рабочая программа по кружковой работе "Секреты природы" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sekrety_prirody.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад №26 «Светлячок»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. зав. по ВМР МБДОУ №26 ________И.Н. Соловова « ____» ______2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ № 26 «Светлячок» _________О.А. Ларионова «______»__________2018 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
кружок «Секреты природы»
на 2018 -2019 уч. год
Образовательная область:
познавательное развитие
Составитель:
воспитатель Панкова Н.В.
п. Пирогово
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и направлены занятия по экологии.
Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.
Цель и задачи программы:
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
- человек — неотделимая часть природы;
- природа – едина и многообразна;
- человек ответственен за сохранность природы;
- человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
- о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
- о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
- о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности и посильности.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Основные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность,
проектирование
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы. Сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или
- Программа рассчитана на возраст детей 5–7 лет. Всего 31 занятие. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Предметно-развивающая среда
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
«Уголок природы»
- Календарь природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
Техническое оснащение занятий
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения эксперимтальой деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
Предполагаемые результаты: В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество занятий |
1 | Тема «Я и природа» | 2 |
2 | Тема «Вода» | 4 |
3 | Тема «Воздух» | 3 |
4 | Тема «Солнце» | 3 |
5 | Тема «Почва» | 4 |
6 | Тема «Растения» | 6 |
7 | Тема «Животные» | 8 |
8 | Тема «Лес» | 3 |
9 | Тема «Человек и природа» | 3 |
Итого: | 36 |
Мониторинг
1.Уровень знаний детей о растениях:
А) Дидактическая игра «Что где растет?»
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
Задание:
- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
- Назови растения и место произрастания.
- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)
Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»
Задание:
- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.
- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?
- Назови лекарственные растения (2-3 вида).
Критерии оценки:
с- соответствие, ч/с- частично соответствие, н/с- не соответствует
с – ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.
ч/с – ребенок имеет достаточные знания о растениях леса, сада, но допускает ошибки при определении растений поля и луга.
н/с – ребенок имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания.
В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост), узумбарская фиалка, бегония, камнеломка или др. растущие в группе)
Задание:
1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Вопросы:
-Назови, какие деревья ты узнал.
-Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
Критерии оценки:
с - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
ч/с- называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
н/с- называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.
Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»
Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).
Задание:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.
Критерии оценки:
с- ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.
ч/с– при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.
н/с– ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.
Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Задание:
- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)
Критерии оценки:
с- ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений.
ч/с – называет два условия с помощью наводящих вопросов воспитателя.
н/с – называет 1 условие или совсем не называет.
2. Уровень знаний детей о животных:
А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»
Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.
Задание:
- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).
- Объясни, почему их так называют.
Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.
Задание:
- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).
- Распредели их в соответствии со средой обитания.
В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Задание:
Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).
Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.
Задание:
- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?
- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.
Критерии оценки:
с- ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, хорошо осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц.
ч/с – называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, но допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и животных и классификации перелетных и зимующих птиц.
н/с – допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий.
3. Уровень знаний детей о различных природных явлениях:
А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»
Материал: сюжетные картинки по временам года.
Задание:
- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.
- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.
- Вспомни народные приметы.
Критерии оценки:
с- ребенок уверенно называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету.
ч/с– ребенок называет признаки времен года, рассказывает о своем любимом, используя лишь несколько особенностей, не может назвать народную примету.
н/с– просто называет время года, опираясь на наглядность, но не может определить признаки.
Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.
Задание:
- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)
- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).
Критерии оценки:
с - ребенок самостоятельно, уверенно и правильно отвечает на вопросы.
ч/с – ребенок отвечает на вопросы только с помощью воспитателя.
н/с – не понимает вопросов, не дает ответов.
4.Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой:
А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Материал: природоохранные знаки.
Задание:
- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?
- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?
Критерии оценки:
с- ребенок знает правила поведения в лесу, устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.
ч/с– ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, но устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи наводящих вопросов.
н/с– имеет представление о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам.
Б) Беседа о воде, воздухе, почве.
Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).
Задание:
- Где в природе есть вода?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
- Как воду сделать чистой?
- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?
- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)
- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?
Критерии оценки:
с- ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи.
ч/с– отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения, с помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
н/с– ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей.
В) Беседа об охране животных и растений
Материал: Красная книга.
Задание:
- Почему нужно охранять диких животных и растения?
- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)
- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
Критерии оценки:
с - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.
ч/с– имеет представление о Красной книге.
н/с– не может ответить на вопросы.
№ | Ф.И.ребенка | Растительный мир | Животный мир | Природные явления | Зависимости, связи и взаимодействия человека с природой | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
Методическая литература.
Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2001.
Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.
Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «ЛИНКА-Пресс.1997.
Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «ЛИНКА-Пресс». 1998.
Н.А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов.1995.
Н.А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н.А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «ЛИНКА- Пресс». 2002.
Н.А. Рыжова «Почва-живая земля» М. Карапуз.2005.
Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
Н.А. Рыжова «Деревья: от акации до Ясеня».М. Карапуз.2006.
Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко », Москва 1998г. изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
Рыжова Н.А «Кто в доме-природе живет». Блок занятий «Животные» М: «Карапуз – дидактика». 1998.
Рыжова Н.А. “Лесной дом”. Блок занятий «Лес» М: «Карапуз – дидактика». 1998.
Н.А.Рыжова "Напиши письмо сове", Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н.А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н.А.Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «ЛИНКА- Пресс». 2002.
Н.А.Рыжова. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. Карапуз.2006.
Н.А.Рыжова Невидимые ниточки природы. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Международный университет, 1995.
Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
Хрестоматия для детского сада (Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
Энциклопедия о животных «Планета животных», Москва 2001г.,
Пособия для детей
Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.
Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.
1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.
2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.
3."Большая иллюстрированная энциклопедия комнатных растений". М. «Карапуз». 2001.
4."Большая энциклопедия для дошкольников". М. «Карапуз». 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...
Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование
Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...