«Работа с семьей, педагогическое сопровождение»
статья
Представление опыта работы Создание семейного клуба "Мамина школа". Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с №77 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Тема семинара:
«Работа с семьей, педагогическое сопровождение»
Подготовила воспитатель:
Ковалева Светлана Ивановна
26 октября 2017г.
г.Санкт-Петербург
Содержание
Введение.
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
2. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения
ФГОС ДО.
3. Цели и задачи педагогического сопровождения
4. Представление опыта работы. Создание семейного клуба «Мамина школа»
5. Заключение.
6. Литература.
Введение
Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из главных задач. Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Мы должны помнить, что как говорила Л.Н.Павлова «Младенчество и раннее детство - годы родительского творчества». Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспита-нии ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно–образовательного процесса. Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогичес-кого процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми. В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.
Семья и значение семьи в жизни ребенка
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведе-ния, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимее знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Педагогическое сопровождение детей
дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в детском садике до его поступления в школу – была создана для более эффективного взаимодействия дошкольного объединения образования с родителями, учитывает возрастные периоды развития детей и педагогическую компетентность каждой семьи в отдельности. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспита-нии ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.
В основу педагогического сопровождения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Педагогическое сопровождение включает в себя многочисленные формы работы с семьей: беседы, тренинги, консилиумы, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, мастер-классы, день открытых дверей и т.п.
Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:
- Постановка проблем (сбор информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованы-ми лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации).
- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреж-дения и родителей. Это обеспечивает качественное педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей равноправными участниками образо-вательного процесса. Поэтому, целью педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится: - Установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
В дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда…
Цели и задачи педагогического сопровождения
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:
1. изучение семей детей;
2. привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
2. Индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Представление опыта работы.
Создание семейного клуба «Мамина школа»
Педагогика и Психология ничему нас педагогов не научат, если мы не будем ежедневно ставить себя на место детей и родителей. Только тогда, педагог сможет найти правильные решения и приемы по оказанию помощи родителям.
Чтобы грамотно построить свою работу должен быть тесный контакт с родителями. Педагог узнает, что больше всего их волнует, какие вопросы в воспитании и обучении возникают. Для этого мы проводим анкетирование или берем информацию о проблемах из личных бесед. Чаще всего родителей интересуют такие темы, как вопросы послушания ребенка, использование новых информационных технологий в воспитании и обучении детей, организация детского досуга и многое другое.
Цель создания клуба - это обеспечение информационной поддержки и практическое обучение родителей, оказание консультативной помощи, проведение мастер-классов, индивидуальных консультаций специалистами учреждения.
Каждый ребенок по-своему уникален и одарен от природы. И конечно же, заботливые родители хотят чтобы его ребенок развивался и получал максимум знаний. В этом мы можем им помочь.
Оказывая консультативную, наглядную и методическую помощь по воспитанию и обучению детей, педагоги используют свой опыт, различные методики, литературу, полезные игрушки и качественные пособия. Но нельзя забывать о доступности и целенаправленности информации. Популярностью пользуются консультации, на которых рассказывается о том, как с помощью подручных средств можно занять детей полезными, интересными и развивающими занятиями. Пока мама занята, ребенок обучается и познает окружающий мир, играя, он развивает сразу несколько областей образования, здесь и мелкая моторика, и развитие речи, и сенсорика, и математика.
«Правильно организованное обучение ведет за собой развитие» Л.С.Выготский
Практическое обучение - это занятия, когда педагог помогает маме понять, как можно общаясь с ребенком, играя с ним, дать элементарные знания о мире, заниматься с ним творчеством, используя подручные материалы и средства.
Еще одна задача- оказание помощи в социализации детей.
Занимаясь с детьми и родителями, важно помнить, что кроме интеллекта необходимо развивать эмоции, волю, умение сотрудничать и сопереживать,
понимать самого себя и принимать другого, выражать свои чувства и мысли. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил.
Как отмечали педагоги и общественные деятели 19 века, основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками.
Заключение
Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претен-зиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положитель-ный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправ-лять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей. Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников. Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырас-тить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир
Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малы-шей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.
Литература
- Организация психолого-педагогического сопровождения школьников, http://www.uspehcentr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=52&Itemid=4
- Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения, http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/966-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-integrirovannogo-obucheniya
- Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии. http://5fan.ru/wievjob.php?id=1485
- Литовченко О. С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 695-697.
- maam.ru Светлана Коростелева Доклад на тему: «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы»
- «Работа ДОУ с семьей» А.В.Козлова
- «Родительские собрания в ДОУ» О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.
- «Cистема сопровождения родителей» М. В. Тимофеева
- © Дошколенок.ру 2011 - 2014. Сайт для воспитателей детских садов.
Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217.
Адрес электронной почты редакции: site@dohcolonoc.ru. - Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Издательский центр «Академия», 2001.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Работа с семьей. Педагогическое сопровождение.
Статья-публикация, расчитана для педагогов дошкольного учреждения. Цель, которой расширить базу знаний по разделу о работе с семьей....
Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...
Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.
Статья на тему:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24022511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год
План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год...