«Значение дидактических игр в развитии ребёнка»
консультация (старшая группа)

Королева Елена Михайловна

Игра в дошкольном детстве – ведущая деятельность детей. Она проходит через всю жизнь ребёнка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_v_razvitii_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 12 «Алёнушка» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

 «Значение дидактических игр в развитии ребёнка»

(консультация для родителей)

 

         

Подготовила:

воспитатель Е. М. Королёва

Псебай

2018г.

    Игра в дошкольном детстве – ведущая деятельность детей. Она проходит через всю жизнь ребёнка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

   Н.К. Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение. « Игра для дошкольников – способ познания окружающего», - утверждала Н.К.Крупская.

   Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры – драматизации.

 В каждом виде игр решаются определённые педагогические задачи. Если в «самодеятельных» играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитываются такие качества личности ребёнка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им своё поведение, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы.

   В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого ребёнка – участника игры, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.

   В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др.

    Многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

   В играх с предметами используются и  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку( цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления

 Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы ещё не могут находить слабозаметные различия между предметами.

   В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы( шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

   В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем и на сверстников, старших ребят.

   Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.

   В игрушках ярко выражены их цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет взрослому упражнять детей в решении определённых дидактических задач,  например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки,  необходимые для различных творческих игр: для игры в семью,  в строителей, в больницу и др.  Происходит активизация знаний о материале, из которого сделаны игрушки,  а также,  знаний о предметах,  необходимых людям в различных видах их деятельности,  которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием взрослому удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

   Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки – всё это постоянно используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?»,  «Кто скорее сделает узор из камушков?», позволяют взрослому проводить их во время прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

   Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Например, самое простое задание в игре «Подбери пару» – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке,  могут быть разные и по цвету, и по форме, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

  В играх на подбор картинок по общему признаку (классификация)

 требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или, в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой – либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

   Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок

 проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули рисунком вниз. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

   Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о порядковом и количественном счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

   Задача  игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

   Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

   В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подражания для речевого развития ребёнка (советы родителям)

В отношении ребенка важно различать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?Существует много точек зрения на то, с какого возраста н...

Значение игры для психического развития ребёнка

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняютс...

« Значение дидактических игр для развития ребёнка»

Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения....

Значение дидактических игр в жизни ребёнка.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие ...

Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии....