Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников
статья (подготовительная группа)

Шилова Ангелина Владимировна

Статья о взаимосвязи средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения  - наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие речевой и изобразительной

деятельности дошкольников

Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь учащихся, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи изобразительной деятельности детей отмечают благотворное влияние речи на процесс рисования. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

Включение речи может существенно перестроить течение процесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собственный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще необходимо продолжить работу. Слово помогает осмысливанию процесса изображения — в процессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов.

Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения – наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения.

Чтобы подвести детей к пониманию этой взаимосвязи, используются различные методы и приемы.

  • Чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализом образных выражений.
  • Пересказ знакомого детям текста («Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена) без опоры на наглядность. При выполнении этого задания многие дошкольники будут испытывать затруднения: пересказ получится бессистемным, с пропуском важных фактов.
  • Пересказ этой же сказки с опорой на наглядность (иллюстрации). С этим заданием дети справятся более успешно: пересказ будет более логичным, подробным, с использованием образных слов и выражений.

Педагог подводит дошкольников к выводу: в иллюстрациях отражены основные, значимые события сказки, что помогает понять, запомнить и передать ее содержание.

  • Сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению. Этот прием важно использовать для того, чтобы преодолеть стремление детей к подражанию, копированию работ сверстников. Они видят, что одна и та же тема может быть раскрыта по-разному и в каждом случае может получиться оригинальное изображение.
  • Знакомство с особенностями восприятия пространственного расположения объектов на плоскости. С этой целью проводятся экскурсии и прогулки, во время которых воспитатель обращает внимание дошкольников как на красоту природы, гармонию красок, так и на особенности восприятия различных предметов. Обратить внимание детей, что объекты, расположенные дальше от нас, кажутся намного меньше, чем те, которые находятся рядом. Например, у близко расположенных деревьев можно рассмотреть  поверхность ствола, ветви и даже отдельные листья, а чем дальше они находятся, тем труднее различать детали. После подобных прогулок воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации, на которых видно, как замеченные особенности восприятия предметов в пространстве можно отобразить на плоскости и предлагает передать наблюдения в рисунке.

Работа по совершенствованию изобразительных навыков и развитию речи ведется и на занятиях, и в свободное время. Детям гораздо легче предавать эмоциональное состояние литературного персонажа словесно, нежели в рисунке. Чтобы развивать самостоятельную изобразительную деятельность дошкольников, используются мимические схемы.  Воспитатель читает или рассказывает знакомый детям текст, иногда обращаясь к иллюстрациям, и предлагает подобрать схемы, подходящие для персонажей. Дети понимают, что мимика помогает передать чувство персонажа. В последующем дети подбирают схемы без опоры на иллюстрации.

Далее воспитатель подводит дошкольников к пониманию того, что только изображения мимики недостаточно, что при передаче в рисунке отношений между персонажами существенную роль играет изображение движений. «Могли бы мы с вами определить, какое событие изображено на картинке, если бы зайцы просто стояли на полянке? В этом случае происходящее было бы непонятно и такая картинка была бы неинтересна». Воспитатель предлагает определить характер движения только по рисунку, без опоры на текст. Обращает внимание детей на позу персонажей, жесты, на их связь с мимикой; подчеркивает, что эта взаимосвязь помогает передать характер или настроение. У дошкольников появляется желание научиться рисовать людей и животных в движении.

На занятиях по развитию речи используются дидактические игры и упражнения по подбору синонимов («Подбери слово», «Скажи по-другому»), сравнений («С чем можно сравнить?», «Кто скажет точнее?»), определений («Как еще можно назвать маленькую лису? А хитрую? Добрую) и т.д.

Одним из эффективных средств является возможность сопоставить литературный образ с образцом декоративно-прикладного искусства. Необходимо стремиться развить у дошкольников способность чувствовать структурное место конкретного слова в предложении, интонационную выразительность речи. Это является необходимым условием воспроизведения связного высказывания, передачи в нем собственного отношения к описываемым событиям. Важное место отводится составлению рассказов по картине или серии картин. В качестве наглядных пособий используются дидактические картины, репродукции, книжные иллюстрации.

Взаимосвязь изображения с речью помогает более полному освещению первоначального замысла в тех случаях, когда ребенок не в состоянии выразить его только при помощи изобразительных средств; обогащению активного словаря детей образными словами и выражениями; развитию воображения детей в процессе рассказывания по рисункам с выходом за пределы изображенного; закреплению и уточнению представлений об окружающем; развитию самостоятельности и инициативы. 

Положительное влияние взаимодействия изобразительной и речевой деятельности на художественное развитие детей проявляется в процессе совместного накопления жизненного опыта и формирования знаний, умений и навыков; в отражении своих впечатлений в графической и вербальной формах; продукты изобразительной деятельности являются наглядной опорой для выражения мыслей и чувств в рассказе, направляется внимание детей на использование художественных выразительных средств языка, развертывании рассказа. Кроме того, использование взаимосвязи слова и изображения помогает осмыслению детьми зависимости изобразительно-выразительных средств от содержания образа (наглядного или вербального); дети учатся отражать в рисунке особенности вербального образа с использованием выразительных средств рисунка, а также при описании иллюстраций, репродукций передавать изобразительный образ с помощью средств художественного языка. Рисунки детей обогащаются эмоционально в результате соединения впечатлений от литературного текста со знанием особенностей передачи их в графической форме. Таким образом, проявляется взаимообогащение изобразительной и художественно-речевой деятельности, влияние данного взаимодействия на развитие и проявление детского творчества

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

«Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

1.Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения. Ответ: Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,...

использование технологии ТРИЗ в познавательно – речевой и изобразительной деятельности

сообщение из опыта работы об использовании технологии ТРИЗ и результатах этой работы...

СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»...

Доклад на тему: "Взаимодействие театрализованной, музыкальной и изобразительной деятельности дошкольников".

Доклад на тему: «Взаимодействие театрализованной, музыкальной и изобразительной деятельности дошкольников»....

Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности - прямой путь к хорошей речи...