Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОУ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка» город Омутнинск Кировская область
Дизайн - проект экологической направленности
«Инновационные подходы к созданию развивающей среды
на прогулочных площадках в ДОУ»
Автор:
Загребина Елена Васильевна,
старший воспитатель МКДОУ
г. Омутнинск
«Тот, кто изучает природу
не через идею любви,
никогда не постигнет ее законов»
Ф. Шлегель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Здание детского сада построено по типовому проекту в 1984 году, функционирует 11 групп на 220 мест. Юридический адрес: 612740 Кировская область, г. Омутнинск, улица Карла Либкнехта, 41.
Детский сад осуществляет образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»; Трудовым кодексом; «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 41. 1249-03; Федеральными государственными требованиями; Приказами, постановлениями, распоряжениями нормативных документов органов регионального и местного самоуправления; Учредительными документами ДУ: Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, договорами, Положениями.
Окружающий социум
Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры. Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с экологической, социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.
2. Актуальность проекта
Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей – это проблема социально-нравственного становления личности. А обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Эколого – развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С.Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак – нравственное воспитание. Специфика программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания». Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектах природы, находящихся на участке ДОУ.
Работая по нравственному и экологическому образованию детей, изучая новые инновационные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.
В основу создания развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь нравственного и экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта. Исследования О.А.Сафоновой доказывают важность интегральной модели качества дошкольного образования.
Созданная таким образом эколого-развивающая среда обеспечивает инновационные подходы к нравственному и экологическому образованию дошкольников. Она выстроена с учётом ряда особенностей:
- приоритетного осуществления экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- сочетаемости Федеральных государственных требований и основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);
- ресурсного обеспечение педагогического процесса (условия в ДОУ);
- удовлетворенность родителей работой МКДОУ.
Новизна проекта заключается в организации современных экологических пространств; использовании технологии метода проекта для повышения качественного уровня развития детей; доброжелательного отношения к природному миру; выработке стратегии сотрудничества.
Научность и обоснованность предлагаемой инновации
Нравственное воспитание является важной стороной формирования и развития ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Поэтому воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.
Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, недостаточный уровень знаний родителей в вопросах организации экологического пространства, актуальность дизайнерского оформления прогулочной территории, проблемы загрязнения территории, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы.
Познание детьми основ экологической культуры, нравственных норм и правил во многом зависит от педагога и родителей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в совместной деятельности. Особенно ценен труд детей совместно с взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории, благоустройство), т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.
Поэтому эколого-развивающаяся среда, совместные природоохранные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.
На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.
Обновление развивающей среды на прогулочных площадках для обеспечения более качественного воспитания детей – педагогов – родителей, основывается на принципах:
Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;
Принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;
Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;
Принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность оптимального учёта специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей детского учреждения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий;
Принцип деятельной направленности экологического образования – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности, понимание важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в изменяющихся условиях окружающей среды;
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные "открытия" его детьми;
Принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Цель проекта - формирование качественного уровня нравственной и экологической культуры дошкольников через создание инновационных экологических пространств.
Задачи, ориентируемые на детей:
- Создать условия на прогулочных площадках для экологического образования дошкольников;
- Учить детей доброте; уметь видеть и радоваться красоте окружающего;
- Осуществить целостный подход к оздоровлению детей средствами природы;
- Привлечь внимание детей детского сада к проблемам загрязнения территории;
- Воспитать осознанно бережное, доброжелательное отношение ко всему природному миру; чувство взаимопомощи, сотворчества; желание защитить природу.
Задачи, ориентируемые на педагогов:
- Сориентировать коллектив ДОУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников;
- Повысить экологическое сознание, профессиональную компетентность педагогов.
- Формировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию нравственности и патриотизма.
Задачи, ориентируемые на родителей:
- Привлечь родителей к созданию экологических пространств на прогулочных площадках;
- Повысить уровень знаний родителей в вопросах организации экологических современных пространств; по проблеме загрязнения территории.
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность.
Направления работы заведующего МКДОУ:
- Распределение функциональных обязанностей членов коллектива для разработки проекта;
- Сотрудничество с органами управления образования;
- Повышение квалификации кадров в области экологического образования;
- Финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, растений и т. д.);
- Работа с родителями;
- Координация работы с другими учреждениями.
Направления работы старшего воспитателя:
- Ознакомление коллектива с предстоящей работой;
- Выбор необходимых методик;
- Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода;
- Мониторинг деятельности;
- Проведение методических семинаров для членов коллектива;
- Участие в экологизации развивающей среды;
- Участие в распространении опыта работы дошкольного учреждения по данной теме;
- Обобщение результатов работы.
Направления работы педагога – психолога:
- Психологическая поддержка работы;
- Анализ методик с точки зрения их соответствия уровню детей дошкольного возраста;
- Присутствие на родительских собраниях;
- Участие в диагностической работе;
- Работа с родителями.
Направления работы старшей медицинской сестры:
- Оздоровительная работа с детьми;
- Участие в оценке развивающей среды с точки зрения состояния здоровья детей;
- Эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы музыкальных руководителей:
- Проведение музыкально-художественной деятельности;;
- Интеграция музыкально-художественной деятельности;
- Разработка экологических сценариев праздников и развлечений, этических бесед на тему «Добро»;
- Работа с родителями.
Направления работы воспитателя по изобразительной деятельности:
- Закрепление материалов детской деятельности в процессе рисования;
- Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий;
- Помощь воспитателям в дизайне участков; работа по нравственному развитию;
- Подбор видового состава деревьев, кустарников и цветов;
- Работа с родителями;
Направления работы инструктора по физической культуре:
- Участие в эколого-оздоровительной работе;
- Обучение правилам безопасности и правилам поведения во время отдыха на природе;
- Работа с родителями.
Направления работы воспитателя:
- Выполнение дизайн-проектов и работа над эскизами;
- Создание условий для экологического образования на участках;
- Подбор видового состава деревьев, кустарников и цветов;
- Подбор и чтение художественной литературы по нравственному развитию, беседы, развлечения;
- Участие в конкурсе «Дизайн участка», «Лучшая прогулочная площадка», «Дизайн-оформление цветников» «Твори добро на территории ДОУ», «К природе – с любовью»;
- Участие в мониторинге.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Участие детей в создании экологических пространств на прогулочных площадках;
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Оздоровление часто болеющих детей средствами природы;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:
- Участие педагогов в создании экологических пространств на прогулочных площадках ДОУ;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования.
- Создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма.
Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:
- Участие родителей в создании экологических пространств на прогулочных площадках;
- Использование своих знаний в разнообразной деятельности.
- Сотрудничество детей и взрослых
- Совместная семейная детско-взрослая творческая деятельность.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
Сроки реализации: январь 2009 по январь 2010 гг.
Руководители проекта: Т. Е. Татьянкина – заведующий; Е. В. Загребина – старший воспитатель детского сада.
Перспективный план методической работы с кадрами.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по социально-нравственному развитию дошкольников и модернизации развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ.
Содержание методической работы 1 этап: ОРГАНИЗАЦИОННО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – анализ образовательной ситуации в ДОУ, диагностика готовности педагогов, ознакомление с научно-методической литературой, изучение инноваций и передового педагогического опыта по данной проблеме. |
ЯНВАРЬ – 2009 г.
|
ФЕВРАЛЬ
|
МАРТ
|
2 этап – МЕТОДИЧЕСКИЙ – организация коллективного творческого поиска через создания экологических пространств на территории ДОУ |
АПРЕЛЬ
|
МАЙ
|
ИЮНЬ
|
3 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ – показ лучших экологических пространств на территории ДОУ; апробация воспитателями разнообразных форм и методов работы с детьми; воспитание доброжелательного отношения к объектам природы. |
ИЮЛЬ
|
АВГУСТ
|
СЕНТЯБРЬ
|
4 этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ – проведение контрольных срезов, анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов, анализ уровня нравственной и экологической воспитанности дошкольников и родителей, обобщение передового педагогического опыта по проблеме. |
ОКТЯБРЬ
|
НОЯБРЬ
|
ДЕКАБРЬ
|
Основное содержание деятельности. Изучение методической литературы:
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 1999 г. – 224 с.
- Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003 г.
- Новосёлова С. Н. «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г. – 61 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М. – 1973 г.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях/ авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 286 с.
Описание мероприятий педагогов, детей и родителей:
Этапы | Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Подготовительный | Январь - март |
| Ст. воспитатель Воспитатели Сотрудники ДОУ Воспитатели Воспитатели Родители Дети Воспитатели Специалисты ДОУ |
Промежуточные результаты: На данном этапе на территории детского сада появятся новые экологические пространства: дубовая аллея, клёновая роща, экологическая тропа, цветники; обновятся прогулочные участки. Современные экологические пространства дадут большие возможности для социально-нравственного развития детей, навыки труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников, доброжелательного отношения к объектам природы и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Внесение изменений: Анализируя данный этап работы можно отметить нарастающий интерес дошкольников к познанию окружающего мира, поэтому возникла необходимость ведения углублённой работы с детьми с явно выраженными способностями к познавательной деятельности через создание мини-проектов. | |||
Основной | Апрель - сентябрь |
Промежуточные результаты: На данном этапе должны появиться новые экологические пространства: зона «Лаборатория исследований», «Зелёный патруль», площадка природы, огород, уголок нетронутой природы, дорожки здоровья из природного материала; разработан материал по нравственному развитию детей дошкольного возраста. МКДОУ победитель городского конкурса «Чистому городу Омутнинску – зелёный наряд»; «Лучший цветник». Внесение изменений: Выявлен положительный опыт педагогического коллектива по социально-нравственному развитию детей. Решено на базе МКДОУ открыть опорное учреждение для передачи опыта педагогам района. Создать зону «Цветочные композиции»; прогулочные участки обновить оборудованием. | Вылегжанина В. Плюснина Л. В. Медведева Е. А. Жуйкова Е. А. Копысова Л. А. Комарова М. В. Ст. воспитатель Воспитатели Баталова О. Л. Родители детей старших групп Воспитатели Кирпикова Л. Н. Зяблицева Л. Н. Дети старших групп Дети старших групп Коллектив ДОУ |
Заключительный | Октябрь - ноябрь |
| Плюснина Л. В. Лапина Н. А. Ст. воспитатель |
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровый ресурс |
|
2. Нормативно – правовой ресурс |
|
3. Материально – технический ресурс |
|
4. Информационный ресурс |
|
5. Организационно-управленческий ресурс |
Обсуждение выявленной проблемы, принятие решения по реализации проекта, ознакомление с промежуточными и итоговыми результатами работы по проекту, принятие решений на Совете педагогов. |
Творческий профессиональный рост педагогов, высокая степень ответственности за воспитание нравственной и экологической культуры дошкольников, причастность к общим делам коллектива. |
Результативность
В результате реализации проекта детский сад превратился в современное развивающее экологическое пространство. Организация инновационных экологических пространств, созданная эколого – развивающая среда в МКДОУ, применение технологии метода проекта отразились на качественном, социально-нравственном уровне развития детей. Вырос уровень профессиональной компетентности педагогов. Родители используют знания, полученные в ходе реализации проекта при оформлении своих участков, газонов, цветников, дворовых площадок. Реализуются совместные проекты «Здоровье и экология», «Детский сад моей мечты», «К природе – с любовью», «Твори добро на территории ДОУ». Современные подходы в создании эколого-развивающей среды способствуют достижению высоких результатов, основными из которых являются: снижение заболеваемости детей (показатель по болезни ниже уровня районного и областного); повышение уровня нравственной и экологической культуры у детей, педагогов и родителей.
Социальная активность педагогов и детей на высоком уровне:
- педагоги имеют публикации из опыта работы в сборниках Всероссийских научно-практических конференций;
- дети являются призёрами и участниками Всероссийских экологических конкурсов, таких как «Зелёная планета», «Марш парков» и др.;
- МКДОУ ежегодно является дипломантом городских конкурсов, таких как «Лучший цветник», «Город Омутнинск – экологически чистый населённый пункт» и др.
Таким образом, на территории дошкольного учреждения создана экологически благоприятная среда; 90 % сотрудников и 60 % родителей участвуют в работе по благоустройству территории и понимают свою роль, выбирают правильные приемы при взаимодействии с детьми.
Дети постигли такие нравственные понятия, как справедливость, сочувствие, отзывчивость, доброту.
Педагоги выявляют интересные идеи по модернизации дизайна территории детского сада.
Детский сад обратился в органы законодательной власти города с предложением о закреплении за дошкольным учреждением статуса – особо охраняемой природной зоны, учитывая важную оздоровительную, образовательную и нравственную роли.
Невозможно дать детям любовь, внимание и нежность, если вы не испытали и не получили их в детстве. Надеемся, что семена добра, которые мы посеяли в детских душах, прорастут добрыми всходами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду
особенности организации развивающей среды в группе...
Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.
Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ....
Дизайн-проект экологической направленности «Создание развивающей среды на прогулочной площадке».
Ухудшение экологической среды, усиление рассогласованности взаимодействия общества и природы, очевидная угроза жизни для всего живого на планете заставляют по-новому подойти к вопросам экологического ...
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
Доклад : «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это об...