Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка по теме

Петренко Светлана Леонидовна
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon V_Skazku_za_skazkoy.doc948 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА»

 Дизайн-проект

инновационный подход к созданию

         предметно-развивающей среды

в ДОУ

Мичуринск – Наукоград

Пояснительная записка

Одно из основных условий психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов представляющих собой, наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Учитывая что, пространственная среда это составная часть развивающей среды дошкольного детства в МОУ прогимназия «Сказка» большое внимание уделяется качественному формированию такого пространства.

В прогимназии на протяжении 5 лет осуществляется дизайн - проект  «В «Сказку» за сказкой», который находиться постоянно в статическом состоянии, так как идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.

Дизайн помещений способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

В прогимназии создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов  /музыкального зала, физкультурного зала, изостудия и кабинета психологической разгрузки и зимнего сада, участка/.

В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, все оформление в группах исполнено в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используются так же предметы декоративного искусства. Педагоги продумали, как в группах рационально и целесообразно расставить  мебель с выделением различных зон и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «зона обучения» хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов  не копирует школьный подход - они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так,  чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.

Предметно-пространственная среда в прогимназии ориентируется на зону «ближайшего развития», т.е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы.  Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.

Локальные игровые /центры и зоны/ пространства сочетаются по направленности детской деятельности. Например, центры  экологического воспитания сочетаются  с уголками уединения и отдыха детей.

Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «мини-лаборатория»- подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте,  различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов-игр и так далее. Предметный мир прогимназии обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами, Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми организована:

- эстетически грамотная среда (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений);

- художественно-декоративная деятельность ребенка. Используются его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных к пространственно-декаративной деятельности от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера;

- наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.

Для конструирования выделили  отдельное место - мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве. В старших группах оборудованы «Лего Центры», дополненные фотографиями построек, альбомами. 

«Центры социально-эмоционального развития» вместе с декорациями, масками, костюмами разрешают быстро создать театральную сцену, цирковую арену, сказочный замок и т.д. Воспитателями используется звуковой «дизайн» в xoде  подобные занятий, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Также в центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.

Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр в старших группах  располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями. Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой, которые дети берут в  библиотеке.  

Выделен «Центр  детского творчества» Детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах прогимназии.  Каждая группа имеет широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.

Одним из важнейших условий для реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В прогимназии оборудован кабинет экологии, «Зимний сад», в которых занимаются все группы детей совместно с педагогом- экологом. Это прекрасное место для организации различных наблюдений и труда детей. Организация развивающей среды играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.

Помещение «Зимнего сада» разделено на несколько функциональных зон: зона для проведения занятий. Для расширения познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.

Рисование для ребенка наряду с игрой деятельностью имеет важное значение, потому, что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.

 Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях  развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в прогимназии  созданы «научные центры», состоящие из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами.  В «центре науки» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства   различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета» «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.

 Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.

 «Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д.

«Стена творчества», позволяет детям рассматривать и изучать карты, схемы, буквы и цифры, т. е. «информация», заложенная в среде, не обнаруживает себя полностью, а побуждает ребенка к поиску. С этой же целью в группах размещены стенды с периодически меняющейся наглядностью (рисунки, лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети подолгу их рассматривают, рассуждают, высказывают свое мнение.

«Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская горница», «Музей кукол», «Музей матрешки», « Музей народных промыслов», «Музей воинской славы», «Музей – Мой верный друг». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Широко в среде прогимназии представлена региональная тематика. Это «Музей русского быта», в отдельном помещении на втором этаже, его очень любят дети, здесь проходят литературные вечера, посиделки, занятия посвященные истории родного края.

Для обеспечения психического благополучия детей в прогимназии открыт и действует «Кабинет психологической разгрузки». Атмосфера психологического кабинета очень важна для ребенка она способствует спокойствию и защищенности. Кабинет разделен на несколько зон: игровую, зону развивающих занятий, зону релаксации и психического расслабления, зону консультативной работы, организационно-планирующей деятельности психолога. Все функциональные зоны кабинета подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей и взрослых.

В текущем учебном году в прогимназии начал свою работу центр раннего развития «Родничок», деятельность которого направлена на предоставление услуг вариативного дошкольного образования. В настоящее время действуют три группы, две адаптационные и одна логопедическая. Для успешной работы центра была проделана большая работа по организации предметной среды с учетом возрастных особенностей и времени пребывания детей. Центр оборудован мягкими модулями, сухим бассейном, красивой детской мебелью на регулируемых ножках. Очень нравиться малышам дидактический стол, где они могут выбрать себе игру по желанию. Особенность нашего центра состоит в том, что игровые занятия проходят на самом современном уровне, с применением мультимедийного проектора, развивающие детские презентации направлены на развитие познавательных, музыкальных и математических способностей малышей. А самое главное дети приобретают опыт общения с незнакомыми людьми.

Территория образовательного учреждения - это его  своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного  пространства  дошкольного детства. Коллектив прогимназии стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и  полезными в плане  всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе.  Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности;  оздоравливает  детей и вызывает положительные эмоции.

В процессе расширения зон творческого, двигательного, эмоционального развития детей и рамках городского проекта «Путь в науку или будущее наукограда РФ», прогимназия проводит целый комплекс мероприятий по оформлению и озеленению своей территории: вырублены старые и высажены новые деревья и кустарники, обрезан яблоневый сад, разбиты цветники и аллеи. Все сотрудники прогимназии «Сказка», воспитанники и их родители принимают активное участие в этой работе.

Особое место отводится ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным в использовании и значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным для детей и взрослых. Педагогами продуманы элементы декора, озеленения, цветочного оформления, соответствующие архитектурному ансамблю, оригинальны, разнообразны и привлекательны, а их эстетичность, декоративность и стильность сохраняются в любое время года. Результатом кропотливой работы педагогического коллектива является уникальный сад, состоящий из отдельных зон, имеющих свое назначение. Здесь все создано для детей и ради детей. В целях организации  досуга воспитанников на территории прогимназии расположены мини-стадион и игровые площадки, аллея отдыха, зона асфальтных игр, участок для посадки лекарственных растений (фитоогород), огород, на котором выращивается зелень и некоторые овощи для подкормки животных из уголков природы.

«Экологическая тропинка», «проложена» воспитателем по экологии и детьми, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Весной радуют глаз нежно-зеленые газоны,  кустарниковые растения, на фоне которых цветут хохлатки, пролески мать-и-мачеха, ветреница, тюльпаны, нарциссы, ландыши, незабудки, петунии. Летом в разноцветную палитру однолетних и многолетних культур вольются настурции, ирисы, розы, георгины, люпины„календула. До поздней осени на территории прогимназии  цветут яркие астры, бархотки, хризантемы и октябрины, краснеют листья девичьего винограда. В вертикальном озеленении преобладают вечнозеленые растения: можжевельники, туи, ели. Кроме хвойных пород имеются листопадные деревья — рябины, липы,  пирамидальные тополя, ивы, клены, березы,  а также плодово-ягодные: яблони, вишни,  кустарники — сирень, жасмин, акация, боярышник, гортензии. Из вьющихся — девичий виноград и клематис.

При построении предметно-развивающей  среды учитывались следующие принципы: 

Принцип активности самостоятельности, творчества

- позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип динамичности

- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип гибкого зонирования

- позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей

- позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

- визуальное оформление предметной среды. 

Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. 

Принцип открытости - закрытости

- позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса прогимназия «Сказка» имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей. Она является настоящим зеленым уголком в самом центре города, где можно укрыться от шума городских улиц.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

Востребованность в образовательных услугах прогимназии высока: запрос родителей превышает наличие мест.

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методи ческих и игровых материалов явились:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249 03", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19 12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Новоселова С.Л.,  “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
  8.  Железнова С.В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г. 
  9. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
  10. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  11. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. 
  12. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003

Педагогическим коллективом прогимназии «Сказка» создана, предметно-развивающая среда способствующая обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечена целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

Перспективы:

Создание в группах центров «Путешествие в прошлое».

Оборудование площадки по обучению детей правилам дорожного движения.

Переоформление цветочных клумб на трех прогулочных площадках /замена грунта, декоративное оформление/

Намечен капитальный ремонт уличных беседок в ЛОП 2011 г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проект  по инновационному подходу к созданию  предметно-развивающей среды в ОУ для дошкольников.Творческое название: «В «Сказку» за сказкой»

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники: (директор, административная группа /зам. директора по ВМР и АХР/, педагог-психолог, педагоги прогимназии, рабочий по обслуживанию здания, родители воспитанников).

Цель проекта: Создание современной  предметно-развивающей среды в прогимназии.

Задачи проекта: 

  1. Многофункциональное  использование всех помещений прогимназии.
  2. Расширение двигательного пространства, для увеличения двигательной нагрузки.
  3. Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм.
  4. Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей;
  5. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение.
  6. Предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.
  7. Создание мобильной, трансформируемой обстановки во всех помещениях учреждения, для  совместного проектирования и изменения окружающего пространства детьми и взрослыми.

Основополагающий вопрос: Нужна ли гармония в окружающем нас мире?

Противоречия:

•        Необходимость самостоятельного получения  знаний и навыков  - низкая познавательная   активность.

•        Создание комфортной развивающей среды - недостаточная компетентность педагогов и родителей.

•        Потребность в общении - отсутствие умений и навыков.

•        Учет ведущих видов деятельности дошкольника – увлечение «школьными» технологиями.

•        Малая активность детей в свободной деятельности – открытие для ребенка предметного мира (право на свободный выбор заинтересовавшей ребенка деятельности).

•        Необходимость переоборудования помещений ДОУ – разработка и создание индивидуальных модульных проектов.

Гипотеза: Если в прогимназии создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры; развитию индивидуальности.

Актуальность:  Необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Ориентация на требования Федеральной  целевой   программы развития образования,  направленные   на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентация на идею концепции дошкольного обучения и воспитания,   выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения формирование компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к самому себе. Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. 

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет  воспитанникам  легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Этапы проекта:

I    этап:

Формирование проблемы, цели задач проекта.         

II этап:  

Практическая реализация проекта.
III этап:

Подведение итогов.

Оформление материалов по проекту.

Создание презентации.

IV этап:

Участие в городском конкурсе.

Защита проекта.

2006 - 2007 учебный год

  1. Изучение проблем и постановка цели проекта.

Сентябрь-Октябрь

  1. Анализ архитектурно-планировочной структуры здания и помещений.

  1. Изучение санитарно-гигиенических норм и требований.

Ноябрь

  1. Составление плана и схемы проекта.

  1. Разработка эскизов оформления помещений и прилегающей территории.

  1. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна отдельных помещений, групповых комнат, кабинетов, студий, холлов, рекреаций.

  1. Консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах».

Декабрь-

Март

  1. Педагогическая гостиная  «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»

  1. Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта»

  1. Распределение конкретного участия всего коллектива /заседание творческой группы, проведение общего собрания трудового коллектива/.

Декабрь

  1. Переоформление  Изостудии.

Февраль- Март

  1. Участие в городском смотре-конкурсе по озеленению прилегающей территории.

Апрель-Май

  1. Разработка дизайн-проекта оформления помещений прогимназии как единого пространства учреждения.

Май

  1. Разработка положения смотра конкурса «Лучший участок».

Август

РЕЗУЛЬТАТ

Кабинет Изобразительного искусства.

Оформление центральной клумбы красочным панно, цветочными, декоративными металлическими опорами. Посадка декоративных и хвойных растений.

Создание тематических настенных панно в группах.

Почетная грамота УНО Приказ № 698 от 26.11.2007 г.

За победу в городском смотре-конкурсе по озеленению прилегающей территории.

2007 - 2008 учебный год

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Смотр конкурс по МОУ «Лучший участок»

Сентябрь

  1. Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства.

Сентябрь-Октябрь

  1. Оформление группы №4 и №5

Ноябрь-Февраль

  1. Оформление музыкального зала.

  1. Педагогический час «Обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Январь

  1. Оформление зимнего сада:  обновление и пополнение растений, создание композиций.

Март-Май

  1. Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение»

Август

  1. Создание мини-музеев и центров по экспериментированию.

В течение учебного года

РЕЗУЛЬТАТ

Создание мини-музеев по группам:  «Музей боевой славы»; «Русская горница»; «Музей кукол»; «Музей матрешки»; «Народные промыслы»; «Мой верный друг»

Создание центров по детскому экспериментированию в группах и кабинете экологии.

Оптимизация игрового пространства во всех возрастных группах, рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

Почетная грамота УНО  Приказ № 352 от 20.04.2008 г.

За достижения в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создание развивающей среды и внедрение инновационных технологий.

Похвальная грамота ФИРО Мин. Образования РФ от 21.05. 2008 г.

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм.

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

2008 - 2009 учебный год

  1. Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию речи детей.

Сентябрь

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Оформление группы №1; №7; №13

Октябрь - Ноябрь

  1. Смотр конкурс по МОУ «Новогоднее настроение» /оформление групповых помещений к празднику/

Декабрь

  1. Переоборудование спортивных уголков в центры двигательной активности

Декабрь - Январь

  1. Оформление  уголков для родителей в современном стиле.

II половина учебного года

  1. Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды в ДОУ»

Январь

  1. Оформление  уголков дежурства и декоративных стендов для детских работ.

Февраль - Март

  1. Оформление  уголков логопедов

Апрель

  1.  Анкетирование педагогов и родителей.

  1. Покупка средств ТСО в группы №1 /телевизор, DVD/

Май

  1. Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды средством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

В течение учебного года

  1. Консультация для воспитателей «Оборудование и инвентарь для игровых площадок»

Июнь-Июль

  1. Анализ деятельности.

  1.  Опрос родителей «Что окружает, то развивает»

Август

РЕЗУЛЬТАТ

Внедрение в работу дошкольных групп отдельных компонентов  предметно­пространственной среды как  стимульного средства воспитания положительных качеств личности «Панорама добрых дел»,

«Мое настроение»,

«Звездочки успеха»,

«Наши новости».

Родительские уголки.

Уголки логопедов.

Уголки дежурств.

Центры двигательной активности.

Создание видеотеки.

Переоформление трех групп.

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

2009 - 2010 учебный год

  1. Сбор, накопление материала.

В течение учебного года

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Переоформление музея «Русского быта»

Сентябрь- Октябрь

  1. Оформление лестничных маршей.

Ноябрь - Декабрь

  1. Замена ковровых покрытий на лестницах.

  1. Оформление группы №14

Ноябрь - Декабрь

  1. Семинар «Территория детства»

Ноябрь

  1. Методическое объединение « Психофизическое развитие дошкольников»

Декабрь

  1. Оперативный контроль по навыкам планирования и самоорганизации дошкольников во  второй половине дня.

Февраль

  1. Дорожка – здоровья и оформление участка.

Май - Июль

  1.  Горка лекарственных растений.

РЕЗУЛЬТАТ

Использование в учебно-воспитательном процессе мультимедийного проектора.

Создание банка детских презентаций по окружающему миру, экологической направленности, ОБЖ, здоровьесбережению и соблюдению прав ребенка.

Стационарные кормушки для птиц.

«Дорожка – здоровья».

Горка лекарственных растений.

  1.  - 2011 учебный год

  1. Оперативный контроль по уровню подготовки групп к новому учебному году

Сентябрь

 

  1. Разработка положения смотра конкурса « Лучший центр двигательной активности»

  1. Семинар-практикум «Новый подход к формированию предметно-развивающей среды в условиях ограниченного пространства»

Сентябрь

  1. Покупка средств ТСО в группы №3 /телевизор, DVD/

Октябрь

  1. Оформление группы №12 и №3 / замена ковровых покрытий;  пошив новых штор/

Ноябрь –

Декабрь

  1. Семинар-практикум «Изготовление предметов заместителей для сюжетно-ролевых игр»

Декабрь

  1.  Презентации дошкольных групп «Моя особенная группа»

Январь

  1. Изучение опыта работы вариативного дошкольного образования по РФ посредством Интернет-ресурсов.

Октябрь-

Январь

  1. Дизайн и оборудование центра раннего развития «Родничок»

закупка

- детская мебель на регулируемых ножках /столы «Ромашка» и стулья/

- центр «Воды и песка»

- мягких модулей /спортивных, и мягкая модульная мебель «Знайка»/

- мольбертов

- пальчиковый театр

- сухого бассейна с наполнением

- сенсорным оборудованием

/Дидактический стол с наполнением,

сенсорная дорожка,

куб на развитие мелкой моторики,

сказочный шатер…/

Сентябрь – Декабрь

- Февраль

  1. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Февраль

  1. Разработка карточек по тематическому контролю по предметно-развивающей среде

  1. Сбор, накопление материала.

  1. Смотр конкурс по МОУ « Лучший центр двигательной активности»

Январь

  1. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Февраль - Май

РЕЗУЛЬТАТ

Создание предметно-развивающей среды в МОУ отвечающей современным требованиям.

Высокий рейтинг по городу как востребованного учреждения.

Создание центра раннего развития и осуществление вариативности дошкольного образования.

Оформление материалов по дизайн-проекту.

Рекламный буклет «В “Сказку” за сказкой»

Фотоколлаж /фотоматериалы по  предметно-развивающей среде в прогимназии/

Участие в городском конкурсе «Инновационный подход к созданию  предметно-развивающей среды в ДОУ».

Презентация проекта.


Использование времени

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка

Влияние пространства на социальное развитие ребенка

Влияние среды

на физическое

развитие ребенка

Временная последовательность разных видов жизнедеятельности.

Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время.

Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.

Выработка

динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом.

Оптимальное сочетание в режиме дня регламенти-рованной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности.

Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня.

Возможность разнообразного общения.

Отсутствует утомляемость.

Время для общения по схемам:

«я - я»

«я - педагог»

«я - друг, друзья»

«я - все»

Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире

Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами.

Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности.

Использование предметного окружения

Использование центров 

по направленности детской деятельности.

Развитие творческого мышления, умение планировать дальнейшие действия.

Умение договариваться, обсуждать совместные планы.

Развивается физическая сила.

Разнообразное стацио-нарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)

Ориентировка в окружающей действительности.

Упражнение в различных социальных ролях.

Активизация движений.

Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте.

Интеллектуальное развитие.

Обеспечение активного общения.

Развивается усидчивость, концентрация.

Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п.

Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность

Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска

Развивается усидчивость, концентрация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста...

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста...

Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...

инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду

особенности организации развивающей среды в группе...

Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.

Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ....