Механизм комплексной оценки качества дошкольного образования.
консультация

Назарова Светлана Ивановна

Механизм комплексной оценки качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsoko.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Механизм комплексной оценки качества дошкольного образования.

Согласно нормативным документам 1990-2000-х годов качество дошкольного образования определялось только условиями, которые были созданы в детском саду. Система государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, которая существовала до 2007 года, предусматривала оценку качества образования в конкретном дошкольном учреждении через знания, умения и навыки детей подготовительной к школе группы. Для этого использовали оценочные методики тестового типа, а также анализировали результаты продуктивной деятельности дошкольников. Сегодня для оценки качества дошкольного образования невозможно ограничиться только оценкой достижений ребенка или созданных условий.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) вводит нормативное определение качества образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». При этом ФГОС ДО определяет результаты дошкольного образования в виде целевых ориентиров, но запрещает их оценивать.

На основании положений Закона № 273-ФЗ и ФГОС ДО качество дошкольного образования можно определить как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (выраженных, прежде всего, в ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОО, учителей начальной школы.

Качество дошкольного образования должно выстраиваться вокруг ООП ДО, которую следует рассматривать не просто как документ, а как программу действий, описание процессов, происходящих внутри ДОО, стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 3) для реализации Программы предусмотрено создание пяти групп условий, из которых кадровые, финансовые и материально-технические относятся к надзору, а психолого-педагогические и условия для организации предметно-пространственной среды являются объектом образовательной оценки [4].  

Каждая дошкольная образовательная организация должна разработать свою внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования (далее – ВСОКО) (ч. 13 п. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

ВСОКО выполняет пять функций.

- Информационная функция заключается в том, что ВСОКО дает возможность получить сведения о ходе образовательного процесса и его результатах, создании и развитии системы условий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса. Она позволяет определить уровень актуального развития дошкольной организации, каждого конкретного педагога, каждого ребенка, который посещает ДОО.

- Аналитическая функция ВСОКО позволяет констатировать факты о сложившемся положении дел и объяснить причины успехов и недостатков в реализации образовательного процесса, его сильных и слабых сторон.

-Побудительная функция заключается в том, что участие в оценке качества образования ориентирует работников дошкольной организации к развитию, обновлению профессиональных компетенций для достижения более высокого качества педагогической деятельности.

- Формирующая функция ВСОКО позволяет эффективно использовать «зону ближайшего развития» профессионализма каждого конкретного педагога, каждого воспитанника детского сада, всей дошкольной организации в целом.

- Коррекционная функция направлена на то, чтобы педагоги могли исправить недостатки в работе, которые выявили в ходе оценки качества.

Среди основных требований к ВСОКО можно указать действенность, гласность, регулярность и систематичность оценки качества. Без соблюдения этих требований она будет неэффективной.

Какие критерии качества дошкольного образования нужно оценивать

Если основная образовательная программа дошкольного образования в конкретном детском саду грамотно разработана и соответствует требованиям ФГОС ДО, это еще не гарантирует качество дошкольного образования в данной ДОО. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы программа была реализована. Окончательные выводы об эффективности программы можно сделать только после достижения детьми планируемых в ней результатов. Поэтому при оценке качества дошкольного образования структура ВСОКО, как минимум, должна охватывать три направления [3].  

Поэтому при оценке качества дошкольного образования следует оценивать три основных параметра:

  • качество содержания дошкольного образования, которое определяется ООП;
  • качество условий, созданных в ДОО для реализации указанного содержания (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды, финансовых);
  • качество достигнутых результатов (планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы).

На основании этих параметров можно выделить три группы критериев ВСОКО, которые подробно представлены в приложении.

При выборе инструментов для оценки качества дошкольного образования следует ориентироваться на материалы, которые позволят оценить качество созданных условий, а также качество педагогического процесса и качество результатов дошкольного образования.

Критерии внутренней системы оценки качества образования
в дошкольной образовательной организации

Критерий «Показатели, которые характеризуют соответствие ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых актов» включает:

Направленность Программы:

- на формирование у детей общей культуры;

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья;

-коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии;

- обеспечение позитивной социализации детей и их социальной успешности.

Соответствие Программы принципам:

- возрастной адекватности;

- развивающего обучения;

- поддержки детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- интеграции образовательных программ;

-взаимодействия ДОО с семьями детей.

Отражение в Программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе:

-ведущей деятельности дошкольного возраста (игровой);

- организации специфических детских видов деятельности;

- возможности учета потребностей и интересов детей.

Соответствие предлагаемых в Программе форм работы с детьми: принципу возрастной адекватности, субъект-субъектной модели организации образовательного процесса.

Соответствие общего объема Программы:

- требованиям к общему времени реализации Программы;

- направленности групп в структуре дошкольной организаций;

- режиму пребывания детей;

- соответствие структуры Программы требованиям ФГО ДО.

Критерий «Показатели, которые характеризуют соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых актов» включает:

Соответствие психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО.

Соответствие РППС требованиям ФГОС ДО:

- общие принципы: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность;

- требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода;

- требованиям к организации со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, речевой, трудовой, изобразительной, восприятия художественной литературы, музыкальной;

- требованиям к оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ;

- соответствие оборудования и оснащения групповых помещений, музыкального и спортивного зала, кабинетов педагога-психолога, логопеда и др. специалистов.

Соответствие кадрового обеспечения требованиям:

- к укомплектованности педагогических кадров;

- укомплектованности руководящих кадров;

- уровню квалификации кадрового состава.

Соответствие материально-технического обеспечения требованиям, предъявляемым:

- к участку;

- зданию;

- помещениям ДОО.

Программно-методическое обеспечение:

- наличие комплекса пособий (для педагогов, родителей, детей) обеспечивающих реализацию обязательной части Программы;

-наличие полного комплекта программ, технологий, методик, обеспечивающих реализацию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Соответствие нормативно-правового обеспечения реализации Программы, в том числе наличие обязательных документов и их соответствие требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов:

- ООП ДО,

- устава,

- учредительных документов,

- локальных актов,

- протоколов заседания органов самоуправления ДОО,

- программы развития (в условиях реализации ФГОС ДО).

Критерий «Показатели, которые характеризуют соответствие результатов освоения Программы требованиям действующих нормативных правовых документов»

Соответствие показателей, характеризующих динамику формирования и сформированности  (к окончанию дошкольного периода детства): физических, интеллектуальных, нравственных эстетических и личностных качеств в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО.

Мониторинг образовательной деятельности включается в годовой план учреждения в качестве отдельного раздела «Обеспечение функционирования системы внутренней оценки качества ДОО». Данный раздел включает в себя общий план внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ и подробное планирование всех основных видов внутрисадового контроля на год, с указанием объекта контроля и ответственного контролирующего.

Литература

1. Асмолов А.Г. Стандарт – это норма необходимого разнообразия / А.Г. Асмолов – Современное дошкольное образование. – 2013. - № 5. – С. 5-16.

2. Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

3. Маркова В. Храмцова Т. Оценка качества дошкольного образования: шкалы ECERS-R и федеральный государственный стандарт дошкольного образования /              В. Маркова, Т. Храмцова. – Дошкольное воспитание. – 2018. - № 3. – С. 4-17.

4. Слепцова И. Оценка качества дошкольного образования в условиях вариативности / И. Слепцов. – Дошкольное воспитание. – 2018. - № 1. – С. 13-21.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Презентация для педагогического совета. С введением ФГОС ДО многие понимают и интерпретируют качество дошкольного образования с разных точек зрения. Я постаралась свести воедино мнение всех субъектов ...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Выступление на районном совещание руководителей Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования

Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования...

Доклад по теме "Комплексная оценка качества дошкольного образования"

Доклад подготовлен на семинар заместителей заведующих и старших воспитателей города...

Комплексная оценка качества дошкольного образования

Тема нашего сегодняшнего семинара касается контроля оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом &la...

Комплексная оценка качества дошкольного образования

Тема нашего сегодняшнего семинара касается контроля оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом &la...