«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
статья по теме

Ильина Марина Анатольевна

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Методы развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

« Под общением понимается взаимодействие людей,

 направленное  на согласование и объединение

усилий с целью достижения общего результата».

                (М. И. Лисина)

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей повышен уровень тревожности , занижена самооценка.  Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться - в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребёнок ещё маленький. Известно, что с возрастом проблемы  обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии  его нравственно-эмоциональной сферы, которая непосредственно связана  с  развитием функции общения  и  коммуникативных способностей.

С введением в Федеральных государственных требований к структуре  основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в дошкольном  образовании открылась новая веха. Происходят изменения и преобразования в современной теории и практике. Были выделены различные образовательные области. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устой речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Одним из итоговых результатов освоения программы является интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Учитывая специфику детского сада и имея опыт работы на логопедической группе с детьми с общими недоразвитием речи  решила изучить и внедрить в практику  методы развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Вначале подобрала, изучила и проанализировала  литературу:

Литература:

  1. Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»

М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

2) У.Н.Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников»

М.:ТЦ Сфера, 2008 г.

3)В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.

4) Н.А.Левина «Система работы по эмоционально-волевому развитию»

Волгоград: ИТД «Корифей»,  2009 г.

5) Н.В.Дурова «Очень важный разговор»

М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.

При разработке содержания, форм и методов работы  по данной проблеме опиралась на теоретические исследования современных

педагогов                                                                                                                                    и психологов. Психологи и педагоги делают вывод о важности культуры общения для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Так, результаты научных исследований свидетельствуют о влиянии культуры общения  на здоровье человека (А.Л.Мясников). Доказано, что одной из причин сердечно-сосудистых  заболеваний, неврозов, психоневрозов является отсутствие культуры общения в семье, в коллективе, в общественных местах (Б.Д. Фурст). Тольки доброжелательное, спокойное общение вызывает у детей положительные эмоции, которые благоприятно влияют на состояние ребёнка (Е.А.Аркин). Известно также, что положительное общение способствует психическому развитию дошкольника (А.В Запорожец, М.И.Лисина), которое, в частности повышает умственную активность  в ходе обучения (Е.О.Смирнова). В процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества (Л.И.Дурандина), влияющие на общий уровень деятельности дошкольников (З.М.Богуславская, Д.Б.Эльконин). Согласно точке зрения Э.В.Соколова культура общения представляет собой коммуникативную деятельность, выраженную с помощью обмена информацией посредством знаков и символов, при котором информация передаётся целенаправленно и избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определёнными правилами и нормами. Культура общения -это прижизненное личностное образование, которое ,безусловно оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому  участию в ней

Анализ литературы показывает, что владение навыками культуры общения в большой степени обусловлено не возрастом, а всей воспитательной работой с детьми, в частности, теми её видами, которые направлены на понимание мотива общения, а также связь этого осознания с действием, поступков.

Изучив  теоретические основы, наметила конструктивно-методическую схему решения проблемы.

 


Целеполагание

Реализация задач


Организационный этап


Практический этап


Обобщающий этап


Результат

Работу начала вести в 2009-2010 учебном году с детьми средней группы.

На организационном этапе провела о диагностическое обследование «Оценку сформированности навыков общения.». Анализ результатов показал, что на высоком уровне о сформированности навыков общения оказалось 3 ребёнка(11%), на среднем уровне - 18 (67%), на низком –6(22%). Исходя из результатов особое внимание решила уделить развитию таких качеств личности как сочувствие, отзывчивость, доброта, справедливость,  умениям сообща играть, трудиться, договариваться и помогать друг другу, соблюдать правил общения со взрослыми окружающими людьми.

Определила цели и задачи работы:

 цель: формирование у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах и формах детской деятельности

задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям и потребность в общении;
  2. Знакомить детей с речевыми средствами общения
  3. Развить у детей умение «понимать себя « и быть в «мире с собой».
  4. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
  5. Развить умение детей чувствовать и понимать другого человека.
  6. Вырабатывать у детей положительные черты характера,

способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

  1. Способствовать развитию творческих способностей и индивидуальному самовыражению детей.
  2. Способствовать сплочению детского коллектива через проведение различных видов и форм детской деятельности.

Созданная предметно-развивающая среда   в группе позволяет активнее вступать в общение в игровой, речевой, конструктивной, игровой, трудовой, познавательной, музыкально-ритмической, театрализованной деятельности. Разработано перспективное поблочное тематическое планирование по формированию навыков общения у дошкольников.        

-«Языки общения»;

-«Тайна моего Я»;

-«Этот взрослый мир»;

-«Фантазии характеров»;

-«Культура общения»

Оформила картотеку игр по развитию способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Подобрала иллюстративный материал для изучения эмоций и чувств, правил общения.

Определила методы и формы формирования навыков общения.

Методы и формы формирования навыков общения

Методы

Формы

-Игровые

-Словесные;

-Наглядные;

-Практические;

-Развивающие игры (дидактические игры, С/ролевые игры, конструктивные игры);

-Этюды;

-Психогимнастика;

-Подвижные игры;

-Игры- импровизации;

-Театрализованная деятельность;

-Чтение художественной литературы;

-Загадывание и отгападывание загадок;

-Наблюдения;

-Экскурсии;

-Дежурство;

-Проблемная ситуация;

-Этические беседы;

-Рассматривание иллюстраций;

-Рассматривание рисунков и фотографий;

-Рисование;

-Экспериментирование;

-Рассказ педагога;

-Рассказы детей;

-Праздники и развлечения

 На следующем этапе использовала  разнообразные методы и формы работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности, итеграцию образовательных областей. Работа велась в тесной взаимосвязи со спецалистами: учителем-логопедом и педагогом-психологом.

В разделе «Языки общения» работа была направлена на развитие  положительных навыков общения через эмоциональное восприятие окружающего, ознакомление с различными средствами и способами коммуникации с окружающим миром,  ознакомление  с эмоциями, жестами, пантомимикой      в процессе общения. В упражнениях «Запомни движение», «Запомни моё лицо»,  в играх –имитациях «Мы - обезьянки», дидактической игре «Настроение», в этюдах на имитацию выразительных движений ребята учились изучать свои эмоции и чувства, выражать и проявлять их.  Использование элементов психогимнастики было направлено на релаксационную функцию, а также на  развитие умения детей контролировать и управлять своим поведением.

В разделе «Тайна моего «Я»» проводимые игры и упражнения                                                                                                                             были направлены на то, чтобы дать детям представление  о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать свои поступки.

В  дидактической игре «Мой портрет» ребята учились различать особенности своей внешности, лица, роста, возраста. В дидактической игре «Мой день» -  видеть и понимать себя , свой внешний вид.

Используя гендерный подход                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     учила детей осознавать и различать свою половую принадлежность. В этических беседах «Я мальчик», «Я девочка» «Можно ли обижать девочек?», при решении детьми проблемных ситуаций, в игровой деятельности  мальчики  учись уважительно относиться к девочкам, защищать их интересы.

В разделе «Фантазии характеров» ребята получили представление о хороших и плохих привычках, учились видеть и понимать свои хорошие и плохие поступки. При использование проблемных ситуаций «Вместе тесно - а врозь скучно»,     «Помири друзей», разучивании мирилок, проведении бесед «Какие мы разные»,  «Что мы умеем» они  учились оценивать свои поступки.  В  рисовании   ребята выражали  свои творческие способности..

В  разделе «Культура общения»  давала детям представления:

- об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей;

-о необходимости сотрудничать и переживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг  к другу;

- о правилах  общения;

- о речевых средствах общения.

Совместно  с психологом провели диагностику межличностных отношений в  группе и наметили  пути их коррекции и сплочения коллектива детей. Для развития таких  нравственных качеств, как справедливость,, умение ограничить свои желания, адекватно оценивать свои поступки оформила уголок «Панорама добрых дел».    В конце дня совместно с детьми подводится итог и фишками отмечаются успехи детей в различных видах деятельности.

В театрализованной деятельности , трудовой деятельности , сюжетно-ролевых играх, конструктивных играх  ребята учились играть, трудиться сообща. У детей  развивалось  умение договариваться,  помогать друг другу.

В экспериментировании навыки  общения развивалась при умении анализировать наблюдаемый объект или явление, делать общий вывод.

Рассматривание дидактических карточек о правилах общения, чтение и обсуждение  художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», «Вредные советы» Г.Остера, «Волшебное слово» В.Осеевой  и другие способствовало обогащению знаний о понятий о правилах общения

Дружеские взаимоотношения развивала также и при проведении праздников и развлечений. Большую радость ребята получили, когда пройдя по детскому саду наколядовали сладостей и угощений своими усилиями.

В межличностном общении друг с другом дети учились использовать речевые средства общения. В составлении рассказов, беседах учились выстраивать ролевой диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять рассказы. В подвижных играх, проведении физкультминуток, пальчиковых играх, разучивании стихотворений дети с удовольствием общаются друг с другом (с 21  п/и, физкультминутка)используют формулы словесной вежливости: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро» и т.д.

В содержании  раздела «Этот взрослый мир»  ребята получили представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, о добре и зле в поведении окружающих, о необходимости уважения, доверия к взрослым людям.

Проводила с детьми беседы и экскурсии по ознакомлению с историей и сотрудниками детского сада. В ходе экскурсии ,  этических бесед, наблюдений за работой взрослых и оказания помощи дворнику, помощнику воспитателя  ребята учились уважать взрослых , ценить их труд и благодарить. Результатом явилась выставка детских работ  «Наш детский сад»

Опыт общения со взрослыми людьми ребята приобретали и на экскурсиях в музей, магазин, на почту. Для этого разучивали правила общения, поведения в общественных местах.

Для реализации поставленных задач активизировала родителей. Для этого ознакомила их с изучаемой темой. Было проведено анкетирование «Родительские обязанности», «Нужны ли ребёнку друзья». РЕЗУЛЬТАТЫ показали, что родители осознают свои родительские обязанности, считают , что дружба - одно из главных средств при развитии коммуникативных способностей . Большой интерес вызвало у ребят и родителей участие в конкурсах «Мастерская Деда мороза», «Дары осени». (с 14) В совместной деятельности дети и взрослые изготовили игрушки-самоделки, проявили творчество. Таким образом дети убедились, что общая коллективная деятельность сплачивает, приносит хорошие результаты, способствует формированию такого качества, как умение доводить начатое дело до конца.

Проводила с детьми беседы о семье, обязанностях членов семьи. Ребята учились составлять рассказы из опыта «Кем работает мой папа», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме» и др. В рисовании и выставке детских работ на тему «Моя семья» ребята отразили любовь к своим  близким, членам своей семьи. При составлении фотоальбома «Моя семья», «Моя родословная» расширили знания об истории и родословной семьи. Составили групповой семейный фотоальбом.

В 2011-12 учебном году на заключительном этапе подвела итог проделанной работы, обобщила опыт.

Провела заключительную диагностику сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми.

Сделала сравнительный анализ сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми за три учебных года. Анализ показал, что

количество детей усвоивших навыки общения со взрослыми и сверстниками на высоком уровне увеличилось на 43%, со средним уровнем на 21 %, низкого уровня не осталось. К концу 2011-12 учебного года на высоком уровне оказалось 15 детей  (54 %), на среднем-13 детей 46 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые методы и формы формирования навыков общения достаточно эффективны.

В результате у детей развито интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Дети умеют:

-использовать вербальные и невербальные средства общения;

-владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

-способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

-чувствовать и понимать другого человека;

-выражать свои творческие способности.

Сравнительный анализ сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми за три учебных года.

2009-10 учебный год:

Высокий уровень-3 ребёнка(11%);

Средний уровень-19 (67%);

Низкий уровень-5 (18%).

2010-11 учебный год

Высокий уровень-8 детей (28%);

Средний уровень-18 (64%);

Низкий уровень-2 (7%).

2011-12 учебный год

Высокий уровень-15 детей (54%);

Средний уровень-13 (46%);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение средствами общения и способами взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

Научная публикация. "Детская субкультура как источник развития общения детей старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками"

Данная публикация рассматривает теоретические обоснования проблематики существования детской субкультуры, а также помогает спроектировать педагогические условия использования детской субкультуры как и...

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"...