Проект инновационной площадки ТЕМА: «Управление художественно - эстетическим развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды».
учебно-методический материал по теме

Хусаинова  Ирина  Васильевна

 

«Воспитание не сумма мероприятий

и приемов, а мудрое обращение взрослого

с живой душой ребенка»

                                                                                     В.А. Сухомлинский

 

КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

 

             В рамках модернизации образования  возрастает проблема повышения мотивации в обучении искусству, обретения воспитанниками прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Поэтому, мы  полагаем, что  управление художественно - эстетическим  развитием должно строиться  на основе создания предметно - развивающей среды.

       Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка.                                             

      Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания дошкольников посредством деятельности коллектива МБДОУ,  родителей его воспитанников, окружающего социума, позволяющей сделать реальные шаги к обновлению содержания образования и  воспитания  в ДОУ, созданию современной  эстетической развивающей среды.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

            - Ввести в практику МБДОУ модель управления                                                           художественно-эстетическим развитием дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

            - Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ Жирновского детского сада « Ивушка».

                     - Разработать модель управления  воспитательной системой  по  художественно-эстетическому развитию  на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа

 

ЗАДАЧИ:

 

1.Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2.Определить и разработать:

         -    структуру эстетической развивающей среды,

         - модель организации работы по формированию художественно-эстетического развития  воспитанников,

        - механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ, 3.Апробировать созданные модели в нашем ДОУ.

 

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Сформированность эстетической развивающей среды является важным качественным показателем эффективности воспитательного процесса. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему, развитие интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование гармоничной, духовно развитой, активной личности своего государства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: среда, как средство  художественно-эстетического  развития личности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  процесс формирования художественно-эстетического развития дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

         В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

- адекватно воспринимать визуальный мир информации.

- ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;

 Осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.                  

      Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса ( зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно - пространственную художественную среду и  т. д.

            Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б.П. Юсупов и результаты современных психологических исследований, был выработан нетрадиционный подход к преподаванию искусства в детском дошкольном образовательном учреждении с позиции предметно - пространственного , полихудожественного направления. Пространство выделено с позиции категории эстетики - как факт существования любого искусства (« каждое искусство есть средство организации пространства» - П. Флоренский). Этот подход является  универсальным в освоении любого искусства в детском учреждении. Поскольку пространство пустое, не заполненное предметами, цветом, звуками  для детей непонятно.  Слово « Пространство» рассматривается как реальная возможность  про-стран-ство-вать  по искусству, то есть прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить  и осознать его с разных позиций )  про-стран-ство-вать   по свету, по музею, ближайшему окружению.

- в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного  образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ;

              - присвоение МБДОУ государственного статуса «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» поставило педколлектив перед необходимостью создания (внедрения) качественно новой  по структуре и содержанию эстетической развивающей среды.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      -    создание развивающей среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ;

      -    создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ;

      -    повышение профессиональной    компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении;

      -   повышение уровня художественно-эстетического развития детей;

      - повышение рейтинга ДОУ в районе.

      -  Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

     - Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.

      - Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

       -     Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе:

       Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей.

      Поэтому так важно ввести в практику управления МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

     Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.                                                                                                                                                                    

 

 

Этапы    эксперимента:                                                 

  1 этап (январь - март 2013)

    -  Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

    -   Проанализировать состояние развивающей среды ДОУ и уровень эстетического развития дошкольников;

     -  Разработка  системы  работы: изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

 

2 этап (апрель  2013- сентябрь 2013)

      - Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников

       - Проанализировать полученные данные;

       - Выявить и продемонстрировать проблемы;

       -  Создать творческую группу;

        - Сформировать материально-техническую базу;

         - Сформировать методическую базу;

      - Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей;

         - Внедрение и экспертиза программы, вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации  проекта в  экспериментальной  и контрольной группах, корректировка программы  работы.

 

3 этап (сентябрь 2013-май 2015)

            - Внедрение системы  работы по художественному  творчеству в процессе социализации в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

           - Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников;

          - Диагностика компетенции педагогов;

          - Дать полный анализ полученных результатов;

                                                                                         

4 этап (сентябрь 2015- январь 2016)

- осуществление системы  работы по социализации воспитанников в ДОУ, планирование работы по обогащению и распространению  опыта на уровне поселка, района.

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель организации эстетической  развивающей среды и осмыслена ее сущность как условия художественно-эстетического развития детей.

 

ПОКАЗАТЕЛИ:

 

1.     Создан информационно-методический банк по проблеме.

2.     Создана материально-техническая база.

3.     Проанализированы данные диагностических исследований художественно-эстетического развития дошкольников ДОУ, состоянию эстетической развивающей среды.

4.     Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.

 

Результаты проекта

 

Продукты

 

 

Повышение эффективности исследовательской и методической работы

 

·   Пакет нормативно-правовых документов.

·   Материалы (рекомендации)  работы методического объединения по данной теме.

 

Разработка инструментария:

 - измерения уровня  художественно -  эстетического развития воспитанников;

- состояния эстетической развивающей среды.

Система самоконтроля педагога.

 

·  Диагностические материалы.

 

·  Система контроля по развитию эстетического развития дошкольников.

 

·  Система контроля состояния эстетической развивающей среды

 

Повышение профессиональной компетенции педагога.

Рост творческой активности сотрудников ДОУ.

 

·  Личностный рост педагогов

 

·  Творческие работы по оформлению групп, помещений ДОУ.

 

Управление художественно-эстетическим развитием детей

 

·  Мониторинг образовательных компетенций педагогов.

·  Мониторинг эстетического  развития воспитанников.

·  Мониторинг состояния эстетической развивающей среды.

Расширение партнерских взаимоотношений с социумом:

- организациями культурного назначения;

- родителями.                                                     

   Договоры и планы  совместной работы.

 

Творческие работы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhirnov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Жирновский детский сад  «Ивушка» общеразвивающего

вида, художественно-эстетического приоритетного направления

развития воспитанников.

ПРОЕКТ

инновационной площадки

ТЕМА: «Управление художественно - эстетическим  развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды».

ВЫПОЛНИЛИ:  Сорокина  Любовь  Ивановна

                                    заведующий МБДОУ  Жирновского

                   детского  сада «Ивушка»

                          Хусаинова Ирина Васильевна

                            старший  воспитатель  МБДОУ      

                                        Жирновского  детского сада

 « Ивушка»

                    п. Жирнов

                                  Тацинский район

                                 Ростовская  область

«Воспитание не сумма мероприятий

и приемов, а мудрое обращение взрослого

с живой душой ребенка»

                                                                            В.А. Сухомлинский

КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

        В рамках модернизации образования  возрастает проблема повышения мотивации в обучении искусству, обретения воспитанниками прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Поэтому, мы  полагаем, что  управление художественно - эстетическим  развитием должно строиться  на основе создания предметно - развивающей среды.

       Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка.                                            

      Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания дошкольников посредством деятельности коллектива МБДОУ,  родителей его воспитанников, окружающего социума, позволяющей сделать реальные шаги к обновлению содержания образования и  воспитания  в ДОУ, созданию современной  эстетической развивающей среды.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

            - Ввести в практику МБДОУ модель управления                                                           художественно-эстетическим развитием дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

            - Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ Жирновского детского сада « Ивушка».

                     - Разработать модель управления  воспитательной системой  по  художественно-эстетическому развитию  на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа

ЗАДАЧИ:

1.Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2.Определить и разработать:

         -    структуру эстетической развивающей среды,

         - модель организации работы по формированию художественно-эстетического развития  воспитанников,

        - механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ, 3.Апробировать созданные модели в нашем ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Сформированность эстетической развивающей среды является важным качественным показателем эффективности воспитательного процесса. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему, развитие интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование гармоничной, духовно развитой, активной личности своего государства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: среда, как средство  художественно-эстетического  развития личности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  процесс формирования художественно-эстетического развития дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

- адекватно воспринимать визуальный мир информации.

- ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;

 Осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.        

      Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса ( зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно - пространственную художественную среду и  т. д.

            Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б.П. Юсупов и результаты современных психологических исследований, был выработан нетрадиционный подход к преподаванию искусства в детском дошкольном образовательном учреждении с позиции предметно - пространственного , полихудожественного направления. Пространство выделено с позиции категории эстетики - как факт существования любого искусства (« каждое искусство есть средство организации пространства» - П. Флоренский). Этот подход является  универсальным в освоении любого искусства в детском учреждении. Поскольку пространство пустое, не заполненное предметами, цветом, звуками  для детей непонятно.  Слово « Пространство» рассматривается как реальная возможность  про-стран-ство-вать  по искусству, то есть прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить  и осознать его с разных позиций )  про-стран-ство-вать   по свету, по музею, ближайшему окружению.

- в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного  образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ;

              - присвоение МБДОУ государственного статуса «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» поставило педколлектив перед необходимостью создания (внедрения) качественно новой  по структуре и содержанию эстетической развивающей среды.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      -    создание развивающей среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ;

      -    создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ;

      -    повышение профессиональной    компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении;

      -   повышение уровня художественно-эстетического развития детей;

      - повышение рейтинга ДОУ в районе.

      -  Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

     - Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.

      - Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

       -     Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе:

       Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей.

      Поэтому так важно ввести в практику управления МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

     Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.                                                                                                                                                                    

Этапы    эксперимента:        

  1 этап (январь - март 2013)

    -  Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

    -   Проанализировать состояние развивающей среды ДОУ и уровень эстетического развития дошкольников;

     -  Разработка  системы  работы: изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

2 этап (апрель  2013- сентябрь 2013)

      - Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников

       - Проанализировать полученные данные;

       - Выявить и продемонстрировать проблемы;

       -  Создать творческую группу;

        - Сформировать материально-техническую базу;

         - Сформировать методическую базу;

      - Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей;

         - Внедрение и экспертиза программы, вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации  проекта в  экспериментальной  и контрольной группах, корректировка программы  работы.

3 этап (сентябрь 2013-май 2015)

            - Внедрение системы  работы по художественному  творчеству в процессе социализации в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

           - Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников;

          - Диагностика компетенции педагогов;

          - Дать полный анализ полученных результатов;

        

4 этап (сентябрь 2015- январь 2016)

- осуществление системы  работы по социализации воспитанников в ДОУ, планирование работы по обогащению и распространению  опыта на уровне поселка, района.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель организации эстетической  развивающей среды и осмыслена ее сущность как условия художественно-эстетического развития детей.

ПОКАЗАТЕЛИ:

  1. Создан информационно-методический банк по проблеме.
  2. Создана материально-техническая база.
  3. Проанализированы данные диагностических исследований художественно-эстетического развития дошкольников ДОУ, состоянию эстетической развивающей среды.
  4. Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.

Результаты проекта


Продукты


Повышение эффективности исследовательской и методической работы


  1. Пакет нормативно-правовых документов.
  2. Материалы (рекомендации)  работы методического объединения по данной теме.


Разработка инструментария:

 - измерения уровня  художественно -  эстетического развития воспитанников;

- состояния эстетической развивающей среды.

Система самоконтроля педагога.


  1. Диагностические материалы.


  1. Система контроля по развитию эстетического развития дошкольников.


  1. Система контроля состояния эстетической развивающей среды


Повышение профессиональной компетенции педагога.

Рост творческой активности сотрудников ДОУ.


  1. Личностный рост педагогов


  1. Творческие работы по оформлению групп, помещений ДОУ.


Управление художественно-эстетическим развитием детей


  1. Мониторинг образовательных компетенций педагогов.
  2. Мониторинг эстетического  развития воспитанников.
  3. Мониторинг состояния эстетической развивающей среды.

Расширение партнерских взаимоотношений с социумом:

- организациями культурного назначения;

- родителями.                                                    

   Договоры и планы  совместной работы.


Творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Внедрение инновационных технологий в развитие креативных способностей дошкольников посредством создания предметно-развивающей среды

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребенок рос умным и творчески развитым человеком, Если с дошкольником заниматься с раннего возраста, развиватьу него любовь к творчеству, например к музыке,...

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...