семинар "Развитие речи дошкольников через элементы сказкотерапии"
консультация

Климашина Юлия Александровна

 «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить  воспринимать окружающее »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_skazkoterapii.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Свой семинар мне хотелось бы начать со слов Д. Родари

 

 «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить  воспринимать окружающее »

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям проявить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей, развития речи, улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у воспитателя дошкольного учреждения, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих развитию речи дошкольников. Поиски меня привели к волшебному, здоровье сберегающему методу педагогической арт-терапии-сказкотерапии. Суть его состоит в том, что через сказку арт-терапия помогает ребёнку не только понять собственные чувства и переживания,но и суметь их выразить. Этот метод раскрывает творческий потенциал дошкольника и помогает познать свой внутренний мир. Сказкотерапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми.

Это  метод, открывающий воображение, позволяющий ребёнку выразить те или иные эмоции.

Сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и, как в жизни, ищут пути решения проблем, которые встают перед ними.

 Задачи :

  • Развитие внимания.
  • Развитие памяти.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Снятие эмоционального и физического напряжения.
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Совершенствование коммуникативных навыков

 Методы, используемые мной

  • Чтение, рассказывание сказки.
  • Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
  • Дидактические игры.
  • Рисование сказки.
  • Лепка по сказке.
  • Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
  • Решение сказочных задач.
  • Сочинение сказки.
  • Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.

Постановка сказки (разыгрывание, проигрывание)

 Сказки, которые невелики по объему,  рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

 Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

 Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,

“Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

 Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

 Сочиняя собственную сказку ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.

Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

 Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

А теперь, уважаемые педагоги, я хотела бы с вами поиграть. Вы  разделены на группы. У каждой группы на столе лежит листочек. На нем написана сказка. Ваша задача – с помощью жестов, мимики, и другими приемами показать эту сказку коллегам. А мы, в свою очередь должны ее отгадать.

        Спасибо всем за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"

Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»

Из опыта работы. «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через элементы сказкотерапии»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Консультация для родителей «Развитие графо-моторных навыков дошкольника через элементы рисования»

Консультация для родителей «Развитие графо-моторных навыков дошкольника через элементы рисования» Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. ...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию...

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе

В данном материале предлагается план по развитию речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе...