ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития.

Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Н. Командин,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 24 «Звездочка»,

г. Пятигорск

        На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития.

        Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

        Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узора по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т.п.).

        Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руке карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции.

        И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.

        Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т.д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

  • развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со  зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику все более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Также важным является работа с крупными изображениями (на весь лист формата А4, А3), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде».

В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий).

Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий.

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).

Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности.

Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм – это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе – это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. В начале года желательно провести диагностическое занятие – попросить воспитанников выполнить те задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуализированную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.

С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятельности. Но включение графического задания необходимо прежде всего в интересную для ребенка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).

В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки как секретный алфавит).

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т.д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т.е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.

Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Желательно, чтобы воспитатель обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту. В приложении 1 приведена таблица примерных возрастных критериев овладения графическими навыками. С ее помощью можно определить, справляется ли дошкольник с доступными для его возраста заданиями. Если наблюдается отставание, важно задуматься о его причинах.

Серди возможных причин, которые затрудняют обучения рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляется в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего – в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде.

Опытный педагог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке. Основными критериями наблюдения являются следующие:

  • легко ли ребенок может повторить позу или движение педагога;
  • испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);
  • часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;
  • умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);
  • насколько у воспитанника развито чувство ритма;
  • отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);
  • как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);
  • правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

Моторная неловкость чаще всего является причиной возникновения трудностей в овладении графическими навыками. Подобную картину можно увидеть у ребенка, который преимущественно действует левой рукой, либо двумя руками с одинаковым успехом (дети-амбидекстры), либо у ребенка, который не «выбрал» ведущую руку (использует то правую, то левую руку как ведущую). Согласно исследованию О.Б. Иншаковой, до 30% детей к моменту поступления в первый класс еще не определились с ведущей рукой. Относительно овладения графическими навыками во всех этих случаях ребенок находится в «зоне риска».

В дошкольном возрасте процесс определения ведущей руки у разных детей протекает по-разному. В целом согласно представлениям современной детской нейропсихологии до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки – это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет – это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.

Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:

  • неровные, дрожащие линии;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;
  • рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;
  • возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;
  • рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);
  • рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок), - являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

  • следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
  • начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
  • осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т.д.);
  • проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» - это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
  • учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
  • рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
  • использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т.д.).

Другой часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника. Наблюдая за таким ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т.д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

В той или иной мере похожее поведение свойственно всем детям дошкольного возраста. Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенной Д.Б. Элькониным, постепенно формируется лишь к семи годам, когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрасте внимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой. Поэтому здесь важно отличать реальные трудности с концентрацией внимания и планирования деятельности от несоответствия завышенным требованиям взрослых. Распространение так называемых методик раннего развития в настоящее время часто приводит к тому, что родители и педагоги предъявляют к детям завышенные требования, ожидая от ребенка 3-4 лет поведения и познавательной активности, соответствующих шести-, семилетнему возрасту.

Согласно представлениям возрастной психологии, если дошкольник может фокусировать внимание и планировать ту деятельность, которая для него интересна, но при этом не удерживается в скучном, неинтересном задании «по заданию», это вполне соответствует закономерностям возрастного развития. Если же ребенок не может сосредоточиться на той деятельности или игре, которая вызывает у него интерес, то это свидетельствует о проблемах в его развитии.

Как известно, чем младше ребенок, тем меньше времени он может концентрироваться. Применительно к формированию графических навыков это утверждение верно вдвойне. Любая графическая деятельность сопровождается повышенной концентрацией внимания, тонкой координацией движений руки и глаз, удержанием позы, планированием движения карандаша и рисунка в целом. Графическая деятельность, особенно «по заданию», требует от дошкольника больших усилий. Но если ребенок не способен даже на кратковременное усилие, которое доступно большинству его сверстников, это также должно быть для педагогов сигналом.

Чтобы помочь ребенку с трудностями концентрации внимания и планирования деятельности овладеть необходимыми графическими навыками, нужно продумать расширенную программу специальных занятий. Они могут включать в себя специальные игры и задания, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий (т.е. планировать свою деятельность). Например:

  • подвижные игры с правилами (игры «на внимание», например, «Съедобное-несъедобное»);
  • настольные игры;
  • выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий);
  • конструирование по образцу.

В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:

  • на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т.д.);
  • работе с лабиринтами;
  • графических диктантах;
  • создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучении поэтапному копированию изображений.

Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно отметить проблемы обучения, связанные с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятий, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в «полезных навыках», а не рисовали то, что хочется.

Вот дошкольник открывает тетрадь с развивающими заданиями, заботливо приготовленную мамой, и слышит указание: «раскрась лужи синим карандашом, а листья – оранжевым». В представлении взрослого это логично, ведь картинка связана с осенней погодой. Малыш берет карандаш, хитро поднимает на маму глаза – секунда, и вся картинка закрашена зеленым цветом. «Листья должны быть зелеными, а луж не видно», - объясняет он. Для многих детей дошкольного возраста рисование – важный способ самовыражения, творческого, фантазийного преобразования реальности и ее осмысления. Взрослый, который занимается с ребенком, поступает верно, если уважает его инициативу, видение и способы работы.

Дошкольный возраст – период игры, фантазии и творчества: «Хочу, чтоб лошадь была синей», «Пусть волосы будут розовыми», «Пусть глаза будут сбоку, а нос – сверху». Очень важно не лишить ребенка этих удивительных возможностей играть, фантазировать и творить, которые позже, в период школьного обучения, могут уже не найти применения. Именно поэтому специальные занятия по формированию графических навыков не могут заменить традиционное рисование или иные виды творческой, продуктивной деятельности. На занятиях по развитию графических навыков педагог может лишь дать детям «инструменты», с помощью которых они могут полнее реализовать свои творческие замыслы.

Предложения раскрасить что-либо определенным цветом, нарисовать конкретные геометрические фигуры или продолжить узор – а именно так чаще всего формулируются «развивающие задания» - для детей лишены смысла и, как следствие, выполняются не особенно тщательно. Необходим игровой контекст, который придаст действию очевидные для ребенка смысл и ценность. Например: «Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки» (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака). Таким образом, актуализируется жизненный опыт дошкольников, затрагиваются их эмоциональные переживания – в этом случае ребенок будет искренне стараться нарисовать самый лучший заборчик для своего «бедного котенка».

Опыт практической работы показывает, что не стоит ожидать от всех детей, что они будут с одинаковой готовностью следовать инструкции педагога. Более зрелые и социализированные воспитанники легко адаптируются в ситуации группового занятия, другим же необходим индивидуальный подход. Чтобы заинтересовать ребенка рисованием, бывает достаточно дать ему возможность самому выбирать цвет или способ выполнения задания. При оценке выполненного педагог может закрыть глаза на некоторые погрешности или неточное следование инструкции, если видит, что дошкольник старался. Иногда воспитанники украшают свои работы дополнительными рисунками, которые не были предусмотрены заданием – для некоторых детей это важно. Это дает им возможность «примириться» с необходимостью действовать по заданию.

Выполнение задания «ради задания» может быть ценным для детей в период подготовки к школе. На шестом-седьмом году жизни ребенок часто играет «в школу», ему хочется быть таким же взрослым, как более старшие товарищи – школьники. Тогда он с радостью будет «делать уроки», выполняя разные задания, даже если эта деятельность для него достаточно сложна. Именно в этот период у детей успешно формируется навык точного выполнения заданий по образцу или по инструкции.

Еще одним важным аспектом, который связан с успешностью обучения, является самооценка ребенка. Чтобы дошкольник хотел заниматься рисованием или выполнять графические задания, необходимо, чтобы он почувствовал себя успешным в этой деятельности. Для этого важен подбор заданий – не слишком легких и не слишком трудных для его возраста, требующих приложения небольшого усилия для выполнения. Чем сложнее дается ребенку работа с карандашом, тем меньше должно быть это усилие, по крайней мере, поначалу.

Кроме подбора заданий, роль педагога заключается в эмоциональной поддержке детей, поощрении их усилий. На первых этапах важен не результат, а старание. Если взрослый будет акцентировать внимание дошкольника даже на небольших успехах, то маленький художник сможет постепенно обрести уверенность, а вместе с ней – желание идти дальше. Напротив, одна-две резких оценки трудов ребенка надолго отобьет у него желание заниматься рисованием и письмом по собственной воле, без принуждения со стороны взрослых.

Подводя итог вышесказанному, вернемся к основным вопросам, связанным с проблемами формирования графических навыков в дошкольном возрасте: почему ребенок не справляется с графическим заданием так же, как остальные дети? Не может, потому что ему мешают определенные трудности в его развитии? Не хочет, потому что в этот момент занят другим видом деятельности или считает себя неуспешным? Если педагог затрудняется в решении этого вопроса, наблюдая за ребенком или рассматривая его рисунки, можно предложить дошкольнику пройти графическое тестирование в игровой форме. Выберите тематику исходя из интересов дошкольника, из того, во что он любит играть: в принцесс, машинки, динозавров – и предложите выполнить задание. Если у воспитанника развитая фантазия и ему трудно придерживаться инструкции, договоритесь о том, что он три раза делает то, что говорит педагог (рисует определенную линию, фигуру и т.д.), а потом то, что хочет сам. Если окажется, что в данных условиях дошкольник уверенно справляется с заданием, это значит, что не нужно беспокоиться за уровень развития графических навыков, а следует больше внимания уделить формированию мотивации и сотрудничества с педагогом. Если же ребенок в условиях игры при всем старании не способен выполнить графическое задание, соответствующее возрасту, или выполняет его недостаточно точно – ему необходима дополнительная помощь.

В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на форму и содержание занятий. Непросто в условиях группы детского сада осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, соответствующие уровню их развития и при этом следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3-4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка. Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть недолгими: 5-10 минут – для младшей и средней групп, 10-15 минут – для старшей группы и 15-20 минут – для подготовительной группы.

На занятиях по развитию графических навыков важно осуществлять комплексный подход: кроме собственно графических заданий, желательно включать элементы сюжетно-ролевой игры, театрализации, музыкальное сопровождение и познавательные задания и задачи. Это повышает мотивацию детей, помогает им сконцентрироваться на задании. Этому же способствует и опора на собственные интересы детей: педагог может предлагать графические задания на том материале, который увлекателен для дошкольников данной группы или связан с распорядком дня. Например, в день рождения кого-либо из детей можно предложить поработать с большим изображением торта со свечками: обвести свечи по контуру, посчитать их либо заштриховать различными способами каждый слой торта (работа в строке).

В зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, и уровня овладения графическими навыками у детей, задания могут варьироваться. Особенно ответственно следует подходить к планированию занятий в подготовительной группе, т.е. перед поступлением в школу, когда развитию графических навыков уделяется особое внимание. Занятия в этой возрастной группе, как правило, включают различные виды работы и требуют большой концентрации, а также предполагают некоторую подготовку. К этому моменту дошкольники уже достаточно хорошо организованны, внимательны, понимают принцип шифровки букв с помощью символов, могут быстро переключаться с одной работы на другую. И при этом задания предусматривают как варианты упрощения, так и усложнения. Если дети медленно вникают в материал, можно разбить этот план на несколько занятий и прорабатывать поэтапно.

Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.

Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности. Если взрослые с уважением относятся к инициативе и творческому подходу дошкольника, а также поощряют его усилия, мотивация возрастает.

Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками

Возрастной период

Критерий

Ранний возраст

Второй год жизни

Ребенок проявляет интерес к рисованию пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами, который поддерживается взрослым.

Рисует линии, подражая взрослому: горизонтальную, вертикальную, подобие спирали.

Ставит точки и цветные пятна пальчиком или штампом, подражая взрослому.

Пытается закрасить лист, подражая взрослому.

Третий год жизни

Ребенок рисует относительно прямые линии по показу и по образцу – горизонтальные, вертикальные, сплошные и прерывистые, а также подобие волнистой линии

Показывает на листе контурное изображение («Покажи, где цветочек»), вместе со взрослым обводит контур пальчиком

Ставит точки или рисует черточки в определенном месте, например, внутри контура

Пытается закрашивать изображение в пределах контура

Рисует подобие круга по образцу и по устной инструкции взрослого

Проводит линию по прямой или слегка изогнутой «дорожке» (ширина «дорожки» 3-4 см)

К трем годам ребенок рисует простого человечка-«головонога»

Дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст

Ребенок рисует линии по образцу и по устной инструкции взрослого: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые разной конфигурации, длинные спирали, петли, ломаные линии

Рисует круг, треугольник, квадрат (с образцом или без образца), а также несложные сочетания этих фигур по образцу (композиция из 2-3 фигур)

Может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями

Средний дошкольный возраст

Ребенок опознает «зашумленные» контуры (например, пунктирный среди точек) и может обвести изображение по контуру

Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры

Выполняет крупную штриховку в крупном (более 6 см) или среднем (4-5 см) контуре. Доступна штриховка в заданном направлении (вертикальная, горизонтальная, наклонная)

Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 10 точек)

Проводит линию в запутанных «дорожках» и лабиринтах низкой и средней сложности (ширина «дорожек» 0,7-2 см)

Дорисовывает недостающую половину изображения простых предметов (домик, гриб, солнышко)

Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (ручку кружки, рога у козочки и т.п.)

Рисует человека со всеми основными частями тела и лица, относительно пропорционально. Рисует простые изображения и предметы, практически без деталей (домик, рыбка, машина, дерево, цветок)

По образцу рисует цифры в крупных клетках (3х3, 2х2, 1х1 см). По образцу рисует наиболее распространенные печатные буквы, буквы своего имени

Умеет копировать простые изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу

Ориентируется на листе (знает, где углы, стороны, середина), располагает рисунок гармонично, примерно в центре листа. Соотносит размер рисунка и листа, не выходя за его края

Старший дошкольный возраст

Ребенок рисует сплошные линии-узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька – широкая петелька, петелька вверх – петелька вниз, полукруг – «зубец»). Важно, чтобы линии рисовались без отрыва руки, одним движением и того размера, который удобен ребенку

Рисует линии-узоры в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см)

Рисует геометрические орнаменты в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см)

Рисует элементы письменных букв в строчках: петелька вверх, петелька вниз, крючочек, наклонная палочка, овал (ширина строчек 0,7-1,5 см).  На занятиях элементы рисуются сначала отдельно, потом как единый узор, без отрыва руки (в разных сочетаниях)

Подготови-

тельный дошкольный возраст

Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца), а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5-7 фигур)

Может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур. Размеры изображения не менее 2-3 см

Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру

Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см

Выполняет мелкую штриховку в среднем (4-5 см) и мелком (2-3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная)

Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10)

Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина «дорожек» 0,4-0,7 см)

Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам

Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты)

Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти). Рисует сложные изображения и предметы с детализацией (индивидуально, зависит от интереса ребенка к рисованию и художественных способностей)

Рисует цифры в крупных клетках (1х1 см и 0,7х0,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя

Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет «графический диктант» на клеточках

Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например «правый верхний угол» и т.д.), соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать