Культурные практики в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
статья

Смирнова Юлия Борисовна

В статье отражен опыт работы в ГБДОУ №119 "Незнайка" Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Применение культурных практик на примере изготовления афиши к спектаклю. В работе принимают участие воспитанники всех возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурные практики в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, авторским коллективом программы «Детство» была пересмотрена и переработана программа, в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Это понятие включает в себя общение и групповое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, это стихийное и обыденное освоение разного опыта.  

К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий, а также, экспериментирование, игра, продуктивные и творческие виды деятельности.

Направленность культурных практик нацелена  на проявление у детей самостоятельности, самовыражения  и творчества в разных видах деятельности.

Культурные практики формируют личность дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества; являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также, формирования предпосылок к учебной деятельности.

Опыт работы в ГБДОУ №119 Выборгского района “Незнайка”.

Санкт-Петербург.

Наше дошкольно - образовательное учреждение имеет приоритетное осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников.  В связи с этим, у нас сложилась хорошая традиция,  дважды в год, проводить театрализованные представления с участием детей ( со средней группы ), при тесном взаимодействии педагогов, специалистов, таких как логопед и психолог, и, конечно же, родителей. Хочется отметить помощь родителей в подготовке к спектаклям. Это приобретение и изготовление костюмов сказочных героев, от чего постоянно пополняется фонд костюмерной нашего детского сада. Это помощь в изготовлении декораций. А также, родители наших воспитанников сами с удовольствием участвуют в спектаклях, примеряя  на себя самые разнообразные роли, иногда удивляя своих детей  и даже, нас, педагогов. Случаются и  такие ситуации, что ребёнок абсолютно раскрепощён, не волнуется и, с радостью ждёт спектакля, а родитель наоборот, не имея опыта выступления перед зрителями, переживает волнение. Тем не менее, при таком взаимодействии приобретается хороший опыт, остаются приятные впечатления.

В подготовке к показу театрализованных представлений большую помощь как нам, педагогам, так и детям, оказывают специалисты – логопед и психолог. Наш психолог проводит работу по раскрепощению детей, снятию тревожности, преодолению комплексов и страхов, связанными с выступлением перед зрителями, которыми являются дети из других групп.  В своей работе она использует этюды и другие методики.

Логопед много времени уделяет звуковой культуре речи воспитанников и помогает освоению связной речи. Это улучшает  восприятие, запоминание  и воспроизведение текстов к спектаклям.

В нашем дошкольном учреждении, также, стало доброй традицией изготавливать к театрализованным постановкам афиши, которые бережно хранятся и составляют довольно богатый архив.

При создании афиш часто используются нетрадиционные технологии  изобразительной деятельности.

К одному из спектаклей под названием “ Золушка на новый лад “ была создана афиша силами наших воспитанников всех возрастных групп при тесном взаимодействии с педагогами и специалистами.

Воспитатели группы старшего дошкольного возраста при создании афиши  использовали технологию обучения детей рисованию по - мокрому. Это наложение фона на лист  ватмана.

Воспитатели группы среднего дошкольного возраста  обучают воспитанников приёмам флористики. Здесь применялся природный материал для изображения на афише растительного мира.

Необычную технологию применила в работе над афишей воспитатель группы старшего дошкольного возраста, обучая детей рисованию с помощью листьев китайской капусты.

Дети групп раннего возраста учатся технологии изображения с помощью сжатой бумаги, рисования ладошками, пальчиком, ватной палочкой. Эти техники были применены в создании афиши.

В Федеральном государственном Образовательном стандарте  одной из важнейших технологий воспитания и обучения является личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены знания, умения и навыки, хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески, как сейчас говорят, креативно.

Таким образом, применяемые нашими педагогами культурные практики и ориентирование на ФГОС способствует воспитанию нового поколения изобретателей.

Воспитываются такие качества личности как доброта, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

проект «Создание развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».

Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно-развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта ...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...

«Педагогические условия познавательного развития дошкольников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образов

laquo;Познавательное развитие"  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие вооб...