Выступление на районном совещание руководителей Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования
материал

Лукашевич Светлана Анатольевна

Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования

Лукашевич С.А.

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ №Детский сад № 5 «Степнячок»


Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales) являются эффективным инструментом, для комплексной оценки качества дошкольного образования. Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997г они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Норвегия, Португалия, Румыния, Сингапур, Швеция, Южная Корея и др. Шкалы ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору. Всего, шкалы разделены на семь подшкал: – Предметно-пространственная среда; – Присмотр и уход за детьми; – Речь и мышление; – Виды активности; – Взаимодействие; – Структурирование программы; – Родители и персонал Каждая подшкала имеет отдельные индикаторы. Количество показателей варьируются от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от подшкал. Всего для наблюдения оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду (Обустройство пространства для игр, встреча/прощание, мелкая моторика, взаимодействие персонала и детей, свободная игра, условия для родителей и др.). Каждый показатель имеет индикаторы. Также в листах оценивания каждого показателя, существуют пояснения, для того, чтобы наблюдатель знал, как качественно оценить тот или иной индикатор, на какие ориентиры обратить внимание, или какие вопросы можно задать педагогу для качественной оценки данного индикатора. Заполнение оценочных листов и отражение в них фактов, формирует общую оценку качества образования. Таким образом, это исключает формальное оценивание образовательной среды и уменьшает риск субъективной оценки со стороны эксперта или наблюдателя. Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени. Это позволяет организации увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать организации для своего развития. Шкалы ECERS-R могут быть использованы на разных уровнях: – Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования, – Руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений, – Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации. В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования, это Республика Саха (Якутия) и Москва. На сегодняшний день, шкалы апробированы и находятся в стадии внедрения в других регионах России. Так студенты магистратуры РГПУ им.А. И. Герцена активно используют данные шкалы в своей работе. Обобщая, можно сказать, что шкалы ECERS-R относятся к универсальным и валидным методам оценки качества образовательной среды детского сада или любого другого дошкольного центра. Шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования могут успешно использоваться как во внешней, так и во внутренней экспертизе. Но, наиболее точная и объективная оценка качества может быть получена только при внешней независимой экспертизе качества образования в дошкольных образовательных организациях.


В
начале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль. Система оценки включает в себя:В тексте используются следующие обозначения: Д (Да); Н (Нет); НП (Не применимо).

В состав ЕСЕRS входят 7 подшкал:

1. «Пространство и оборудование»,

2. «Уход за детьми»,

3. «Речь и мышление»,

4. «Занятия»,

5. «Взаимодействие»,

6. «Структурирование педагогической работы»,

7. «Родители и воспитатели».

Каждая из них состоит из разделов, например подшкала 1.ПРОСТРАНСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ стр. 16 состоит из

1. Пространство внутри помещения

2. Мебель для ухода, игр и учения

3. Оборудование для отдыха и комфорта

4. Организация пространства для игр

5. Места для уединения

6. Оформление пространства для детей

7. Места для развития крупной моторики

8. Оборудование для развития крупной моторики

2-я подшкала «УХОД ЗА ДЕТЬМИ», стр. 34 состоит из разделов

1. Приветствие/прощание

2. Еда/перекусы

3. Сон/отдых

4. Пользование туалетом / пеленание

5. Профилактические мероприятия

6. Безопасность

3-я подшкала «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ», стр. 46, состоит из разделов

1. Книги и картины

2. Стимулирование общения

3. Использование речи для развития логического мышления

4. Использование речи в повседневном общении

4-я подшкала «ЗАНЯТИЯ», стр. 54 состоит из разделов

1. Развитие мелкой моторики

2. Занятия искусством

3. Музыка/движение

4. Кубики

5. Песок/вода

6. Ролевые игры

7. Опыт общения с природой / знания о природе

8. Математика/счет

9. Использование телевизора, видео и/или компьютеров

10. Воспитание толерантности и уважения к различиям и индивидуальности

5-я подшкала «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», стр. 74 состоит из следующих разделов:

1. Надзор при занятиях по развитию крупной моторики

2. Общий надзор за детьми (кроме занятий по развитию крупной моторики)

3. Дисциплина

4. Взаимодействие воспитателей и детей

5. Взаимодействие детей

6-я подшкала «СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ» стр. 82

1. Распорядок дня

2. Свободная игра

3. Групповые занятия

4. Учет потребностей детей с ограниченными возможностями

9. И, наконец, 7-я подшкала «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ», состоит из разделов:

1. Работа с родителями

2. Учет персональных потребностей воспитателей

3. Учет профессиональных потребностей воспитателей

4. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей

5. Методическая работа с персоналом и аттестация

6. Возможности для профессионального роста

Разъяснение: Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно, 3 (минимально, 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. Данная шкала предназначена для использования в одном помещении или одной группе детей от 2,5 до 5 лет один раз. Если вы сторонний наблюдатель, то есть не входите в число сотрудников детского учреждения (напр., директор, консультант, представитель контролирующих организаций или исследователь, для наблюдения и оценки вам следует выделить как минимум 3 часа. Предпочтительным является наблюдение продолжительностью более 3 часов.

.Итак, начинаем!

Представляю краткий обзор подшкал.

1-я Подшкала: «Уход за детьми» Чтобы получить низкую (неудовлетворительную 1 или низкую 3) оценку в разделе 1.«Приветствие –прощание» Наблюдатель, который внедрится в вашу группу, увидит, что:

• Приветствием детей часто пренебрегают. *

• Прощание организовано не лучшим образом.

• Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить минимум (т. е 3) наблюдатель должен увидеть:

– Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).*

– Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).

– Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить оценку 5 (хорошо) Наблюдатель в вашей группе должен увидеть чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (например,

• воспитатель смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или спрашивает у него). :

• Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).*

• Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).

• Воспитатели тепло приветствуют родителей. * Возможна оценка НП (см. ниже)

Чтобы получить 7 (отлично) Наблюдатель увидит (помимо перечисленного выше- доброжелательности, личностно-ориентированного подхода, что:

• Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.

• Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).

• Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями. *

• Возможна оценка НП

2-ой раздел «Прием пищи / перекусы» подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить 1 (неуд.) наблюдатель увидит, что в вашей группе:

• Неподходящий распорядок прием пищи / перекусов (напр., детям приходится ждать, даже если они голодны).

• Подаваемая пища обладает недостаточной питательной ценностью. *

• Санитарно-гигиенические нормы, как правило, не соблюдаются (напр., большинство детей и/или взрослых не моют руки перед едой; дезинфекция столов не производится;

• помещения для туалета/пеленания и для приготовления пищи не разделены).*

• Негативная атмосфера в группе (напр., воспитатели грубо принуждают детей к порядку; детей заставляют есть; царит хаос).

• Не уделяется внимания детским аллергиям на продукты питания.

Возможна оценка НП

Для минимальной оценки (3, наблюдатель, он же проверяющий в вашей группе увидит, что у Вас:

• Подходящий для детей распорядок приема пищи.

• Хороший баланс между приемами пищи и перекусами. *

• Санитарные условия, как правило, соблюдаются. *

• Непринужденная атмосфера во время приема пищи / перекусов.

• Имеется информация об аллергиях на продукты питания, а также возможность выбрать альтернативные блюда/напитки. * Возможна оценка НП

• Дети с ограниченными возможностями принимают пищу вместе со сверстниками.

• Возможна оценка НП

Для хорошей оценки (5) У Вас должно быть увиденным, что:

• Во время приема пищи большинство воспитателей сидят за столом вместе с детьми *

• Приятная атмосфера в группе.

• Детям прививаются навыки самостоятельного питания (напр., предоставляются столовые приборы детского размера; специальная ложка или чашка для детей с ограниченными возможностями).

• При организации питания учитываются предписания родителей.

• Возможна оценка НП

Для отличной оценки (7) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Дети помогают во время приема пиши / перекусов (напр., накрывают на стол, обслуживают себя сами, убирают со стола, вытирают за собой пролитое).

• Дети пользуются столовыми приборами детского размера для облегчения самообслуживания (напр., дети используют небольшой кувшин, крепкие миски и ложки).

• Во время приема пищи / перекусов проводятся беседы (напр., воспитатели поощряют детей обсуждать текущие события и темы, которые их интересуют; дети разговаривают друг с другом).

Раздел 3. Сон/отдых* подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить неуд. (1) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Распорядок сна/отдыха не подходит для большинства детей. *

• Нарушение санитарно-гигиенических норм при организации сна/отдыха (напр., переполненное помещение, грязные простыни, использование одного комплекта постельного белья разными детьми).

• За детьми почти не наблюдают или надзор слишком строгий.

На минимальную (3) у Вас должны увидеть, что:

– Распорядок сна/отдыха подходит для большинства детей (напр., почти все дети спят).

– Гигиенические нормы при организации сна/отдыха соблюдаются (напр., помещение не переполнено, постельные принадлежности чистые).*

• Во время сна/отдыха в помещении организовано достаточное наблюдение. *

– Обращение с детьми спокойное, дружелюбное.

Чтобы получить оценку хорошо (5) наблюдатель увидит, что воспитатели детям помогают расслабиться (напр., мягкая игрушка, тихая музыка, поглаживание по спине).

• Помещение способствует отдыху (напр., приглушенный свет, тишина, кроватки расположены так, чтобы обеспечить защиту личного пространства).

• Все кроватки или маты находятся на расстоянии не менее 3 футов друг от друга или разделены сплошной перегородкой.

Для отличной оценки (7) наблюдателю видно и он может отметить, что:

• Распорядок сна/отдыха достаточно гибкий для учета индивидуальных потребностей (напр., уставшему ребенку предоставляется место для отдыха и игр).

• Учитываются интересы детей, проснувшихся раньше других, и тех, которые не спят днем (напр., уже проснувшимся детям разрешается читать книги или тихо играть; для тех детей, которые не спят днем, предусмотрены отдельное пространство и занятия).*

Подшкала «Речь и мышление» Состоит из разделов:

• Книги и картины

• Стимулирование общения

• Использование речи для развития логического мышления

• Использование речи в повседневном общении

Чтобы получить оценку «неуд» т. е. 1 По разделу «Книги и картины» наблюдатель увидит у Вас, что в группе

• Доступно очень мало книг. *

• Воспитатели редко читают книги детям (напр., не выделяется время для чтения сказок, индивидуальное чтение применяется очень ограниченно).*

Для «минимальной оценки 3» он увидит, что:

• Детям доступно некоторое количество книг (напр., во время свободной игры у детей достаточно книг, чтобы не было конфликтов).*

• Хотя бы раз в день проводится обучение пониманию устной речи (напр., чтение книг детям, рассказывание им историй, рассказы по картинкам).*

Для хорошей оценки 5, наблюдатель увидит, что В течение значительной части дня доступен широкий выбор книг. *

• Ежедневно используются дополнительные материалы для развития речи. *

• Книги представлены в уголке для чтения.

• Книги, материалы и занятия по развитию речи подходят для детей данной группы. *

• Воспитатели читают книги детям в неформальной обстановке (напр., во время свободной игры, перед сном, в дополнение к другим занятиям).*

«Отличная оценка – 7 баллов», если в вашей группе

• Книги и материалы для развития речи меняются для поддержания интереса детей.

• Некоторые книги относятся к текущим видам деятельности или темам (напр., книги по временам года из библиотеки).*

День, который напоминает всем о важности вашей работы, в ежедневных буднях которой растёт новое поколение.

Окружённые детскими сердцами, Вы каждое мгновение создаёте будущее своими словами, поступками и даже взглядами и улыбками. Спустя многие годы уже выросшие дети позабудут Ваши имена и отчества, но в их сердцах останется Ваша доброта, Ваша забота, Ваша справедливость, Ваш интерес к жизни, Ваша забота о ближних, Ваша улыбка. Становясь образцом и ориентиром для Ваших воспитанников, Вы делаете наше будущее честнее, светлее и добрее. А улыбаясь, сами того не замечая, Вы делаете наше будущее счастливее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Презентация для педагогического совета. С введением ФГОС ДО многие понимают и интерпретируют качество дошкольного образования с разных точек зрения. Я постаралась свести воедино мнение всех субъектов ...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как  инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Доклад по теме "Комплексная оценка качества дошкольного образования"

Доклад подготовлен на семинар заместителей заведующих и старших воспитателей города...

Механизм комплексной оценки качества дошкольного образования.

Механизм комплексной оценки качества дошкольного образования....

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педагогическом совете: Доклад «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Комплексная оценка качества дошкольного образования

Тема нашего сегодняшнего семинара касается контроля оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом &la...

Комплексная оценка качества дошкольного образования

Тема нашего сегодняшнего семинара касается контроля оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом &la...