Развивающая среда
консультация

Волкова Елена Александровна

Пример разввающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  развивающей предметно-пространственной среды:

1. Сюжетно-ролевые  и режиссёрские игры  (театрализованные, ряжение, освоение социальных и профессий)

- парикмахерская

- магазин,

- транспорт

- библиотека

- школа

- поликлиника

- строители

- ателье

- моряки

- почта

(В этом разделе развивающей среды  дети отражают впечатления от реальной жизни (больница, школа, парикмахерская, магазин, библиотека и т.д.) В этих играх дети договариваются  и распределяют роли самостоятельно или с помощью воспитателя, учатся создавать игровую ситуацию с учётом темы игры, в зависимости от замысла и воображаемой ситуации. Учатся распределять роли с помощью считалок, учитывая при этом желание и интерес детей. Передавать в роли не только игровые действия,  но и настроение, характер персонажа. Предлагаем для игры игрушки- заместители, которые дети могут сами изготовить из подручного материала).

2.Познавательная активность, экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за явлениями природы, развитие математических представлений

Развитие речи:

Есть  настольно-печатные игры, дидактические игры (игры знакомящие детей с животными, временами года, профессиями, транспортом и др.) альбомы для обследования детей для диагностики, альбомы для знакомства детей с алфавитом,

Картотеки:  

-  стихов на определённые звуки,

-  считалки, загадки, потешки, пословицы и поговорки,

- схемы мнемотаблиц для заучивания стихов,

- схемы для составления рассказов.

- пальчиковые игры

- физминутки

- дыхательная гимнастика

- хороводные игры

- набор книг с крупным шрифтом для чтения,

- игры на развитие звуковой культуры речи

- магнитная доска для лексических тем.

- ребусы, головоломки

(Материал помогает развивать грамматически правильную форму речи, активизировать словарь детей. Дети учатся пересказывать литературные произведения самостоятельно, выразительно передают диалогическую  речь, происходит совершенствование монологической речи, идёт овладение  бытовым словарём,  учатся запоминать стихи и выразительно их читать.

 Дети обсуждают проблемы взаимоотношений, нравственные стороны и поступки людей, участвуют в коллективных разговорах, используют принятые нормы вежливого речевого общения, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопросы,  

 Главная задача воспитателя – упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей.  Этот материал помогает  освоению звуковой культуры речи. Закрепление правильного звукопроизношения  осуществляется в процессе повседневного речевого общения.)

3.Ознакомление с художественной литературой:

- Подборка художественной литературы известных писателей и поэтов,

- Портреты писателей

- Книги- хрестоматии для детей

- Сказки

- Стихи русских поэтов.

-  Детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животных, природе, о растительном мире.

(Знакомство с художественной литературой  воспитывает любовь  к чтению. Дети знакомятся  с  литературными произведениями,  узнают много нового об окружающем мире, побуждают  их делиться впечатлениями о прочитанном,  происходит обсуждение содержания книги, поступков  героев,  о переживаниях связанных с прочитанным. Постоянное общение с книгой  развивает творческие способности детей. Эти способности реализуются в сюжетно-ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях,  выразительном чтении стихов и т.д.)

4 Развитие речи  (театрализация)

В уголке есть наборы русских народных сказок, выполненных из дерева (настольный)

- плоскостной  театр,

-  пальчиковый театр,

-  настольный театр,

- теневой театр,

- персонажи, выполненные из шариков (сказка «Колобок»)

-  перчаточный театр.

- костюмы сказочных героев (избранные),  парики, маски животных.

(Вместе с детьми изготавливали  ширмы для сказок из бумаги,  делали декорации.

В театральных играх дети учатся с помощью воспитателя  определять место для игры (сцена), создавать игровую обстановку (декорации.)  Играя, дети учатся не только выполнять роль персонажа, но и умение договариваться с другими «артистами». В играх дети действуют и говорят от имени персонажей, поэтому у них развивается речь с движением. Говорить,  петь песенку, читать стихи и при этом голосом передавать характер героя. У нас есть  много игр-сказок,  с которыми дети  любят играть,

рассказывают, пересказывают их . При выполнении ролей героев дети мимикой, жестами движениями передают  различное  эмоциональное состояние героя.  Также имеется подборка художественной литературы для  театрализации.)

5.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

 - портреты русских композиторов

- музыкальные инструменты

- книги на тему музыки (песенки)

- магнитофон с кассетами

- телевизор, диски с мультфильмами, детскими сказками,

(Происходит развитие у детей стойкого интереса к музыкальным произведениям, музыкальному искусству. Обогащение музыкально-слухового опыта в процессе усвоения  и знакомства с произведениями народной, классической музыки. Знакомим детей с жизнью и произведениями выдающихся русских и зарубежных композиторов (М.Глинка, П.И.Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский и др.). Музыкальные руководители  развивают у детей песенное, танцевальное, музыкально-игровое творчество).

6.Художественно-продуктивная деятельность:

- подборка репродукций  русских художников (И.Репин, И.Левитан, А.Саврасов, И Шишкин )

- иллюстрации народно-прикладного искусства

- открытки

- книги,  дающие детям представления  о народном творчестве (Хохломская роспись,   Гжель, Дымковская роспись, В своих работах дети развивают самостоятельность, инициативу, создавать выразительные образы, передавать своё отношение к изображаемому. Каргопольская игрушка.)

- произведения малых скульптурных форм (иллюстрации)

- произведения архитектуры (иллюстрации)

Подручный материал:

Акварельные краски, гуашь, альбомные листы, кисти, мелки, цветные карандаши, пластилин, губки различных форм, трафареты, обводки, зубные щётки для рисования, ватные палочки для рисования, фломастеры, восковые мелки и др.

(Этот материал даёт возможность знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с замечательными  русскими художниками и их картинами,  а также с произведениями скульптуры, архитектуры и графики. Дети получают в доступной форме знания о труде скульпторов, архитекторов, художников. Имеют возможность приобщаться к произведениям искусства и самим,   используя полученные знания,  в своих работах по рисованию, лепке, аппликации. В своих работах дети развивают самостоятельность, инициативу, умение выразительно передавать своё отношение к изображаемому, используя полученные знания (навыки  и приёмы лепки,  освоение техники изображения,  осваивать технику вырезывания ножницами из бумаги, совершенствовать умение использовать цвет, как средство передачи своего настроения и т.д.).

7. Конструирование

Конструирование из бумаги:

* наборы цветного картона и бумаги для такого вида конструирования, как оригами.

( сгибание листов бумаги определённой формы и изготовление игрушек, так как идёт развитие мелкой моторики; умение закручивать и скручивать бумагу разными способами, переплетение полосок  и изготовление игрушек в технике папье-маше)

Конструирование из конструкторов готовых форм.

* наборы конструкторов разного размера  и изготовленных их различных материалов: дерево, пластик, металл, готовые геометрические объёмные  формы.

-создание различных построек  и сооружений полученными знаниями и  умениями,  разнообразить свои постройки украшениями в виде колон, шпилей.

- создание различных вариантов построек

- знание некоторых закономерностей (устойчивость, прочность …)

- создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям…

Конструирование их природного материала

*семена плодов, шишки, желуди, кленовые носики, горошинки, сосновые иголки, спичечные коробки, проволока, бутылочки, клубки ниток  и др.

- развитие воображения, внимания, памяти, мышления, творческих способностей.

- развитие конструкторских умений (соединение,  наматывание, скручивание,  приклеивание, осваивать способы работы   разные   подручными инструментами)

- планировать работу,  как в индивидуальной деятельности, так и в коллективе.

8.Экспериментирование с различными материалами. Опыты.

Опыты:

- картотека опытов

- подбор ёмкостей разной формы (мензурки,  бутылочки, стаканчики, блюдца и др.)

- коробки с природным материалом (шишки, семена , камушки, )

- зеркала, трубочки, магниты, краски, шприцы, пипетки, песок, фонарик, воск, цветные стёкла, увеличительное стекло, свеча, ткань, марля…

- коробочки с сахарным песком и солью, нитки

(через опыты,  дети  познают и осваивают  знания   и законы природы,  её  сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений; связи живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ.  Дети под наблюдением педагога имеют возможность наблюдать и экспериментировать, тем самым, развивать и обогащать знания об окружающем мире.)

9.Наблюдение за природными явлениями:

 - подборка иллюстраций о природе по сезонам.

- картотека стихов, загадок, пословиц.

- дидактические игры  (животные, растения, деревья, птицы и др.)

- календари, коллекция открыток, значков, тканей и т.д.

-игрушки (овощи, фрукты, фигурки животных)

- песок,  вода  для опытов

- магнитная доска для знакомства с сезонами.

- комнатные растения, и инвентарь по уходу за растениями.

-поддоны с землёй для посадки и наблюдений.

(материалы, подобранные в природной зоне, способствуют расширению знаний и представлений о многообразных  явлениях в живой и неживой природе. Показывает многообразие признаков,  свойств объектов  и явлений природы, способствует систематизированию   и обобщению знаний о природе. Воспитанию бережного отношения детей к природе, любовь к  животным,  желание заботиться).

10.Развитие математических представлений:

- наборы раздаточного материала, счётные пеналы, счётные палочки, карточки.

-  таблицы с геометрическими фигурами,

- материал для сравнения предметов по ширине, длине, высоте. 

- разнообразные дидактические игры  сделанные своими руками и заводские игры.

- математическое панно с математическим материалом

- материал для счёта и др.

- материал, знакомящий детей с космосом, (иллюстрации, книги, игрушки)

(материал,  способствует развитию математических представлений,  установлению связей  и закономерностей, обобщению,  сравнению,  решению  математических задач. Знакомство с геометрическими формами, условными обозначениями, временными и пространственными отношениями. Идёт развитие логического  мышления, памяти, внимания, воображения,  усидчивости, развитие разговорной речи)

11.Уголок здорового образа жизни.  Валеология

- дидактические игры по валеологии,

- картотека игр.

- подборка материалов  и книг по здоровому образу жизни.

- игры на развитие тактильных ощущений,

- игры развитие мелкой моторики: завязывание бантов, застёгивание пуговиц, наматывание нитки на моток,  нанизывание бусинок на леску

- игры на развитие дыхания,

- картотека игр

- рисунки детей

- подборка стихов, загадок

- иллюстрации и картинки, книги советских писателей (К.Чуковский , Ю.Тувим )

- альбомы  по валеологии. и др.

(материал, подобранный в этом  в наглядно-практической форме обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливания, здоровом образе жизни. Дети узнают о способах ухода за своим телом.).

ОБЖ  

- подборка книг, иллюстраций по ОБЖ

- стихи, загадки.

- плакаты

- игры

- рисунки детей

( В этом разделе дети знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности. Правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения, правилами поведения на водоёмах, при  катании на коньках, лыжах, санках.   О правилах предупреждения травматизма. Умение пользоваться различными инструментами,  не нанося  себе травмы,

поведение при пожаре, на озере, а также умение оказать первую помощь.)

12.  Для отдыха и уединения. ( Уголок для мальчиков и девочек)

Учитывая контингент детей,  подобраны следующие игрушки.

Для мальчиков:

- разнообразие машин, различной величины, человечков в военной форме, набор технических игрушек, мелких игрушек для игр.

- костюм для мушкетёров.

Для девочек:

- наборы кукольной мебели, одежда для кукол, посуда, куклы.

- набор для вышивания,  украшения, сумочки,

(учитываем потребности мальчиков и девочек,  как в труде,  так и в игре.)

13.Материал краеведческого характера.

- иллюстрации  с видами города (Красное  Село, Санкт-Петербург)

- макеты городов

- альбомы с видами Красного Села, Санкт-Петербурга

- карта города. (Красное Село, Санкт-Петербург)

- стихи, загадки, ребусы

- дидактические игры, головоломки

- альбом  с историей  возникновения  города  (карточки)

- книги о Красном Селе и Санкт-Петербурге.

- рисунки детей.

(Первые знания, полученные при знакомстве детей с нашим городом  – Санкт-Петербургом,  дают возможность детям быть более образованными и  культурными, добрыми и порядочными   людьми. Каждый человек должен знать историю возникновения своего города. Это первые шаги  любви к своей Родине, Отечеству.)

14 Двигательная активность  (Физическое развитие )

- подборка стихов о спорте,  загадки, головоломки

- материал по профилактике плоскостопия.

-  картотека подвижных игр

- раздаточный материал (мячи, кегли, ракетки, ленточки, кубики, и др )

- альбомы по знакомству детей с олимпийскими играми, поделки, на тему Олимпийских игр, иллюстрации знаменитых спортсменов.

- иллюстрации с видами спорта

- дидактические игры,

( Играя и занимаясь с детьми,  педагоги способствуют развитию у детей двигательных умений и навыков, определённых физических качеств, формированию первоначальных представлений  и умений в спортивных  играх и упражнениях, развивать ловкость, быстроту, и внимание.)

15.Настольно – печатные  и дидактические игры,  развивающие игры.

- есть   дидактические  игры, настольно-печатные игры  и развивающие игры

(перечень игр  в  программе  группы  №  11 детского сада.)  

-  игры на сравнение предметов по нескольким признакам, на группировку объектов на основе существенных признаков.

- игры на ориентировку по схеме («Найди путь к домику?»)

- игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди отличия»)

- Речевые игры.

- Народные игры. («Краски»)

- Различные виды лото

- Интеллектуальные, развивающие игры (  головоломки, «Танграмм» и др.)

( Игры на развитие  у детей логического мышления, внимания, памяти, развития речи. Дети должны  играть по правилам,  выполняя условия игры. Уметь объяснить правила  и содержание игр,   действовать в игре согласованно, соблюдать очерёдность.)      

Вывод:  Продолжить оснащение развивающей среды за счёт внесения в группу новых пособий и игр.

Анализ организации

развивающей предметно-пространственной   среды

в группе  №  11

компенсирующей направленности

   

                                                                                             Составила:  

                                                                                              воспитатель  

                                                                                              Федорова О.П.

 

-

 

Санкт-Петербург

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...