картотека дидактических игр
картотека

Ищук Ольга Александровна

Картотека дидактических игр для раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека дидактических игр22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

г. Кирсанов

Тамбовская область

Картотека дидактических игр для детей  раннего возраста

Выполнила: Ищук О.А., воспитатель

Название игры

Цель игры

Оборудование и пособия

Ход игры

1.

«Волшебные колпачки»

Развитие сенсорного восприятия.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К  дети прикручивают крышки.

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

2.

«Выбери пуговки»

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

3.

«Кошка в гости к нам пришла»

Вызывать положительную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки.

Учить по просьбе взрослого показывать уши, хвост, лапки. Побуждать к активным действиям (показать, погладить игрушку) и произношению облегченных слов.

Игрушка - пушистая кошка, блюдце.

Воспитатель достает игрушку (из-за спины, из коробки) и говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел? Кошка, киса».

Предлагает детям повторить: «Скажи, Таня, кто это? Саша, назови, кто это?» Побуждает называть игрушку разными словами: кошка, киса, котя и т.п. Вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какая красивая кошка, мягкая, пушистая!» Предлагает ее потрогать, погладить.

Затем берет кошку и «играет» с ней: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка:

«Кошка лапками играет, у нее лапки-царапки. (Показывает.) 

Это лапки, лапки-царапки! Что это? Лапки. (Обращается к ребенку) 

Покажи и назови, что это?»

Гладит ушки, называет: «Это уши, ушки. Что это? Уши, ушки». (Дети показывают ушки, называют.)

Играет ее хвостиком, говорит: «Какой хвостик красивый у кошки! Где хвостик? (Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком.) Вот хвостик! (Действия повторяются несколько раз.) Красивая кошка к нам пришла. (Подносит игрушку к своему уху.) Кошка хочет молока, надо ее покормить. Давайте нальем молоко в блюдце. (Игровая ситуация вместе с ребенком) Кисонька-мурысенька, попей молочка!» (Кошка «пьет» молоко.)

    Воспитатель читает потешку:

Котя, котенька, коток (произносит выразительно),

   Котя - серенький хвосток (поглаживает игрушку),

    Приди, Котя, в гости к нам,

    Молочка тебе я дам.

    Я тебе, коту, своих деток покажу.

4.

«Кто как кричит»

Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку.

Повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова.

Называть слова по собственной инициативе.

Игрушки (собака, кошка, курица, петух и др.).

Обыгрывается неожиданное появление каждой игрушки (можно доставать их из мешочка или яркой коробки).

Воспитатель показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается поочередно к каждому ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».

Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т.д.) произносятся тихо и громко, с разной интонацией.

Затем педагог предлагает каждому ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?». Или сразу предложить принести, например кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».

Педагог задает аналогичные вопросы, если ребенок приносит другую игрушку.

5.

«Кто пришёл?»

Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Карточка с изображением животных, ширма.

Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

6.

«Найди домик»

Воспитывать умение различать предметы по величине.

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

7.

«Позови»

Совершенствовать понимание речи.

Побуждать к обращению и активным ответным действиям (произношению звукосочетаний и облегченных слов, манипулированию с игрушками).

Игрушки (собака, заяц и др.).

Воспитатель ставит игрушки на стол, дает возможность детям полюбоваться ими; интересуется, понравились ли игрушки.

Предлагает поиграть с ними, например: «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне». Педагог манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит», спрашивает: «Что делает собачка?» (Ест, прыгает).

Затем обращается к другому ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т.д.).

Если кто-то из малышей не подражает действиям взрослого, следует вместе с ним позвать игрушку, поманить ее рукой. Одновременно подвинуть зайца (куклу и т.д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)

Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т.д.

Примечание. Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет нужные действия, значит, он понимает вашу речь.

8.

«Поможем кукле Кате одеться

на прогулку»

Учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Кукла с комплектом одежды.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

9.

«Составь картинку»

Учить детей составлять  картинку целого предмета из двух  -   четырёх  частей.

Разрезанные картинки предметные, образцы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

 – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

10.

«Прищепки   в корзине»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать умение  снимать  и надевать прищепки.

Маленькие прищепки,  корзинка (с тонкой  ручкой).

Входит зайчик.

- Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс.

Дети рассматривают корзину

с прищепками.

Воспитатель говорит:

- Зайчик хочет с вами поиграть.

И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку  надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

11.

«Разложи-ка кубики»

Учить детей группировать  объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Большие и маленькие  кубики  красного цвета.

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка».

Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие.

Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

12.

«Соберем пирамидку»

Упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца.

Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Пирамидки из пяти колец.

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать!

Далее снова разбирает  и собирает пирамидку.

После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям.

13.

«Узнай и назови»

Знакомить детей с круглой  формой  предмета.

Муляжи помидора, яблока, апельсина.

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей: «Что у меня в руке?». Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

14.

«Шнуровка»

Развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

Картонная карточка (можно в форме  ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

Воспитатель  показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка.

А теперь, вы ребята попробуйте.

В качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.

15.

«Яблонька»

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровое панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,

Разные яблочки собирать.