НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Фуртас Елена Викторовна

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

 

Изучение уровня развития творчества у детей

подготовительной к школе группы

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.

Таким образом, тема нашего исследования  является актуальной.

В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.

   Целью - выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

   Объект - процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

   Предмет - сюжетно-ролевая игра как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Создании эмоционально-благополучной атмосферы.
  2. Развитии инициативности и самостоятельности детей в игре.
  3. Если создана предметно-развивающая среда  для развития творчества.

Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:

1.                 Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы.

2.                 Провести исследовательскую работу по развитию творчества у детей 6-7 лет  в сюжетно-ролевой игре.

3.                 Выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы

Так же использовалась, сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:

-                          теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы);

-                          эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).

Базой исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №3 подготовительная к школе группа «Кораблик» г. Тында, Амурской области.

Изучив теоретические вопросы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента.

а) констатирующий этап эксперимента

б) формирующий этап эксперимента

в) контрольный этап эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень развития творчества у детей подготовительной к школе группы.

 Я начала свою работу с того, что обследовала всех детей своей группы «Кораблик», в количестве 26 детей, которые имеют разный уровень общего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение уровня развития творчества у детей

подготовительной к школе группы

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно-ролевой игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессе, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

Констатирующие исследования проводились в сентябре 2018года

С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста. Задания основаны на работах М. В. Ильиной «Воображение и творческое мышление». В ее пособии приведены разнообразные тесты, позволяющие определить уровень развития творческого воображения у детей разной возрастной категории. (Приложение1)

Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было изучение творческого воображения. Детям предлагалось сочинить сказку нарисовать её и рассказать.

Обработка и интерпретация данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

  1. Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.
  2. Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.
  3. Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Эта методика показала следующее: из 26 детей только  7детей  (27%) сочинили сказки, где название соответствует наличию сюжета и героям, полно и детально изложили сюжет. Так же в сказках присутствовало большое количество созданных образов и образных ситуаций. При словесном обыгрывании у девочек была большая эмоциональная насыщенность, соответствующая содержанию сказки. Так же они словесно обозначали внешний облик персонажей, обстановку и обстоятельства совершения действий. Таким образом, можно сделать вывод, что 7 детей , высокий уровень развития творческого воображения.

У 14 детей (54%) замысел сказки и наличие сюжета соответствует её названию и героям. Но недостаточное количество созданных образов и образных ситуаций. Дети словесно обозначают облик персонажей, но не обозначают обстановку и обстоятельства совершения действия. Отсюда следует, что у детей средний уровень развития творческого воображения.

И 5 детей (19 %) показали низкий уровень, так как замысел сказки не соответствовал названию. Так же не полное изложение сюжета сказки, отсутствует эмоциональная насыщенность в обыгрывание сюжета. И дети затрудняются в словесном обозначении внешнего облика персонажей.

image

Рис. 1. Результаты обследования творческого воображения у детей подготовительной к школе группы (в %)

Целью следующей методики было, изучение воображения при передаче сказочных образов.

Методика проведения: Детям выразительно читается сказка «Петушок-Золотой гребешок», затем проводится игра по сюжету сказки. Предлагается самостоятельно изобразить героев сказки и описать особенности передачи характера героев в игровой ситуации (предложить свой ход событий в сказке - усложнение).

Оценка результатов:

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я.Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры-сказки, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

1) оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

3) гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

4) вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

Высокий уровень. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Средний уровень. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

Низкий уровень. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

 При выполнении данной методики мы получили следующие результаты: у 5 детей (19 %) высокий уровень, так как они создали соответствующий образ и обогатили его с помощью жестов и мимики. Так же 17 детей из 26 (65% ) показали средний уровень развития воображения при передаче сказочных образов. Дети смогли создать соответствующие образы, но они не получают дальнейшего развития. И у 4 детей (15 %) низкий уровень развития воображения при передаче сказочных образов, так как у них отсутствовал соответствующий образ.

Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития воображения при передаче сказочных образов.

image

 

Рис.2. Уровень развития воображения у детей при передаче сказочных образов (в %)

Третья методика целью, которой было изучения уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре, создание оригинальных образов. В данной методике детям предлагалось обыграть игрушку «лиса Алиса».

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности. Для оценки этого задания были выделены три уровня:

1.       Высокий уровень – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

2.       Средний уровень. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.

3.       Низкий уровень. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

По данной методике можно сделать выводы, что справились с заданием 4 ребенка (15 %). Так как игрушка оригинально обыгрывалась, дети быстро, ярко начинали играть в нее, с желанием принимали игрушку, рассматривали ее, включали игрушку в особый свой собственный сюжет.

 16 детей (62%) имеют средний уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, они легко принимает игрушку, рассматривают ее, но используют уже известный сюжет, новый вариант не предлагают, многие использовали сюжет, предложенный другими детьми.

И у 6 (23%) детей низкий уровень, так как они принимает игрушку, они просто ходят с ней, производили какие-то действия, игрушку в сюжет не включали, новых вариантов сюжета не придумывали, быстро оставляют ее. (Приложение 1).

image

Рис. 3. Результаты умения обыгрывать игрушку (в %)

И последняя четвертая методика была направлена, на изучения уровня развития творчества в создании сюжета. Было предложено придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?».

Для оценки задания были выделены три уровня:

Высокий уровень. Умение придумать оригинальный сюжет.

Средний уровень. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов.

Низкий уровень. Не умение придумывать сюжет.

Для определения уровня креативности использованы критерии развития креативности, описанные в предыдущем задании.

 3 ребенка  (12 %) смогли придумать оригинальный сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития творчества в создании сюжета.

Так же 17 детей (65 %) имеют средний уровень, так как сюжет заимствован из мультфильмов.

 И 6 детей (23 %) не умеют придумывать сюжет, отсюда следует, что у них низкий уровень развития творчества в создании сюжета. (Приложение 2).

image

Рис.4. Результаты творчества в создании сюжета (в %)

Так же для решения задачи исследования было необходимо провести беседу с воспитателями. Разработанные вопросы для беседы позволили выяснить:

1. Понимают ли воспитатели значимость игры для психического и физического развития ребенка.

2. Специфику работы педагога по развитию творчества у дошкольника.

3. Роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника.

Анкетирование воспитателей по данной проблеме показало, что для психического развития ребенка сюжетно-ролевая игра является важнейшим условием.

В руководстве игрой воспитатели отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно-ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели считают, что у детей подготовительной к школе группы следует развивать творчество в процессе игры. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию творческого воображения у ребенка. Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче постепенно исчезает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно-ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию творчества у дошкольников.  (Приложение 3)

Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что развитие творчества у подготовительной к школе группы находится на среднем уровне развития. И перед нами стоит задача с помощью создания педагогических условий и проведение сюжетно-ролевых игр, повысить уровень развития творчества у детей дошкольного возраста.

Полученные результаты были помещены в диаграмму. По итоговой диаграмме можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития творчества. У 53% детей средний уровень развития, 33% низкий уровень и высокий уровень 13%.

image

Рис.5. Диаграмма результатов констатирующего этапа исследования

 (в %)

 

На формирующем этапе исследования, мы поставили цель - создать специальные педагогические условия по развитию творчества детей возраста 6-7 лет в сюжетно-ролевой игре, которая подкреплялась задачами:

  1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада;
  2. Обогатить жизненный опыт детей.
  3. Организовать предметно-развивающую среду.
  4. Развивать инициативность и самостоятельность детей в игре.

В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включили: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого были внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказались от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства.

Художественная литература и произведения изобразительного искусства являются существенными факторами, влияющими на расширение и углубление игровых образов.

План работы состоит из этапов:

  1. Обогащение игрового творчества детей;
  2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр;
  3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.

На первом этапе мы проводили работу по обогащению игрового творчества детей. Дети получали качественно новую информацию, которая поступала посредством:

-           знакомства с произведениями искусства, просмотр репродукции картин знаменитых художников: Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;

-           чтение художественной литературы: «Петушок Золотой гребешок»; «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;

-           просмотр диафильмов: «Маленький мук», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь».

Так же расширяли кругозор детей, с помощью книг и картин добивались сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней.

Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, мы применяет такие приемы, как:

-                 выборочное повторное чтение произведения;

-                 анализ образов героев;

-                 беседы о них;

-                 составление детьми творческих рассказов о персонажах;

-        рассматривание репродукций и беседа по ним.

Для второго этапа работы очень важна предметно-развивающая среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры.(Приложение 4).

«Больница».

 Цель: расширять знания детей о работе врача и медсестры; учить в игровых ситуациях принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги.

«Магазин».

Цель: дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина; ввести в речь детей новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги; воспитывать вежливость.

Игра-занятие «Зимний бал».

Цель: познакомить детей с названием «ювелирные изделия»; дать полное понятие об этих вещах; помочь детям самостоятельно изготавливать бусы в ювелирную мастерскую; воспитывать интерес к работе; научить детей объединятся в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты образов.

На занятие дети постепенно переходят от одной игры к другой. В занятие «Зимний бал» используются такие игры как: «Ювелирный магазин», «Банк», «Салон красоты».

Кроме этого детям была предложена игра «Кафе «Сладкоежка», где воспитатель занимала второстепенную роль, а детям было предложено использовать стимульный материал, который детям не был знаком.

В  этой игре преследовались следующие задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. (Приложение 5).

Так же проводили игру-придумывание, целью которой было развитие сюжетосложения. Был поставлен следующий вопрос: «Что и как придумывать?»

В совместной игре с детьми мы старались постепенно переводить их к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого сориентировали детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Вспомнили вместе известную сказку «Иван Царевич и Серый волк». Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. В данной игре важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку, про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому.

Стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участником предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме «телефонных» разговоров персонажей.

В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. При этом опирались на детские интересы, но одновременно стимулировали участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

На третьем этапе работы для снятия эмоционального напряжения использовали:

  1. Метод мозгового штурма;
  2. Метод гирлянд.

Перед началом мозгового штурма поставили задачу - начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. При этом запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая.

Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка.

Метод гирлянд проводился с целью, снятия эмоционального напряжения и активизации внутренний потенциал ребенка.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства - горькая - лук - грядка - огород - дорога…

Этот метод стимулирует творческие проявления детей и имеет «раскачивающее» значение.

Так же в педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества у дошкольников.

Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой. Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности.

Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой.

В своей работе мы так же знакомили детей с различными видами театра. Детям предлагались этюды на развитие выразительности движений; на выражение внимания, интереса, удивления радости. (Приложение 5).

В течение всего времени на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагали такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование сказок, использование настольного театра.

Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала положительные результаты. Активное участие в развитии творчества у старших дошкольников принимали родители детей. Вместе с детьми они готовили атрибуты к играм, играли дома с детьми.

 

Анализ результатов исследовательской работы.

 

Целью данного этапа - выявить уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, а так же после формирующего исследования, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

На контрольном этапе исследования мы провели те же диагностические методики, что и на констатирующем.

Результаты контрольного исследования получились следующие: у детей подготовительной к школе группы повысился уровень развития творчества, чему способствовала проведенная нами работа и позволила добиться хороших результатов. Так вначале  7 детей  имели  высокий уровень развития творческих способностей, 14 детей имели средний уровень и 5 детей низкий уровень. После проведения нами развивающей работы мы получили следующие результаты: высокий уровень – 10 детей (39 %), средний уровень – 13 детей (50 %), низкий уровень – 3 ребенка (11 %).

Отсюда следует, что 3 ребенка, повысили свой уровень развития творчества, так как дети активно включались в работу, которая проводилась с детьми, с удовольствием принимали участие в сюжетно-ролевых играх, что и способствовало повышению уровня развития творчества.

image

Рис.6. Диаграмма результатов контрольного этапа исследования

 

 

image

Рис. 7. Сравнительная диаграмма результатов обследования (в %)

 

Полученные результаты контрольного этапа исследования позволили нам прийти к выводу, что для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

К объективным условиям, мы относим следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1.     Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
  1. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
  2. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
  3. Создание предметно-развивающей среды.

Это же утверждали Г. А. Урунтаева и В. С. Мухина в своих исследованиях.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто развивая творчество ребенка в игре,  опираются на свою интуицию, свой опыт и иногда делают ошибки. Проведя исследовательскую работу, мы  хотели бы выделить следующие педагогические условия, которые способствуют развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

  1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;  избегать критики первых опытов, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит;
  2. Расширение опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения;
  3. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения;
  4. Способствовать развитию инициативности и самостоятельности детей в игре. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры;
  5. Создавать предметно-развивающую среду в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Строить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. В группе должно быть достаточное количество игровых атрибутов и принадлежностей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала в игровой деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Из понимания творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого опыта деятельности.

Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

С учетом этого, была проведена исследовательская  работа, направленная на обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре

В ходе исследования были обоснованы педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Поэтому хотелось бы в качестве пожеланий к воспитателям, которые занимаются развитием творчества детей, предложить некоторые рекомендации:

  1. Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов - они обязательно будут, просто не торопите события;
  2. Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам;
  3. Не бойтесь инициативности детей;
  4. Попробуйте вместе с детьми играть в игры, которые они предлагают.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества/ Г. С.  Батищев;  СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.  464 с.
  2. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Б.  Баранов; – М.: Академия, 1998.  395 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И Божович; – СПб.:Питер, 2009.  237 с.
  4. Васильева М. О. Развитии творческого потенциала дошкольника/ М. О. Васильева, Т.  Юнг //Дошкольное воспитание;  – 2006. - №2. – С. 9-11.
  5. Венгер Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ / Л. А. Венгер, В. С.  Мухина; - М.: Просвещение 1988. – 124с.
  6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития /Л.С.  Выготский // Вопросы психологии;  – 1972. - № 2. – С114-123.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С.  Выготский; – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта //Дошкольное воспитание;  – 2006.  №3. – С. 21-22.
  9. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление/ М. В.  Ильина; - М.: Книголюб, 2004. - 53 с.
  10. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников / Е.  Коротаева //Дошкольное воспитание, 2006.  №6. – С. 32-34.
  11. Поздняков Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста / Н. А. Поздняков, Д. В.  Менджерицкая //Дошкольное воспитание, 1995.  №12. – С.12-15.
  12. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Н.  Синельников // Вопросы психологии; – 1993.  №10. – С. 67-73.
  13. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством  / О. Сухинина //Дошкольное воспитание; – 2004. – №2. – С. 36-38.
  14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений / Г. А.  Урунтаева; - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.
  15. Шаграева О. А. Детская психология; Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений / О. А.  Шаграева;  М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx107.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности  актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Творчество  не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.

Таким образом, тема нашего исследования  является актуальной.

В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.

   Цель  выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

   Объект  процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

   Предмет  сюжетно-ролевая игра как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Создании эмоционально-благополучной атмосферы.
  2. Развитии инициативности и самостоятельности детей в игре.
  3. Если создана предметно-развивающая среда  для развития творчества.

Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи исследования: 

  1. Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы.
  2. Провести исследовательскую работу по развитию творчества у детей в сюжетно-ролевой игре.
  3. Выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы.

База исследования: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3  «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, подготовительная к школе группа «Кораблик»

Изучив теоретические вопросы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей подготовительной к школе группы, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента.

а) констатирующий этап эксперимента

б) формирующий этап эксперимента

в) контрольный этап эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень развития творчества у детей подготовительной к школе группы.

 Я начала свою работу с того, что обследовала всех детей своей группы «Кораблик», в количестве 26 детей, которые имеют разный уровень общего развития.

Изучение уровня развития творчества у детей

подготовительной к школе группы

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно-ролевой игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессе, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

Констатирующие исследования проводились в сентябре 2018года

С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста. Задания основаны на работах М. В. Ильиной «Воображение и творческое мышление». В ее пособии приведены разнообразные тесты, позволяющие определить уровень развития творческого воображения у детей разной возрастной категории. (Приложение1) 

Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было изучение творческого воображения. Детям предлагалось сочинить сказку нарисовать её и рассказать.

Обработка и интерпретация данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

  1. Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.
  2. Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.
  3. Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции. 

Эта методика показала следующее: из 26 детей только  7детей  (27%) сочинили сказки, где название соответствует наличию сюжета и героям, полно и детально изложили сюжет. Так же в сказках присутствовало большое количество созданных образов и образных ситуаций. При словесном обыгрывании у девочек была большая эмоциональная насыщенность, соответствующая содержанию сказки. Так же они словесно обозначали внешний облик персонажей, обстановку и обстоятельства совершения действий. Таким образом, можно сделать вывод, что 7 детей , высокий уровень развития творческого воображения.

У 14 детей (54%) замысел сказки и наличие сюжета соответствует её названию и героям. Но недостаточное количество созданных образов и образных ситуаций. Дети словесно обозначают облик персонажей, но не обозначают обстановку и обстоятельства совершения действия. Отсюда следует, что у детей средний уровень развития творческого воображения.

И 5 детей (19 %) показали низкий уровень, так как замысел сказки не соответствовал названию. Так же не полное изложение сюжета сказки, отсутствует эмоциональная насыщенность в обыгрывание сюжета. И дети затрудняются в словесном обозначении внешнего облика персонажей.

Рис. 1. Результаты обследования творческого воображения у детей подготовительной к школе группы (в %)

Целью следующей методики было, изучение воображения при передаче сказочных образов.

Методика проведения: Детям выразительно читается сказка «Петушок-Золотой гребешок», затем проводится игра по сюжету сказки. Предлагается самостоятельно изобразить героев сказки и описать особенности передачи характера героев в игровой ситуации (предложить свой ход событий в сказке  усложнение).

Оценка результатов:

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я.Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры-сказки, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

1) оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

3) гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

4) вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

Высокий уровень. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Средний уровень. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

Низкий уровень. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

 При выполнении данной методики мы получили следующие результаты: у 5 детей (19 %) высокий уровень, так как они создали соответствующий образ и обогатили его с помощью жестов и мимики. Так же 17 детей из 26 (65% ) показали средний уровень развития воображения при передаче сказочных образов. Дети смогли создать соответствующие образы, но они не получают дальнейшего развития. И у 4 детей (15 %) низкий уровень развития воображения при передаче сказочных образов, так как у них отсутствовал соответствующий образ.

Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития воображения при передаче сказочных образов.

Рис.2. Уровень развития воображения у детей при передаче сказочных образов (в %)

Третья методика целью, которой было изучения уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре, создание оригинальных образов. В данной методике детям предлагалось обыграть игрушку «лиса Алиса».

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности. Для оценки этого задания были выделены три уровня:

  1. Высокий уровень – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
  1. Средний уровень. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
  2. Низкий уровень. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

По данной методике можно сделать выводы, что справились с заданием 4 ребенка (15 %). Так как игрушка оригинально обыгрывалась, дети быстро, ярко начинали играть в нее, с желанием принимали игрушку, рассматривали ее, включали игрушку в особый свой собственный сюжет.

 16 детей (62%) имеют средний уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, они легко принимает игрушку, рассматривают ее, но используют уже известный сюжет, новый вариант не предлагают, многие использовали сюжет, предложенный другими детьми.

И у 6 (23%) детей низкий уровень, так как они принимает игрушку, они просто ходят с ней, производили какие-то действия, игрушку в сюжет не включали, новых вариантов сюжета не придумывали, быстро оставляют ее.

Рис. 3. Результаты умения обыгрывать игрушку (в %)

И последняя четвертая методика была направлена, на изучения уровня развития творчества в создании сюжета. Было предложено придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?».

Для оценки задания были выделены три уровня:

Высокий уровень. Умение придумать оригинальный сюжет.

Средний уровень. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов.

Низкий уровень. Не умение придумывать сюжет.

Для определения уровня креативности использованы критерии развития креативности, описанные в предыдущем задании.

 3 ребенка  (12 %) смогли придумать оригинальный сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития творчества в создании сюжета.

Так же 17 детей (65 %) имеют средний уровень, так как сюжет заимствован из мультфильмов.

 И 6 детей (23 %) не умеют придумывать сюжет, отсюда следует, что у них низкий уровень развития творчества в создании сюжета.(Приложение 2).

Рис.4. Результаты творчества в создании сюжета (в %)

Так же для решения задачи исследования было необходимо провести беседу с воспитателями. Разработанные вопросы для беседы позволили выяснить:

1. Понимают ли воспитатели значимость игры для психического и физического развития ребенка.

2. Специфику работы педагога по развитию творчества у дошкольника.

3. Роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника.

Анкетирование воспитателей по данной проблеме показало, что для психического развития ребенка сюжетно-ролевая игра является важнейшим условием.

В руководстве игрой воспитатели отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно-ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели считают, что у детей подготовительной к школе группы следует развивать творчество в процессе игры. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию творческого воображения у ребенка. Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче постепенно исчезает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно-ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию творчества у дошкольников.  (Приложение 3)

Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что развитие творчества у подготовительной к школе группы находится на среднем уровне развития. И перед нами стоит задача с помощью создания педагогических условий и проведение сюжетно-ролевых игр, повысить уровень развития творчества у детей дошкольного возраста.

Полученные результаты были помещены в диаграмму. По итоговой диаграмме можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития творчества. У 53% детей средний уровень развития, 33% низкий уровень и высокий уровень 13%.

Рис.5. Диаграмма результатов констатирующего этапа исследования

 (в %)

На формирующем этапе исследования, мы поставили цель  создать специальные педагогические условия по развитию творчества детей возраста 6-7 лет в сюжетно-ролевой игре, которая подкреплялась задачами:

  1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада;
  2. Обогатить жизненный опыт детей.
  3. Организовать предметно-развивающую среду.
  4. Развивать инициативность и самостоятельность детей в игре.

В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включили: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого были внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказались от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства.

Художественная литература и произведения изобразительного искусства являются существенными факторами, влияющими на расширение и углубление игровых образов.

План работы состоит из этапов:

  1. Обогащение игрового творчества детей;
  2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр;
  3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.

На первом этапе мы проводили работу по обогащению игрового творчества детей. Дети получали качественно новую информацию, которая поступала посредством:

  • знакомства с произведениями искусства, просмотр репродукции картин знаменитых художников: Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;
  • чтение художественной литературы: «Петушок Золотой гребешок»; «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;
  • просмотр мультфильмов: «Маленький мук», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь».

Так же расширяли кругозор детей, с помощью книг и картин добивались сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней.

Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, мы применяет такие приемы, как:

  • выборочное повторное чтение произведения;
  • анализ образов героев;
  • беседы о них;
  • составление детьми творческих рассказов о персонажах;
  •      рассматривание репродукций и беседа по ним.

Для второго этапа работы очень важна предметно-развивающая среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры.

«Больница».

 Цель: расширять знания детей о работе врача и медсестры; учить в игровых ситуациях принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги.

«Магазин».

Цель: дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина; ввести в речь детей новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги; воспитывать вежливость.

Игра-занятие «Зимний бал».

Цель: познакомить детей с названием «ювелирные изделия»; дать полное понятие об этих вещах; помочь детям самостоятельно изготавливать бусы в ювелирную мастерскую; воспитывать интерес к работе; научить детей объединятся в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты образов.

На занятие дети постепенно переходят от одной игры к другой. В занятие «Зимний бал» используются такие игры как: «Ювелирный магазин», «Банк», «Салон красоты».

Кроме этого детям была предложена игра «Кафе «Сладкоежка», где воспитатель занимала второстепенную роль, а детям было предложено использовать стимульный материал, который детям не был знаком.

В  этой игре преследовались следующие задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. (Приложение 4).

Так же проводили игру-придумывание, целью которой было развитие сюжетосложения. Был поставлен следующий вопрос: «Что и как придумывать?»

В совместной игре с детьми мы старались постепенно переводить их к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого сориентировали детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Вспомнили вместе известную сказку «Иван Царевич и Серый волк». Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. В данной игре важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку, про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому.

Стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участником предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам  разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме «телефонных» разговоров персонажей.

В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. При этом опирались на детские интересы, но одновременно стимулировали участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

На третьем этапе работы для снятия эмоционального напряжения использовали:

  1. Метод мозгового штурма;
  2. Метод гирлянд.

Перед началом мозгового штурма поставили задачу  начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. При этом запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая.

Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка.

Метод гирлянд проводился с целью, снятия эмоционального напряжения и активизации внутренний потенциал ребенка.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов: дорога  извилистая  крутая  яйцо  скользкая  горка  снег  пустыня  сахар  вкусно  компот  фрукты  много  заболеешь  больница  лекарства  горькая  лук  грядка  огород  дорога…

Этот метод стимулирует творческие проявления детей и имеет «раскачивающее» значение.

Так же в педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества у дошкольников.

Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой. Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности.

Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой.

Анализ результатов исследовательской работы.

Целью данного этапа  выявить уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, а так же после формирующего исследования, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

На контрольном этапе исследования мы провели те же диагностические методики, что и на констатирующем.

Результаты контрольного исследования получились следующие: у детей подготовительной к школе группы повысился уровень развития творчества, чему способствовала проведенная нами работа и позволила добиться хороших результатов. Так вначале  7 детей  имели  высокий уровень развития творческих способностей, 14 детей имели средний уровень и 5 детей низкий уровень. После проведения нами развивающей работы мы получили следующие результаты: высокий уровень – 10 детей (39 %), средний уровень – 13 детей (50 %), низкий уровень – 3 ребенка (11 %).

Отсюда следует, что 3 ребенка, повысили свой уровень развития творчества, так как дети активно включались в работу, которая проводилась с детьми, с удовольствием принимали участие в сюжетно-ролевых играх, что и способствовало повышению уровня развития творчества.

Рис.6. Диаграмма результатов контрольного этапа исследования

Рис. 7. Сравнительная диаграмма результатов обследования (в %)

Полученные результаты контрольного этапа исследования позволили нам прийти к выводу, что для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

К объективным условиям, мы относим следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1.     Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
  1. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
  2. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
  3. Создание предметно-развивающей среды.

Это же утверждали Г. А. Урунтаева и В. С. Мухина в своих исследованиях.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто развивая творчество ребенка в игре,  опираются на свою интуицию, свой опыт и иногда делают ошибки. Проведя исследовательскую работу, мы  хотели бы выделить следующие педагогические условия, которые способствуют развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

  1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;  избегать критики первых опытов, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит;
  2. Расширение опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения;
  3. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения;
  4. Способствовать развитию инициативности и самостоятельности детей в игре. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры;
  5. Создавать предметно-развивающую среду в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Строить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. В группе должно быть достаточное количество игровых атрибутов и принадлежностей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детское творчество  это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала в игровой деятельности  актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Из понимания творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого опыта деятельности.

Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

С учетом этого, была проведена исследовательская  работа, направленная на обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре

В ходе исследования были обоснованы педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом  актуальнейшие проблемы современной педагогики. Поэтому хотелось бы в качестве пожеланий к воспитателям, которые занимаются развитием творчества детей, предложить некоторые рекомендации:

  1. Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов  они обязательно будут, просто не торопите события;
  2. Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам;
  3. Не бойтесь инициативности детей;
  4. Попробуйте вместе с детьми играть в игры, которые они предлагают. (Приложение 5)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества/ Г. С.  Батищев;  СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.  464 с.
  2. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Б.  Баранов; – М.: Академия, 1998.  395 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И Божович; – СПб.:Питер, 2009.  237 с. 
  4. Васильева М. О. Развитии творческого потенциала дошкольника/ М. О. Васильева, Т.  Юнг //Дошкольное воспитание;  – 2006. - №2. – С. 9-11.
  5. Венгер Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ / Л. А. Венгер, В. С.  Мухина; - М.: Просвещение 1988. – 124с.
  6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития /Л.С.  Выготский // Вопросы психологии;  – 1972. - № 2. – С114-123.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С.  Выготский; – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта //Дошкольное воспитание;  – 2006.  №3. – С. 21-22.
  9. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление/ М. В.  Ильина; - М.: Книголюб, 2004. - 53 с.
  10. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников / Е.  Коротаева //Дошкольное воспитание, 2006.  №6. – С. 32-34.
  11. Поздняков Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста / Н. А. Поздняков, Д. В.  Менджерицкая //Дошкольное воспитание, 1995.  №12. – С.12-15.
  12. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Н.  Синельников // Вопросы психологии; – 1993.  №10. – С. 67-73.
  13. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством  / О. Сухинина //Дошкольное воспитание; – 2004. – №2. – С. 36-38.
  14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений / Г. А.  Урунтаева; - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.
  15. Шаграева О. А. Детская психология; Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений / О. А.  Шаграева;  М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Космос"

планирование работы по развитию и руковоству сюжетно-ролевой игры...

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевыми играми подготовительной группы

Представлен план развития и руководства сюжетно-ролевыми играми в подготовительной группе на октябрь месяц. Темы: Кондитерская фабрика «Slasti»,Газетный киоск,Театр,Телевидение,Овощеводы,АвтоВаз....

Конспект сюжетно-ролевой игры для подготовительных к школе групп по теме: «Зимние XXII олимпийские игры в Сочи» (Два дня из жизни спортсменов)

Данное занятие является сюжетно-ролевой игрой. Занятие позволяет ребятам совершенствоваться в том виде игр, которым отдают предпочтение. Занятие эмоционально – насыщенный, дает возможность детям окуну...

Конспект сюжетно-ролевой игры детей подготовительной к школе группы на тему: телерепортаж «Спасатели» (с применением ЭОР)

В данном  конспекте представлено комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой....

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...