Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 5 - 6 лет".
консультация (старшая группа)

Подробное освещение вопросов развития детей дошкольного возраста, особенностей психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Развитие личности

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования.

 Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.  У ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

 Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными.

 Большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности.

Развитие психических процессов.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

 Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Может ли ваш ребёнок?

— Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.
— Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.
— Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.
— Находить закономерность в расположении предметов.
— Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.
— Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.
— Находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.
— Различать и правильно называть все цвета и оттенки.
— Различать явления природы. Правильно определять последовательность времён года (знать месяцы), порядок дней недели; части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
— Считать единицами, двойками, тройками до 10.
— Расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.
— Узнавать цифры.
— Раскладывать числа на меньшие составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).
— Различать понятия: «количество», «число», «цифра».
— Сравнивать количество предметов.
— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
— Уравнивать количество предметов в группе.
— Правильно использовать в речи порядковые числительные.
— Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
— Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, между, вверху, внизу, спереди, сзади).
— Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).
— Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.
— Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т.д.).
— Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа.
— Находить предмет по описанию (мороженое — «холодное, белое, сладкое»), самостоятельно составлять описание предмета.
— Подбирать слова близкие и противоположные по значению (мелкий -глубокий).
— Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т.д.).
— Определять материал, из которого сделан предмет : резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.
— Знать, какие бывают профессии; названия праздников.
— Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
— Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок,; отгадывать загадки.
— Составлять по картинке связный рассказ из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.
— Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.
— Придумывать окончание к рассказу.
— Выделять заданный звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звук — это то, что мы слышим, а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).
— Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.
— Читать предложения и небольшие тексты; понимать смысл прочитанного.
— Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.
— Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.
— Писать печатные буквы; выполнять задания в прописях.

Ответить на вопросы:

— Как зовут ребенка (фамилия, имя)?
— Сколько ему лет?
— Когда день рождения (число, месяц)?
— Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество)?
— Домашний адрес (город, улица, дом, квартира)?
— Как называется наша планета?
— Наша страна?
— Столица нашего государства?

Ваша задача:

- Не паниковать.
— Не торопить ребёнка.
— Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка.
— Это-возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку.
— <<Познавайте>> с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте. Вокруг нас прекрасный <<дидактический>> материал.

Консультация для родителей.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.

Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.

«Возрастной портрет ребёнка»

«Социальное развитие»

Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

- способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.

- способность сосредоточенно работать 10-15 минут;

- способность оценить качество своей работы в общем;

- умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

- способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

-Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии речи.

Способность правильно воспроизводить все звуки родного языка;*способность к простейшему звуковому анализу слов;

- хороший словарный запас (3, 5-7 тысяч слов);

- грамматически правильное построение предложения;

- умение самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;

- свободное общение со взрослыми и сверстниками;

Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?

- способность к классификации предметов, простейшим умозаключениям;

- элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире,

способность к произвольному вниманию, однако оно ещё не устойчиво (10-15 минут) ;

- способность воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;

- количество одновременно воспринимаемых объектов невелико-1-2;

- преобладает непроизвольная память;

- легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

- способность к овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения игруппировка) ;

- неспособность быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой

Возрастные особенности 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в суткии помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетельего самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок

может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищейпо игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно

долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» идругие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных»для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления.

Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенкувозможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честнов соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку(вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться», внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Чем можно заняться дома с ребенком?

- Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.

- Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.

- Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.

- Находить закономерность в расположении предметов.

- Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.

- Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.

- Находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.

- Различать и правильно называть все цвета и оттенки.

- Различать явления природы. Правильно определять последовательность времён года (знать месяцы), порядок дней недели; части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».

- Расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.

- Узнавать цифры.

- Раскладывать числа на меньшие составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).

- Сравнивать количество предметов.

- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

- Уравнивать количество предметов в группе.

- Правильно использовать в речи порядковые числительные.

- Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.

- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, между, вверху, внизу, спереди, сзади).

- Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).

- Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.

- Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т.д.).

- Находить предмет по описанию (мороженое - «холодное, белое, сладкое»), самостоятельно составлять описание предмета.

- Подбирать слова близкие и противоположные по значению (мелкий -глубокий).

- Определять материал, из которого сделан предмет: резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.

- Знать, какие бывают профессии; названия праздников.

- Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

- Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок, отгадывать загадки.

- Составлять по картинке связный рассказ из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.

- Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.

- Придумывать окончание к рассказу.

- Выделять заданный звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звук - это то, что мы

слышим, а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).

- Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.

- Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

- Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.

- Выполнять задания в прописях.

Ответить на вопросы:

- Как зовут ребенка (фамилия, имя)?

- Сколько ему лет?

- Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество)?

- Домашний адрес (город, улица, дом, квартира)?

- Как называется наша планета?

- Наша страна?

- Столица нашего государства?

Ваша задача:

- Не торопить ребёнка.

- Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка.

Дошкольный возраст - возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку.- Познавайте с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте.

Главное, что у вас есть желание подготовить своего ребёнка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него мгновения его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"

Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...

Консультация для родителей «Особенные дети»

Консультация для родителей «Особенные дети»...

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".

Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....

Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ  Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...