Консультация "Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Консультация "Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»

Цель: педагоги имеют представление о применении социо-игровых приемов в работе с детьми дошкольного возраста.

1 слайд

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).

2 слайд

Шулешко Е.Е. – президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог, автор оригинальной методики обучения дошкольников чтению, письму и счёту («Аквариум», «Малые таблицы», «Росчерки», «Графический диктант»)

Букатов В.М. – доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, исследователь и собиратель театральных и дидактических игр, режиссёр театрально-художественных мастерских, руководитель центра дидактических проблем Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО

Ершова А.П. – педагог и режиссёр, дочь выдающегося русского режиссёра и теоретика театра Петра Ершова

3 слайд

Социо-игровые подходы основываются на умении детей и педагогов свободно обсуждать разные вопросы, умении оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно. К сожалению, весь ход традиционного воспитания и обучения часто формирует у детей и педагогов совсем другие установки и привычки, где главным положительным качеством детей считают послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность. Основная культивируемая модель поведения – это ребёнок-воспитатель. Например, воспитатель дал инструкцию – ребёнок выполнил более или менее успешно; у ребёнка возникли трудности – воспитатель помог; ребёнок огорчён чем-то – воспитатель утешил; дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, конечно, тоже оцениваются положительно, но они, обычно, не являются предметом целенаправленного воспитания. Таким образом, возникает разобщённость детей. Каждый из них смотрит на воспитателя, как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливается к его требованиям, в меру своих (и его) особенностей, а приятельские отношения со сверстниками  воспринимает как нечто второстепенное, неважное.

Или по-другому

4 слайд

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься сам и со своими сверстниками и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.  

5 слайд

«Золотые правила»

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»  

 Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:  - по цвету волос, глаз, одежды;  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

 - кто на каком этаже живет;  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.  

 2 правило: «смена лидерства».  

 Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.  

 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)  что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.  

 4 правило: смена темпа и ритма.  

 Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  

 5 правило – социо-игровая технология предполагает интеграцию видов детской деятельности что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.  

 6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

 Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более  интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  

6 слайд

Принципы:

  • Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.  
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.  
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.  
  • Движение и активность.   Плюсы социоигрового стиля:  - Отношения: «ребенок - сверстники»;  - Педагог является равноправным партнером;  - Разрушается барьер между педагогом и ребенком;  - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  •  - Дети самостоятельны и инициативны;  - Дети сами устанавливают правила игры;  - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;  - Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;  - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;  - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;  - Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.  Социо

7-8 слайд

Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым

Игры для рабочего настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

9 слайд

Игры для социо-игрового приобщения к делу.

 Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.  

10 слайд

Игры разминки-зарядки

 Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

11 слайд

Игры для творческого самоутверждения. 

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия

12 слайд

Игры вольные (на воле).

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

13 слайд

Плюсы социо-игрового стиля

  • Отношения «ребёнок-сверстники»;
  • Педагог является равноправным партнёром;
  • Дети ориентированы на сверстников;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути её решения;
  • Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и слушающих);
  • Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
  • Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  •  Социо-игровой стиль общения учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Социо -игровые подходы к педагогике» или социо -игровой стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Слайд 2

Авторы : Шулешко Евгений Евгеньевич; Букатов Вячеслав Михайлович; Ершова Александра П етровна

Слайд 3

«О ДОСАДНОМ ЛИДЕРСТВЕ ВЗРОСЛЫХ……»

Слайд 4

« Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В . М. Букатов

Слайд 5

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» социо-игровой технологии используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников »; « смена лидерства »; обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки ); смена темпа и ритма; интеграция видов детской деятельности; «за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Слайд 6

ПРИНЦИПЫ социо-игровой технологии в оспитатель – равноправный партнёр; с нятие судейской роли с педагога; с вобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков; ориентация на индивидуальные открытия; п реодоление трудностей; д вижение и активность; ж изнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и в тройках

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ-УПРАЖНЕНИЙ: игры для рабочего настроя; игры для социо-игрового приобщения к делу; игры разминки – зарядки; игры для творческого самоутверждения; игры вольные ( на воле)

Слайд 8

ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ЭСТАФЕТА ЗАДАННАЯ ПОЗА СТОЮ, НА КОГО СМОТРЮ НЕИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН ЭХО ЛЕТАЕТ, НЕ ЛЕТАЕТ ЗАМРИ РАСЧЁТ С ДВУХ КОНЦОВ РАЗВЕДЧИКИ СЛУШАЙ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ

Слайд 9

ИГРЫ ДЛЯ СОЦИО-ИГРОВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА РАССКАЗ-РИСУНОК О ТОМ, ЧТО ВИЖУ СЛОВО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТУЛЬЯ СОСТАВЬ СЛОВО ЭХО ЭСТАФЕТА КОМАНДЫ-ЗАГАДКИ ТАК И НЕ ТАК ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ, ПОВТОРИ ШУМЫ ОЗВУЧИВАНИЕ КАРТИНЫ ЛЕТАЕТ, НЕ ЛЕТАЕТ ПИШУЩАЯ МАШИНКА СПОР ПРЕДЛОГАМИ ЖИВОЙ АЛФАВИТ ТАРАБАРЩИНА ФРАЗА С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 10

ИГРЫ РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ РУКИ-НОГИ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ВЫХОД РЯДА ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ ЗАВОДНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ НА 5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ ЗАМРИ СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ ВЕС ЯПОНСКАЯ МАШИНКА БУКВЫ-ЗАГАДКИ ЛОВИТЬ ЗВЕРЮШКУ СЛУШАТЬ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ НЕИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН РАСЧЁТ С ДВУХ КОНЦОВ

Слайд 11

Ы были, мы не скажем, а что делали - покажем ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ВЕС ТЕЛО В ДЕЛЕ ЖИВОТНЫЕ ФРАЗА С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ КОСТЮМ-ПРЕВРАЩЕНИЕ ИГРА ПО РАССКАЗАННЫМ СИТУАЦИЯМ ПОМОЩЬ В ПРЕВРАЩЕНИИ ПАУЗА ДЛЯ ТРЁХ ДЕТСКИЕ СТИХИ ПО РОЛЯМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИЛЕТ РАССКАЗ-РИСУНОК О ТОМ, ЧТО ВИЖУ СЦЕНКИ-ИСТОРИИ ЗАДАННЫЕ СЛОВА СОСТАВЛЕНИЕ НАБОРА «ТАК-НЕ ТАК»

Слайд 12

ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ) СЧИТАЛКИ ЗАМРИ – ЗАПОМНИ, ПОВТОРИ, «ОЖИВИ» ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ ГДЕ (ИЛИ КЕМ) МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ ТУМБА, ТУМБА, ГДЕ КЛЮЧИ? ПРЯТКИ ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ ХОДИТЬ СЛЕД В СЛЕД СОЧИНЕНИЙ ИСТОРИЙ, СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ ДЕНЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ОЖИВАЕТ, НОЧЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ЗАМИРАЕТ ПФД

Слайд 13

ПЛЮСЫ СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ Отношения «ребёнок-сверстники»; Педагог является равноправным партнёром; Дети ориентированы на сверстников; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути её решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и слушающих); Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами ; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль общения учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность

Слайд 14

СПОСОБЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ Считалки; «Цепочка»; Разрезные картинки; «Колечки»; ( парами,тройками , четвёрками, шестёрками); На счёт первый, второй, третий (розы-мимозы, апельсины-бананы); «Разведчики»; Объединение по цвету глаз, носков, росту, по первой букве имени) «Ворота»; По жребию (одинаковые фигуры, цветные листочки, изображения животных, растений, садовых, комнатных цветов, в ремена года); Кто на каком этаже живёт»; Плавает – тонет; Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком; Одушевлённое-неодушевлённое;

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: «Я БУДУ (ИЛИ НЕ БУДУ) ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИО-ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, ПОТОМУ ЧТО….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....

«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми...

Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми

Советы для родителей дошкольников. В данной консультации вы найдете ответы на вопросы: Что такое общение для дошкольника? Какова роль родителя в этом процессе? Как родитель может помочь своему ребенку...