Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации
картотека

Представленные игры помогут детям и воспитателям безболезненно перенести адаптацию к детскому саду, снимут эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kartoteka.zip21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко С.В. воспитатель, МБДОУ№41, г.Усть-Лабинск

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации

Игра «Рисунки на песке»

Описание игры. Рассыпьте манную крупу (крупный речной песок, пшено, рис или любую другую крупу) на подносе или специальном релаксационном  столике с бортиками. Можно насыпать ее горкой или разгладить. Взять руки ребёнка в свои и выполнять различные движения, оставляя узорчатый след на поверхности. Далее предоставить возможность ребёнку самостоятельно рисовать. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Целесообразно поддерживать с малышом беседу, или эмоционально комментировать происходящее, тем самым налаживая больший контакт с ребёнком. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Описание игры.

Вариант. Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка (можно использовать обычные игрушки). Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.

Вариант.  Можно использовать игрушку любимую конкретным малышом (Маша из мультфильма «Маша и медведь», попугай Кеша и т.д. у каждого ребёнка своя любимая игрушка). Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Вариант. Разговор по телефону. В наше время даже малыши знакомы с сотовыми телефонами. Многим детям в адаптационный период легче высказать свои переживания, именно по телефону, чем ещё малознакомому воспитателю.

 «Хоровод с куклой»

Описание игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый  побуждает  детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо  и влево, напевая простую детскую песню.

Игра проводится с двумя или тремя детьми.

«Пришел Петрушка»

Описание игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его вместе с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Покружимся»

Описание игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружится, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием, побуждая ребёнка выполнять те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь.

«Игра с собачкой»

Описание игры: Воспитатель держит в руках собачку и произносит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Саше лапу!

Подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребёнок «кормит» собаку. Собака «ест», «лает»и «говорит» ребёнку : «Спасибо».

Игра «Ах вода, водица…» (температура воды регулируется в зависимости от температуры воздуха)

Описание игры.

Вариант. В таз с водой опускаются пластиковые игрушки (рыбки, уточки, шарики и т.д.),  баночки с отверстиями, контейнеры разной формы, ребёнок переливает воду из одной ёмкости в другую.

 Вариант.  Миску с водой заполнить пуговицами, небольшими кубиками, морскими гладкими ракушками и т.д. и поиграть с ними:

• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камешки;

• приподнять как можно больше предметов на ладонях.

  После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность игры – не более пяти минут.

Вариант. Если ребёнок не желает прекращать игру, можно  предложить пускание бумажных корабликов по водяной глади, тем самым ребёнок не будет соприкасаться с водой и игра будет продолжена.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

«Лови мячик!»

Описание игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

«Догоню-догоню»

 Описание игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

- Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!

- Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог  ловит ребенка — обнимает его, тормошит.

«Иди ко мне»

Описание  игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«Хоровод»

Описание игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Солнышко и дождик»

Описание игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

«Поезд»

Описание  игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы

«Мяч в кругу»

Описание  игры: Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«К дереву беги»

Описание  игры: В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

«Мы топаем ногами»

Описание  игры:  Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

«Мяч»

Описание  игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Мой веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

 Дидактические игры:

Очень важны в период адаптации  игры, позволяющие  познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

Д/и «Подбери по цвету»

Цель: развитие логического и творческого мышления детей, развитие мелкой моторики рук, формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Описание игры:

1. Ребёнку предлагается разложить цветные кружочки на цветные квадратики соответствующие по цвету.

2. Предложить ребёнку самому придумать узор из цветных кружков.

Д/и «Собери бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; Формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; Развитие усидчивости.

Оборудование: цветные веревочки, цветные крышечки от пластиковых бутылок с отверстием (красный, желтый, синий, зелёный).

Описание игры:

1. Ребёнку предлагается собрать бусы по цвету верёвочки;

2. Собрать разноцветные бусы по желанию ребёнка.

Д/и «Скручивание ленты»

Цель: укрепление и развитие детской руки, формирование игровой и учебно-практической деятельности.

Оборудование: атласные ленты до 80 см., разного цвета.

Один конец ленты закреплён на палочке (карандаш) с выступающими концами.

Описание игры:

1. Ребёнок закручивает ленту на палочку;

2. Игра в паре «кто быстрей»

Д/и «Шарики»

Цель: развивать умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: из картона вырезаны шарики, обклеены цветной бумагой;

верёвочки соответствующего цвета.

Описание игры:

Завязать веревочку соответствующую шарику.

Игры с прищепками

Цель: обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательную активность детей, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: разноцветные прищепки, из картона вырезаны различные предметы (ёлка, ёжик, солнышко) обклеены цветной бумагой.

Описание игры: Прикреплять прищепки по контуру заданной фигуры. Можно предложить вариант использования прищепок одного цвета, или чередуя их по цвету.

Игра «Шумелки»

Цель: учить дифференцировать не речевые шумы, находить одинаковые по звучанию, развивать логическое мышление, внимательность, память

Оборудование: баночки наполненные разными наполнителями по парам, при встряхивании производят звук.

Описание игры: найти одинаковые по звуку баночки, с одинаковыми наполнителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ

Картотека данных игр позволяет облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

Помощь в накоплении детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми, развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений....

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...

Картотека игр для детей раннего развития в период адаптации

Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ...

Методическая разработка «Картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации»

В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и игровых упражнений...

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации.

В картотеке представленны игры, для детей раннего возраста, позволяющие легко адаптироваться к условиям детского сада....