«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
консультация

Фомина Галина Викторовна

Цель:

Представить опыт работы по организации и проведению  сюжетно-ролевой игры в детском саду;

 повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление  образования  администрации Сергиево-Посадского  муниципального  района

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида №56»

 Мастер-класс

«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Фомина Г.В.

 2018 г.

        

Мастер-класс

«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста».

Цель:

Представить опыт работы по организации и проведению  сюжетно-ролевой игры в детском саду;

 повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;

ЗАДАЧИ:

1.  Активизировать применение  сюжетно-ролевых игр в работе педагогов с детьми;

2. вовлечь педагогов в атмосферу  детской игры;

3. развивать коммуникативные качества педагогов;

4. развивать творческий потенциал каждого педагога.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас в этом уютном зале на мастер-классе, посвященному  сюжетно-ролевой игре. Мы, педагоги, убеждены в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство -это игра, игра-это детство». «Без игры нет и не может быть полноценной игры ребенка. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. С этим положением никто не спорит. Но как это организуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровоепространство  детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены во дворовую субкультуру не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает  коллективным дворовым играм  индивидуальные  компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков, но воспитатели отдают предпочтение обучающим действиям и образовательным задачам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умение жить в сложном быстроменяющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать? А поможет нам в этом старое , проверенное годами средство - сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.

Что такое сюжетно-ролевая игра? Каковы ее характерные признаки? В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Структурною особенностью игры является роль. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры , многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.

Для ребенка игра-это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной  жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения  новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра-это форма жизни дошкольника.

А сейчас немного разомнемся и убедимся, в том, что мы умеем и любим играть. Приглашаю Вас поиграть в сюжетно-ролевую игру «Путешествие в парк аттракционов». Встанем в круг! Предлагаю поприветствовать друг другаоткрытой, доброй улыбкой. Потрите ладони. Почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! А теперь раз, два, три, педагогов в детей превратим! Вы сейчас дети.(одевают маски детей)

Игра «Путешествие в парк аттракционов».

Ребята, недалеко от нашего села Васильевское есть город Сергиев Посад. В этом городе есть много интересных мест. А самым любимым местом для отдыха всей семьей является парк. В нем есть разные аттракционы: карусели, автодром ( на экране изображение парка чудес). Ой, мне так сразу  захотелось там побывать. А вы бы хотели оказаться в парке на аттракционе? Но туда надо ехать на автобусе. Я придумала: мы сейчас с Вами построим автобус и на нем поедем на аттракционы. Хотите? Давайте поставим стульчики, как в салоне автобуса, чтобы всем хватило места. А теперь мы построим сам автобус. Вот посмотрите, что у меня есть-вот из них мы будем строить сам автобус. Молодцы! Всем хватило?  Давайте оставим место для двери, а то как же мы войдем во автобус? У нас и колеса есть. Настоящий  красивый автобус получился!  (на экране автобус. Автобус  веселый по дорожке беги и в парк развлечений нас привези. Там много качалей, веселье нас ждет, там есть карусель и веселый народ. А теперь Вы уже пассажиры. Пожалуйста, проходите в автобус, занимайте свободные места, друг друга пропускайте. Всем хватило места? И я с вами.

Посмотрите, что у меня есть-сумка. А что же в этой сумке? Вам интересно? Ребята, а здесь настоящие кошельки! Разбирайте скорее! А , что же в кошельках? Посмотрите, монетки. Кто-нибудь знает, зачем нам монетки нужны? Проезд оплатить. Я буду кондуктором, вот мое место. А почему мы не едем? Водителя нет. Да, нам надо выбрать водителя ( выбираем водителя считалкой). Жили были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед и съедали сто котлет, а потом ложились спать начинай считать опять. Оля будет водителем. Вот  руль, вот твое место. Поведешь автобус. Пассажиры, приготовьте деньги за проезд. Я буду продавать билетики. Один билет - одна монетка. У всех пассажиров есть билеты? Можно отправляться? Осторожно двери закрываются! Наш автобус следует в парк аттракционов. А мы с вами споем веселую песенку ( песня «Мы едем, едем, едем».) Посмотрите , мы уже приехали, наша остановка. Осторожно, двери открываются. Выходим из автобуса, не толкаемся, строимся парами. Мы сейчас пойдем в парк. Кошельки не теряйте, нам еще денежки пригодятся, мы будем покупать билеты на аттракционы. Вот мы и пришли. Посмотрите, как тут красиво и интересно. Я предлагаю вам покататься на машинках. Аттракцион называется автодром. Пойдемте в кассу за билетами. Кассира что-то нет. Нам нужен кассир. Кто желает быть кассиром? Маша , проходи, будешь продавать билеты. Дети, покупайте билетики, называйте аттракцион. За билет две монетки. Становитесь в очередь, я – контролер, буду пропускать вас на аттракцион. Посмотрите, какого цвета билет, такого же цвета будет руль вашего автомобиля. Выбирайте по цвету свой руль, а кошельки можете сдать в специальную камеру хранения ( кладут в коробку). Все выбрали машинку? Наш аттракцион начинается! Поехали на машинах. ( Под музыку двигаются с рулями.) Пожалуйста, аттракцион закончен, автомобили ставим в гараж. Еле-еле завертелись карусели. Отгадайте, на какой аттракцион мы сейчас пойдем? (Карусель.) Очередь построили к кассе, берите кошельки из камеры хранения и покупайте билеты на карусель. А я снова буду контролером. Пожалуйста, проходите. Приятного вам отдыха! Кассир тоже с нами. Смотрите, какая карусель! ( Игра карусели.) Понравилось? Хорошо покатались? Но нам пора возвращаться в детский сад. Вы очень хорошо себя вели, молодцы! Мы обязательно еще раз приедем в парк. А теперь строимся парами и идем к нашему автобусу. Не забудьте в камере хранения свои кошельки. Занимайте места. Все удобно сидят? Нам пора возвращаться в наш детский сад. Приготовьте деньги на обратный проезд, будем покупать билетики. Пожалуйста, сохраняйте билетики до конца маршрута. Осторожно, двери закрываются! Наш автобус отправляется в село Васильевское в детский сад. (Поем песенку.) Вот мы и приехали, осторожно двери открываются. Не спеша выходим.(на экране слайд «детский сад»)

Я благодарю всех за участие в работе.

 Примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду.


        



Предварительный просмотр:

РМО мастер-класс организация сюжетно-ролевой игры

IMG_1213-21-03-18-08-45


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста » Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Фомина Галина Викторовна

Слайд 2

Задачи : представить опыт работы по организации и проведению игровой деятельности в дошкольном учреждении; вовлечь педагогов в атмосферу детской игры; повысить уровень педагогических знаний воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умение жить в сложном быстроменяющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

Слайд 5

Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Слайд 6

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Слайд 7

- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); - использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, - Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

Слайд 8

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. Сюжетно-ролевыми называют игры , которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Слайд 9

"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.

Слайд 10

Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

Слайд 11

В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.

Слайд 12

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Слайд 13

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

Слайд 14

Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Слайд 15

Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему: - Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. - Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. - Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. - Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. - Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Слайд 16

ВЫВОД: Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей

Слайд 17

Играйте вместе с детьми-это улучшает взаимопонимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации и проведения театрализованной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Театрализованные игры или игра - это один из наиболее эффективных методов развития и воспитания в младшем дошкольном возрасте. Потому что игра - это основной вид деятельности детей в этот период, а те...

Использование дидактической игры «Сенсорный куб» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Цель:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитыв...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...