«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
статья

Витухина Ольга Алексеевна

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №4 им. В.В.Бианки»

Доклад тему:

«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»

Составила: Витухина О. А.

                                                     

 «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»

 

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

ФГОС как основа для развития предметно-развивающей среды детского сада.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды.  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. 

Непременным  условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.

 Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач :

а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).

б) Радости существованию ( психологическое здоровье).

в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).

г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).

Одной из главных задач построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

Выполнение этой задачи невозможно без  организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.

 Требования к содержанию обновления развивающей среды:

 1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать  развитие, обучение и воспитание детей.

2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.

3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.

4 Необходимо учитывать интересы  мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.

Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер. Она через своё содержание должна создавать для творческой деятельности каждого ребёнка условия, стимулирующее его развитие.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, необходимо придерживаться следующих принципов(по В.А. Петровскому):

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

• в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...

инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду

особенности организации развивающей среды в группе...

Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.

Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ....

Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...

Доклад : «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»

    Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это об...

Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДО»

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространст...