Работа с родителями детей раннего возраста в период адаптации.
методическая разработка (младшая группа)

Мочалина Ирина Викторовна

Работа с родителями детей раннего возраста в период адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями

 детей раннего возраста

 в период адаптации.

                                                                             

Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..

Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста. Мой небольшой опыт показывает, что для ребенка ясельного возраста поступление в детский сад  – серьезный и трудный этап в жизни.

Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Большинство мам и пап моих маленьких воспитанников молоды и не имеют необходимых педагогических знаний. Я рассказываю им о трудностях адаптационного периода, рекомендую педагогическую литературу для самостоятельного чтения, делаю подборку материала, в котором широко освещается опыт семейного и общественного воспитания.  

 Наблюдая детей в первые дни, я заметила, что они по-разному проявляют себя: одни плачут, другие отказываются от еды, не ложатся спать, некоторые пассивны, другие наоборот, агрессивны.

В этот трудный для ребенка период – поступление в ясли я пытаюсь сделать все возможное, чтобы облегчить ему привыкание к новым условиям.

Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад я начинаю со сбора информации о потенциальных воспитанниках.

При беседе с родителями выясняется: знакомы ли родители с режимом дня группы; соблюдается ли режим дня дома; как организуются дома режимные моменты (кормления, сна, туалета); есть ли вредные привычки (сосание соски или пальцев и т.д.); с кем оставался ребенок дома и каков его круг общения; готовят ли его к поступлению в детское учреждение. Также  предлагаю родителям заполнить анкету. (см. приложение)

Из бесед с родителями и анкет мы получаем сведения о составе семьи, об имеющемся у ребенка опыте общения, об уровне игровых действий, привычках ребенка, которые будут иметь немаловажное значение в период его привыкания.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!» Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных. В условиях воспитания детей раннего и среднего возраста в дошкольном учреждении индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны, знанием психических и физических его особенностей, с учетом его, эмоционального настроя в данное время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду. Единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания — непременное условие его благополучной адаптации.

Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, метания, лазания.

Важное средство закаливания — воздушные ванны и водные процедуры. Но родители должны проводить их в строгом соответствии с существующими правилами, в противном случае должный закаливающий эффект не будет достигнут.

Необходимо уделять внимание и одежде маленького ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, также может стать причиной заболевания, как и мокрая обувь, и т.д. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду, а главное – она всегда должна быть чистой и аккуратной! Именно от этого, а не от дороговизны и моды, зависит отношение к вашему ребенку. Пусть он будет одет в тренировочный костюмчик, но в чистенький и не рваный.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, для состояния его здоровья и спокойного уравновешенного поведения. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям. Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, мы обращаем их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Мы показываем характерные ошибки, даем советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка.

Чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт.

Мы рекомендуем приводить детей только на 1- 2 часа в группу, позже на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями. Желательно, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к яслям не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. В первые дни, если приходит много плачущих детей, мы составляем подвижный график прихода детей. В графике поступления детей в группу мы учитываем, что ребенок должен прийти обязательно в отведенные для него часы, во время бодрствования, что позволяет точнее и быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход к нему, снять эмоциональную нагрузку. Для посещения новенькими детского сада в первые дни мы рекомендуем часы, отведенные для прогулок, игр, когда можно уделить им больше внимания.

Соблюдение подвижного графика позволяет правильно распределить внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс привыкания вновь поступивших детей.  

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища. Мы стараемся к моменту прихода нового ребенка в группу узнать как можно больше о его привычках и стараемся по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). Мы также используем тактильные приемы (погладить по головке, по спинке, прижать, обнять и т. д.). Стараемся привлечь детей новой яркой игрушкой, интересной книжкой, чтобы ребенку было интересно.

 В нашей группе созданы все условия, для того чтобы адаптация у детей проходила успешно. В группе есть оборудование для развития движений горка, мячи разных размеров, машины, каталки, коляски, и т. п. Игровые уголки для развития сюжетных игр, мягкие игрушки и пособия на развитие мелкой моторики, музыкальные звучащие игрушки, книги и картинки для развития речи и обогащения впечатлений и т.д.

 Каждый день мы проводим индивидуальные беседы с родителями. С утра при приеме детей мы обязательно спрашиваем у родителей как спал ребенок, как он себя чувствует, какое у него настроение. Когда ребенка забирают, подробно рассказываем маме о его поведении.

Ведем журнал здоровья, листы адаптации и диагностическую карту. (см. приложение)

Обычно дети, впервые поступившие в ясли, заболевают ОРЗ на 5-7 день. Поэтому мы советуем родителям сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4 по 10 день.

В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании. Мы советуем родителям, чтобы в первые дни в детский сад, ребенка приводили  папа или бабушка т.к. с мамой ребенку труднее расстаться.

Воспитание (как и перевоспитание) навыков и привычек требует от взрослых терпения, настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ибо такое требование он не в состоянии выполнить. При поступлении ребенка в детский сад в первое время целесообразно мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, малыш привык засыпать с соской, мы временно эту привычку сохраняем.

Мы стараемся вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание.

Приемы и методы педагогического воздействия по отношению к вновь поступившим детям имеют свои отличия. Если им просто сказать «Идите умываться!», «Давайте играть вместе», они не будут выполнять эти указания, так как в семье привыкли к индивидуальному обращению и общих указаний не воспринимают. Если даже воспитатель обращается непосредственно к ребенку: «Саша, иди мой ручки», он не всегда может выполнить указание, так как не знает, где и как это сделать. Поэтому мы сначала показываем ребенку, где и как сделать что-либо, а затем уже даем соответствующие указания. Воспитание у детей культурно- гигиенических навыков и режимные моменты проходят в игровой форме с использованием потешек, песенок, стишков.

Однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что чаще всего родители учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Мы объясняем родителям, как развивать у детей потребность в общении, знакомим с этапами развития. Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как вежливо попросить что-то и т. п. Например, мать предлагает своему маленькому сыну, еще не умеющему говорить: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Ребенку, уже владеющему речью, предлагают: «Подойди к тете Лене, дай ручку и скажи «Здравствуйте» или дают поручение: «Попроси у Вовы машину, скажи «Дай, пожалуйста, машину» и т. п. Приучая ребенка к совместным действиям со взрослыми и детьми, родители словами, мимикой, всеми понятными ему средствами выражают свое дружественное расположение к тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша, помогают ему преодолеть боязнь, неуверенность. Вместе с ребенком наблюдают за действиями взрослых и детей, подчеркивая свое одобрительное к ним отношение.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. А мы в свою очередь, помогаем родителям приобрести педагогические знания о подготовки ребенка к детскому саду и о поведении в период адаптации. На это и направлена наша работа с родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Конспект  родительского собрания "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ" ...

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации"

В презентации представлен опыт работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду: цель, задачи, содержание работы. Указан список используемой литературы. Презентация содержит фотомат...