Главные вкладки

    Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
    статья на тему

    Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал и т.п.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.rar2.73 МБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на августовской конференции

    на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования»

    Киселёва  Т.А., старший воспитатель

    МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка»

    Государство держит курс на модернизацию системы российского дошкольного образования. Государственно-общественное управление и качество образования – ведущие понятия новой образовательной стратегии. Но на пути новой системы возникает много вопросов: кто, как и какими методами будет оценивать качество и осуществлять государственно-общественный контроль? Каковы показатели качества, которые могут служить основой для постановки стратегических целей развития образовательной организации? Какова роль и доля участия родителей в оценке качества дошкольной образовательной услуги?

    Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал и т.п.

    Исследованием проблемы качества образования на протяжении многих занимаются и практики и теоретики. Существуют различные авторские подходы к характеристике данной проблемы. Основные из них представлены на слайде. Одни в своих исследованиях выделяют  такие  показатели: как управленческая деятельность; деятельность педагогов; динамика процесса развития детей. Другие трактуют понятие качества образовательного процесса с позиции каждого его участника: детей, родителей, педагогов и руководителя. Третьи выделяют основные факторы и условия управления дошкольным образованием: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование предметно - развивающей среды; педагогическая культура коллектива, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и т.д.

    Несмотря на множество точек зрения на проблему качества образования, большинство авторов едины во мнении, что необходимо создание системы управления качеством образования, способной оценить соответствие достигаемого результата утвержденным требованиям и нормативным показателям, а это значит, что проблема качества образования в дошкольном учреждении требует особого внимания и системного подхода в ее разработке.

    К тому же, развитие самостоятельности ДОУ требует наличия в практике работы инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов

    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «Качество образования» - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

    Именно такой подход, т.е. комплексный, отражен в Единой рамочной Концепции качества дошкольного образования, которая была разработана по заказу Минобрнауки России Федеральное государственным бюджетным научным  учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ»).

    Основная задача данного документа – выработать единый подход к пониманию, определению и оценке качества дошкольного образования.

    В Концепции описаны возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования, определены основные механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципы обработки результатов измерений.

    Ядром концепции выступают параметры, характеризующие качество дошкольного образования, которые представлены четырьмя основными группами (из их совокупности слагается комплексная оценка качества дошкольного образования):

    первая группа – параметры, характеризующие соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов;

    вторая группа – параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов;

    третья группа – параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов;

    четвертая группа – параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО.

    Каждая группа содержит отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.

    В концепции определены области ответственности участников
    ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, т.е. кто какие параметры изучает.

    По первой группе параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов, включающие два инструментария:

    1. инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности;
    2. инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности.

    По второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов, включающие:

    1. Инструментарий оценки кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО;
    2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО

    Надо отметить, что инструментарий может быть использован как на бумажных, так и на электронных носителях. Компьютерная обработка результатов оценивания по четырем параметрам позволяет автоматически.

    Следующая группа параметров,  характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов:

    • для фиксации индивидуального развития ребенка (4, 5 и 6 лет);
    • для  оценки готовности детей к школе (7 лет).

    Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка. Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО.

    Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).

    Карта развития для каждого возраста  делится на три части:

    В психолого-педагогической части

    • Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств: показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.
    • Часть 2 – оценивается интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками»: показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий.

    Медико-педагогическая часть

    • Часть 3 – оценивается интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (№1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

    Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы в ряде ситуаций:

    1. для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
    2. для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, · 

    Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка:

    НЕ могут быть использованы для проведения каких-либо аттестационных процедур;

    НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

    НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

     По четвёртой группе параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО, разработана анкета и механизм проведения анкетирования родителей (законных представителей), сбора и обобщения полученных данных.

    Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам:

    • оснащенность ДОО;
    • квалифицированность педагогов;
    • развитие ребенка в ДОО;
    • взаимодействие с родителями.

    Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.

    Данная модель проведения оценки качества дошкольного образования была исследована и апробирована с 2011 по 2013 г. В исследовании  приняли участие 511 ДОУ из 39 субъектов РФ, 619 организаторов, 39308 детей.

    В октябре 2013 года состоялся семинар «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации». На семинаре подведены итоги опытного внедрения модели оценки качества дошкольного образования (они представлены на слайде), а также определены направления совершенствования модели на перспективу.

    В настоящее время разрабатываются рекомендации по внедрению модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, которые будут размещены на сайте «Федерального института педагогических измерений». С 2015 года планируется внедрение данной модели во всех субъектах РФ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".

    В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...

    Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

    Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

    Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

    «Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

    laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....

    Внутренняя система оценки качества дошкольного образования МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска

    В материалах  представлено Положение о ВСОК ДО и инструментарий оценки качества дошкольного образования в МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска...

    Реализация системы оценки качества дошкольного образования

    Сегодня к современному ДОУ предъявляют такие требования, при котрых повышение качесива образования становится объективной необходимостью. Внутренняя система оценки качества помогает выяснить рез...