, а где еще есть воздух? (ответы детей)

Воспитатель - Вот сейчас мы отправимся с вами в путешествие  на воздушных шарах и  попробуем доказать, что воздух есть везде. Закрыли глаза полетели под музыку.

Прилетели в волшебную  страну знаний.

Опыт: возьмите  целлофановые пакеты и поймайте в них воздух (дети ловят воздух) .

-И что вы сделали? (ответы детей)

-Каким стал пакет? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

-А почему воздух называют невидимкой? (ответы детей)

-Как вы думаете, этот стакан пустой или нет? "Воспитатель показывает пустой стакан" (ответы детей)

Опыт: - Сейчас мы проверим. Я беру стакан, переворачиваю вверх дном и медленно опускаю его в воду. Стакан нужно держать ровно. (Наблюдают за опытом).

-Попала ли вода в стакан? (ответы детей)

-Почему вода не попала в стакан? (ответы детей)

В стакане есть воздух, и он не пускает воду.

-А теперь немного наклоню стакан, что появляется в воде? (ответы детей)

-Откуда взялись пузырьки? (ответы детей)

-А почему мы в стакане не видим ничего? (ответы детей)

-А как выдумаете, в земле есть воздух? (ответы детей)

-Почему вы так думаете? (ответы детей)

-Сейчас с помощью опыта, мы докажем, что в земле есть воздух.

Опыт: -  СК     возьмет кусочек земли и положит его в стакан. А я залью водой. (наблюдают за опытом).

-Что вы видите? (ответы детей).

-Это и доказывает, что в земле есть воздух.

-Вот мы с помощью опытов убедились, что воздух невидим, прозрачен и бесцветен.

СК Ой, а мой второй подарок, он тает.

В-ль : Ребята, а что это?  

Д-Снежки.

В-ль –Возьмите их в руки, потрогайте, прислоните к щекам.  Какие они?( холодные)

Почему? Из чего они сделаны?

А что с ними происходит? ( Тают), почему? ( Снег в тепле тает и превращается в воду)

СК Ой, как хорошо, что в воду, у вас тут жарко, я как раз пить хочу, даже дождаться не могу, сейчас снежок погрызу.

В. Ребята, разве можно Есть снег и пить воду из растаявшего снега?( ответы детей)

В. Пусть постоят в ведре и  потом посмотрим, что за вода получится, а мы пока продолжим своё путешествие.

Ребята, замерзли у вас руки? Почему? А как нам их согреть?

Давайте согреем их своим дыханием. Получилось?

-А теперь подуйте на ладошку, что вы чувствуете? (ответы детей)

Ветер, Что же такое ветер? (ответы детей)

Воспитатель: - Ветер-это, движущийся воздух.

- какой бывает ветер? (ответы детей) (Холодный и тёплый, ласковый и сердитый, северный и южный)

Он может  шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листочками, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны.

Воспитатель: - Да, ребята ветер многое умеет, вот какой он наш воздух замечательный.

СК Да да, но вы не забыли, я пить хочу.

Воспитатель:  потерпи немного СК.

-А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

Зажмите нос и затаите дыхание. Вот видите невозможно долго не дышать.

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять глубоко под воду, и космонавты когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах.

-Так для чего нужен воздух? (ответы детей)

-А кому еще нужен воздух? (ответы детей)

-А что произойдет, если вокруг не станет воздуха? (ответы детей)

-Наша Земля уже через минуту станет безжизненной планетой.

А сейчас посмотрите, ребята  и СК, что стало с нашими снежками?

Можно ли пить эту воду? Почему?

Правильно, она грязная и питьеё нельзя, а для чего её можно использовать?

 ( Полить комнатные растения)

Ну, нам пора возвращаться  домой, берите шары и давайте вспомним, что мы узнали о воздухе….

А ты СК лети с нами, в группе мы напоим тебя кипяченой водой.

И так закрыли глаза и полетели (шум ветра и полёта)

Список литературы:

  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 36–42.
  2. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.,1991.
  3. Игра дошкольника / под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
  4. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни : методические разработки. – Оренбург, 2005. – 116 с.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб.пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
  6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гном и Д, 2005. – 128 с.
  7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников : пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М., 1998. – 43 с.
  8. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 40–49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...

Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...

Мастер - класс по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»В федеральном государственно...

Презентация «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...