Семинар «Обеспечение психологической безопасности личности ребенка»
материал

Зененкова О.Л.

Семинар  «Обеспечение психологической безопасности личности ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_rebenka_dlya_vospitateley.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Обеспечение психологической безопасности личности ребенка»

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у педагогов:

- о воспитании, развитии, дисциплине;

- о психологической безопасности детей.

Задачи

раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональная сфера», «эмоциональное благополучие»;
акцентировать внимание педагогов на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
стимулировать рефлексию педагогов над собственными воспитательными установками;
организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
повышать уровень психолого-педагогических знаний у педагогов.

Психологическая  безопасность детей дошкольного возраста

  Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования. Необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Психологическая безопасность образовательного процесса -  это                                                                  состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.                                                                                                 Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру [5]. Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают ему определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, проводятся исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада.  

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов, воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, воспитанников и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательного учреждений и их нормальной деятельности [7].

Участники образовательной среды учреждения и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития. К внешним — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками.

Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, мы хотели бы подчеркнуть  приоритетность данной проблемы в рамках дошкольного  образования. Этап дошкольного возраста  это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Одним  наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); психологический климат в  педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного  учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

При постановке задач определяем следующие:

1. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует   физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе [1].

Для решения данных задач предлагаем проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т.п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать  для того, чтобы  избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине».

   Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воздействие на состояние ребенка. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается в зависимости от личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Для проведения этой работы необходим психолог.

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие « психологическая безопасность»  чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. 

Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. 

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной. 

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.  

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ  угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений. 

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. 

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. 

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. 

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. 

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация. 

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. 

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе. 

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. 

11. Неблагоприятные погодные условия. 

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п. 

 

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть: 

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. 

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п. 

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания. 

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться: 

- в трудностях засыпания и беспокойном сне; 

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; 

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; 

- в рассеянности, невнимательности; 

- в беспокойстве и непоседливости; 

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; 

- в проявлении упрямства; 

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита); 

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия); 

- в игре с половыми органами; 

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; 

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; 

- в повышенной тревожности; 

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях. 

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. 

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них. 

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска. 

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей. 

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы. 

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно. 

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий. 

С одной стороны, на жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. 

 ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.

  Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей, обеспечении первичной социализации. Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям. В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.

Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни, позволяет фиксировать следующие проблемы семьи.

Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специфику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой - резкое падение рождаемости, сокращение численности детей и количества семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства.

Особенностью современного общества является дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы и как следствие появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально незащищенных родителей и детей. Бедность многих семьей не позволяет им обеспечить элементарные потребности детей в одежде, предметах быта, должном рационе питания. У родителей нет достаточных средств, чтобы нести дополнительные расходы на воспитание и образование детей, на организацию их досуга и отдыха, на оплату услуг дошкольных и других детских учреждений. Вследствие этого создается ситуация социальной депривации значительной части подрастающего поколения (лишения, ограничения либо недостаточности условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для воспитания, разностороннего развития и социализации детей).

Следующей неблагополучной тенденцией является снижение уровня брачности и вместе с тем увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей.

В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация тендерных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей.

Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе проявляется инерция старых представлений о приоритете общественного воспитания над семейным.

Но самой распространенной причиной семейного неблагополучия является алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение, которое ведет к самоустранению родителей от своих детей, их воспитание приобретает гипертрофированные формы: родители-алкоголики фактически бросают детей на произвол судьбы либо вообще отказываются от них. Это является одной из причин роста беспризорных детей.

Оценка тенденций развития современной семьи позволяет зафиксировать и множество других социальных, нравственных и психолого-педагогических проблем. Ограничимся лишь их перечислением:

  • высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
  • дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, отрицательные тенденции в динамике базовых ценностных ориентации;
  • индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепроживание здесь и сейчас;
  • снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве.

Таким образом, анализ проблем современной семьи обусловливает необходимость построения образовательного пространства в ДОУ. Образование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, защиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за судьбу своих детей.

В процессе взаимодействия ДОУ и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:

  • ориентация ДОУ на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;
  • развитие родительской рефлексии;
  • учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;
  • подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;
  • отказ от нравоучительного тона;
  • признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образовательном процессе.

Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителями воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковременность такой работы, ее бессистемный характер; родительские стереотипы «я и так все знаю» и др.

Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые и индивидуальные.  Групповые: родительские собрания, конференции, форумы, практические занятия, тренинги, педагогические лектории, родительские клубы, «круглые столы» по обсуждению каких-либо проблемных вопросов. Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семьи.

Методы работы с родителями: лекции, дискуссии, эвристические беседы, мини-эксперимент, игры и др.

Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и родителей; средства массовой информации; выставки педагогической литературы; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки, совместные походы и экскурсии и др.

Практическая часть

Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.

Задание: найдите решение проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.

1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
/Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой. /
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
/ «Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»/
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
/ «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »/
4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
/Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь. /
5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
/Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного. /

Упражнение «Негативные установки»
Предположите, какие последствия могут повлечь негативные установки, которые иногда даются детям. Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.
Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно – постарайся не поступать так больше.

Займись чем-нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи! » Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерика.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: СПб.: Речь, 2007.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001.

3. Мухина В.С. Детская психология. М.,ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999.

4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение, 2003.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2005.

6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М: ТЦ Сфера,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды

В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....