Консультация для педагогов ДОУ "Развивающие игры Воскобовича В.В."
консультация

Татьяна Сергеевна Никифорова

Данный материал знакомит педагогов детских садов с развивающими играми Воскобовича В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_k_voskobovichu.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры В.В. Воскобовича

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер – физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных сыновей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева. Но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры.

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:

  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире,  о математических понятиях и звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики.

Характеристика развивающих игр Воскобовича:

  1. Многофункциональность.

В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

  1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

  1. Сказочная «огранка».

Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание и лучше запоминается.

  1. Творческий потенциал.

Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

  1. Конструктивные элементы.

Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.

  1. Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Методические рекомендации называются «Сказочные лабиринты игры».

Основные принципы технологии:

  1. Игра плюс сказка.

Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность его в том, что в игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.  Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

  1. Интеллект.

Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Авторы технологии не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

  1. Творчество.

Третий принцип - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

  1. Развивающая среда.

Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно:

играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа.

Популярные игры Воскобовича:

  1. Серия «Шнур-грамотей».

В эту серию входят игры: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник». Около букв расположены отверстия с железными кнопочками. Звёздочка является символом любой буквы. Шнур может продеваться в кнопку, огибать её или закручиваться вокруг неё. Шнурком пишутся слова. Узелок на конце шнура обозначает начало слова.

Эта игра развивает

  • Мелкую моторику. Координацию «глаз – рука», точные движения кистей рук и пальцев.
  • Интеллект. Процессы внимания, памяти, речь, способность ориентироваться на плоскости, гибкость мышления, сообразительность.
  • Готовит к чтению и письму. Навыки чтения, словотворчество.

Игра рассчитана на детей от 2 до 8 лет.

Двух – трёхлетние дети

  • просто продевают шнурок сквозь отверстия;
  • закручивают его вокруг кнопки;
  • знакомятся с буквами, запоминают их.

Более старшие дети

  • читают «написанные» взрослым слова;
  • вспоминают с помощью взрослого слова и «пишут» их;
  • самостоятельно «пишут» смешные слова, слова-небывалки;
  • вспоминают слова и «пишут» их с закрытыми глазами.

К каждой игре прилагаются подсказки с возможными словами.

  1. «Конструктор букв».

        Игра рассчитана на детей от 4 до 7 лет.

        Достоинством этой игры является возможность проводить тактильный и оптический анализ букв, конструируя их из минимального количества элементов («уголков», «воротиков», «стрелочек»). Эта игра помогает в профилактике дисграфии (неправильное написание буквы).

        Кроме того в этой игре совершенствуется интеллект и развивается мелкая моторика рук.

        К игре прилагается очередная сказочная история из жизни Фиолетового леса, которая называется «Филькина грамота». В тоже время это инструкция к игре. Взрослый читает сказку, а дети выполняют задания. Есть схемы-подсказки, с помощью которых дети могут собирать буквы.

  1. «Волшебная восьмёрка».
  2. «Читайка на шариках».

        Игра рассчитана на детей от 3 до 8 лет. Существуют 2 степени сложности: «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2». Это игры на развитие навыков чтения, так же они способствуют  развитию памяти, внимания, воображения, творческого мышления, речи, обогащению словарного запаса. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На карточках разноцветные шары. На желтых шариках слова из двух–трех букв, на красных – из трех-четырех букв, на зеленых и голубых – из трех-шести букв. Сказочный герой – попугай.

        На читайке №2 так же разноцветные шары. На читайке с желтыми шариками – собраны слова с чередованием звонких и глухих согласных. Читайка с розовыми шариками поможет выделять слоги в словах. Благодаря читайке с зелеными шариками ребенок узнает, что количество слогов в слове зависит от количества гласных. Читайка с голубыми шариками поможет ребенку освоить конструирование слов. Сказочный герой – кот учёный.

  1. «Теремки В. Воскобовича».

        Это игровое пособие для подготовки детей 3 – 5 лет к обучению чтению.

I этап. Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные звуки. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

II этап. Знакомство со слогами. Слияние букв.

Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог.

III этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов.

Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

        Кроме того эта игра развивает речь и интеллект. В игре так же используются различные сказочные герои. В рамках этой консультации невозможно описать эту игру. Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.

  1.  «Чудо-крестики».

Игра разделена на три ступени. Первая ступень рассчитана на детей 2 – 4 лет, вторая на детей 4 – 6 лет, третья – 5 – 7 лет. Представляет собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется. По схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Может творить и придумывать свои фигуры.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику», умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развивающие игры Воскобовича»

Данный материал поможет родителям при выборе развивающих игр для детей....

Консультация "Развитие речи через игры воскобовича"

«Игры Воскобовича по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Развивающие игры Воскобовича"

Консультация для родителей.  Развивающие игры Воскобовича– Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология. В её основу заложены три основных принципы – интерес, ...

консультация для педагогов по играм Воскобовича

консультация для педагогов ДОУ о играх Воскобовича...

Презентация для педагогов "Развивающие игры Воскобовича"

Эта презентация познакомит педагогов с методикой развивающих игр В.В. Воскобовича...

Консультация для родителей: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА»

Игровая деятельность является для детей ведущей. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений. В процессе игры у детей развиваются внима...

Памятка педагогу «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА»

Брошюра для знакомства с развивающими играми В.В. Воскобовича....