Главные вкладки

    Каша во рту.
    статья

    Зиганшина Гульназ Гарефетдиновна

    Каша во рту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kasha_vo_rtu.docx55.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каша во рту.

    В последние годы в логопедической практике чаще начали встречаться дети  с невнятной, смазанной речью, про таких в народе говорят «каша во рту». Часто у таких детей наблюдаются замены (р заменяет на л, ш на с), многочисленные искажения звуков. Гласные звуки не четкие (вроде бы у, слышится как о).  Во многих случаях, родители не обращают на это внимания, ссылаясь на маленький возраст. Перед школой  начинают бить тревогу. Если ребенка оставить без внимания, то в школьном возрасте нарушения начинают проявляться и в письменной речи, в виде пропусков и замен гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, не дописывание окончаний. Начинают обращаться к логопеду, чтобы нарушение исправили за какие-то несколько месяцев. А нарушение-то не простое, а требующее долгой кропотливой комплексной (родителя, логопеда, невролога) работы в течение нескольких лет. Специалисты, ставят таким детям диагноз «дизартрия». Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи. Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп, ритм речи и др. В случае стертой формы (степени) дизартрии речь  ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Тоже не велико горе. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого «не велика горя» может растянуться на многие годы.

    Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального  (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

    — токсикоз беременности;

    — хроническую гипоксию плода;

    — острые и хронические заболевания матери в период беременности;

    — минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода;

    — легкую асфиксию;

    — родовые травмы;

    — острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

    Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

    В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают.

    Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

    Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи  остается не сформированной.

    Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

    Понаблюдайте за своим ребенком.

    Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?

    1. Обследование крупной моторики

    Инструкции:

    а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

    б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

    в) «Подбрасывай и лови мяч».

    г) «Походи на одном месте».

    д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

    2. Обследование мелкой моторики

    Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

    Задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии (сопутствующие движения), выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии); или задания не выполняются.

    Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рисунке поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

    68

    Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию: «Подними только этот палец!» Отмечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).

    Исследование зрительно-моторной координации движений

    1) Исследование точности движений.

    Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» 73

    Выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии; неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом; или невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

    Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия; плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений, а также при переключаемости движений.

    А сейчас я приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии. Понятно, что диагноз может поставить только доктор, но к доктору-то ребенка должны повести вы? Поэтому читайте и запоминайте. Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам. Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка. Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной. Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных. Проверить наличие или отсутствие данных признаков помогут следующие упражнения.

    3. Обследование состояния артикуляционной моторики

    Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить то или иное упражнение.

    Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:

    - широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

    - язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

    - «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

    - «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

    - «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

    Наблюдаются неточное выполнение движений, поиски точных движений, замена одного движения другим, быстрая истощаемость, - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами; недлительное удержание артикуляционной позы; не симметричность, слюнотечение, сопутствующие движения, напряженное выполнение.

    Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

    1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:

    - «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

    - «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

    - поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

    - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

    - совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

    Количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, сопутствующие движения, обильное выделение слюны, насильственные движения (непроизвольные движения, чаще проявляющиеся сокращением мышц языка, губ).

    Обследование мимической мускулатуры

    Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

    1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:

    - нахмурить брови

    - поднять брови

    - наморщить лоб

    - поочередно надуть щеки

    - втянуть щеки

    Неточное выполнение движений, затруднения при выполнении движений, вялость или напряженность мыщц, сглаженность носогубных складок, синкинезии; или вообще не может выполнить упражнения

     Обследование мышечного тонуса и подвижности губ

    Ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

    1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:

    - «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

    -«забор» (напряженно улыбаемся)

    - чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

    - поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

    Верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры (напряженный или  вялый) губы малоподвижные;

    Обследование мышечного тонуса языка

    Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения перед зеркалом.

    1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:

    - «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

    - «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

    - «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

    Затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, обильное выделение слюны, усиливающаяся при функциональной нагрузке, отклонение  языка в сторону; посинение кончика языка.

    ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч щ). Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

     Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

    И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

    У детей с дизартрическим проявлением обычно наблюдаются вегетативные нарушения (потливость, синюшность, быстрое покраснение, побледнение тела, лица). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости, впечатлительности и истощаемости нервной системы. Такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы. 

    Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась стертая дизартрия.

    Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это поход к неврологу. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора..
    С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, невропатолог назначает 
    ЭЭГэлектронейромиографию,  МРТ головного мозга, если обнаружится сужение сосудов или недостаточная иннервация артикуляционного аппарата, лицевых мышц  назначит вашему ребенку сосудорасширяющие, общеукрепляющие препараты, электрофарез на органы артикуляционного аппарата, массаж шейно-воротниковой области. Все эти процедуры выполняются строго по назначению врача.

    Перед посещением логопеда, родителю необходимо самим поработать с ребенком. Специалисты рекомендуют отдавать таких детей в различные кружки, в которых развивается общая моторика (плавание, фехтование и т. Др.). Хорошо сказывается на ребенке езда на велосипеде. Родителям нужно развивать мелкую моторику, тренировать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Поработать над развитием артикуляционной моторики, мимических мышц лица. Ниже переведены упражнения, которые помогут улучшить состояние  ребенка.

     Артикуляционный аппарат:

    гимнастика для жевательных мышц (мет. И. И. Ермаковой)

    1. Открыть рот и закрыть.
    2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
    3. Открыть рот и закрыть.
    4. Надуть щеки и расслабить.
    5. Открыть рот и закрыть.
    6. Движения нижней челюсти вбок.
    7. Открыть рот и закрыть.
    8. Втянуть щеки и расслабить.
    9. Открыть рот и закрыть.
    10. Нижними зубами закусить верхнюю губу.
    11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

    гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет. Е.Ф. Архиповой)

    1. Надувание обеих щек одновременно.
    2. Надувание щек попеременно.
    3. Втягивание щек в ротовую полость.
    4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
    5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
    6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
    7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
    8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
    9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
    10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
    11. Имитация полоскания зубов.
    12. Нижняя губа под верхними зубами.
    13. Верхняя губа под нижними зубами.
    14. Чередование двух предыдущих упражнений.
    15. Вибрация губ (фырканье лошади).
    16. При выдохе удерживать губами карандаш.

    Статические артикуляционные упражнения (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова)

    1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
    2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
    3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; 
      - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
    4. - растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; 
      - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
    5. - поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
    6. - высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; 
      - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги 
      та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
    7. - положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; 
      - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; 
      - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; 
      - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
    8. – придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

    Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова)

    1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
    2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
    3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
    4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
    5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
    6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
    7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.
    8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
    9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
    10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
    11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

    Мелкая моторика:

    • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
    • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
    • комплекс пальчиковых гимнастик;
    • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
    • занятия с пластилином и ножницами;
    • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

    Голоса и речевое дыхание:

    - Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

    В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

    - Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

    - Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

    - Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

    - Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

    Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

    - Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

    Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

    В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

    Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются: специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание шаров, мыльных пузырей, подуть на одуванчики и т.д.

    Учитель-логопед МБДОУ

     детский сад «Лейсан» Зиганшина Г. Г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект "Кашу маслом не испортишь"

    разговор  о  правильном  питании...

    конспект "Кашу маслом не испортишь"

    разговор   о правильном  питании...

    Занятие на тему: "Из чего варят кашу - и как сделать ее вкусной?"

    Сформировать у детей предствление о пользе и разнообразии каши....

    буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

    8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

    Итоговое мероприятие по проекту "Моя любимая каша".Развлечение для детей средней группы «Моя любимая каша».

    Кто придумал кашу  из манки (пшеничной муки) кашу варить научились, ой как давно.Каша была хороша, вот и выпрашивали евреи себе манну у бога своего.Как давно это было -  точно не скажу....