Художественно эстетическое развитие дошкольника
статья

Хайбуллина Камила Геннадьевна

В статье обоснована актуальность художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста, а также определены условия развития творческой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в современном обществе отмечается кризис эстетических, нравственных и духовных ценностей. Последние несколько лет психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. В связи с общекультурным кризисом современного образования на первый план выдвигается задача воспитания и развития ребенка дошкольного возраста средствами искусства. В педагогических исследованиях проблема использования искусства как средства развития художественного- эстетического воспитания рассматривается с точки зрения воспитания у ребенка чувства прекрасного, а также понимание использования средств художественной выразительности (Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Шацкая В.Н., Усова А.П.) В области художественно эстетического развития интеграция видов искусств является основой для формирования предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становления художественного вкуса. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве. Художественная литература обладает огромными возможностями в художественно эстетическом развитии ребенка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Обновление содержания дошкольного образования и введение Федерального Государственного Стандарта привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребенка. Традиционное обучение детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию основывается на подражательной основе, поэтому в основном состоит из репродуктивных приемов обучения. Работа ребенка в образовательной деятельности чаще всего лишь исполнительская, а не развивающая. Проблема художественно – эстетического развития может быть решена только лишь при условии успешного методического сопровождения педагогов. В связи с этим особую значимость приобретает изменение подходов к методическому сопровождению организации художественного-эстетического развития в дошкольном учреждении. Педагоги малокомпетентны в решении проблем художественного-эстетического развития, нет целенаправленного методического сопровождения. Недостаточное внимание со стороны педагогов к проблемам художественного- эстетического развития может привести к отсутствию развитой гармоничной личности, к неспособности находится в гармонии с собой. Для создания выразительного образа, который действительно воплотил бы в себе ценности эстетического переживания, ребенку необходимо целенаправленно преобразовывать собственный индивидуальный опыт, то есть занять позицию художника-творца по отношению к материалу того или другого вида искусства, найти соответствующие своему замыслу цветовые, языковые, музыкальные средства. Примерами применения определенных выразительных средств, необходимых для творческого воплощения того или иного образа, могут служить произведения разных видов искусства. Их использование на занятиях помогает стимулировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость.

Условия развития творческих способностей

 Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия: Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека. Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр. Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Например, если у крохи машинка закатилась за шкаф, не спешите помогать ему извлечь игрушку. Пусть он хотя бы попытается справиться с этой задачей самостоятельно. Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент. Если его действительно увлекает определенная деятельность, то эмоциональный подъем будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдет крохе на пользу. Помощь взрослых – ненавязчивая и разумная. Свобода, данная крохе, ни в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме этого, не стоит подсказывать малышу там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными. Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления: ассоциативность; диалектичность; системность.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов/н/Дону: Феникс, 1998. 479с.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. С.120-126.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах, т.II. Под. ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. С.237.

4.https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-muzyku-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami

5. https://szabotoi.ru/razvitie/tvorcheskie-sposobnosti-u-detey

Цель: Выявить роль художественного- эстетического развития в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с литературой.

Исходя из цели были выдвинуты следующие задачи:

1)        изучить теоретические основы проблемы художественно-эстетического развития детей;

2)        Выявить особенности художественно- эстетического развития детей 5-7 лет.

3)        Разработать методическое сопровождение для педагогов по художественно эстетическому развитию средствами интеграции художественной литературы с другими видами искусств.

Объект: художественно- эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении

Предмет: методическое сопровождение педагогов в художественно эстетическом развитии детей 5-7 лет.

 Гипотеза исследования - процесс художественно-эстетического развития дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1) Организации педагогического взаимодействия взрослого и ребенка, способствующего: восприятию художественных произведений как отдельного вида искусства, так и в контексте интеграции с другими видами искусств (музыка, живопись); воспитанию художественного вкуса, пробуждению эстетических переживаний, эстетического чувства;

2) создания системы занятий по чтению художественной литературы, основанной на интеграции искусств, которая должна быть направлена на: поэтапное формирование у детей представлений о художественном образе, эмоционально-чувственное освоение детьми средств выразительности в литературе, живописи, музыки, активизацию потребности детей в творческой самореализации.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического развития на материале художественной литературы. Теоретически обоснованы и успешно апробированы педагогические условия, положительно влияющие на развитие у детей художественно эстетического развития: эстетическая оценка, эстетическая восприятие. Практическая значимость работы заключается в разработке методического сопровождения для воспитателей по художественно эстетическому развитию средствами художественной литературы.

Категориальный аппарат

1)         Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. (по ФГОС)

2)        Краткий словарь по эстетике рассматривает эстетическое воспитание как «систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.» По определению К.Маркса, эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

3)        Эстетическое развитие- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ(от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. (большая психологическая энциклопедия)

4)        Художественно- эстетическое развитие по мнению Чурашова А.Г. – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности в том числе развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно- эстетических ценностей (автореф. Дисс. На соискание ученой степени «Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в доп. Образовании средствами хореографии)

5) Интеграция в современных исследованиях трактуется как «сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделам, состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию»

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Направление подготовки/ Специальность подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Методическое сопровождение в дошкольном образовании»

Методическое сопровождение педагогов в художественно- эстетическом                   развитии детей 5-7 лет на основе литературы

                                                                       

                                                                            Студентка 1 курса магистратуры:

Хайбуллина Камила Геннадьевна

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Акулова Ольга Владимировна

                                         

 

                                                 Санкт Петербург 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника"....

Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...