Советы родителям
консультация

Дёмина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Как  привить  ребенку  чувство  ответственности?

     Серьезность  и  старание,  с  которыми  вы  подходите  к  проблемам  воспитания  ребенка,  обогатят  и  вашу  жизнь.
 
      Сейчас  дети  подвержены  влиянию  окружающей  жизни  больше,  чем  когда-либо.  Они  слишком  рано  взрослеют.  Но  тем  не  менее  ребенка  можно  сравнить  с  необработанным  алмазом,  который  постепенно  обретает  форму,  подвергаясь  шлифовке  и  огранке.  Происходит  это  в  результате его  общения  с  родителями,  друзьями,  другими  людьми.  Именно  в  первые  годы  жизни  родители  являются  для  него  людьми  номер  один.  Если  они  отнесутся  к  шлифовке  своего  маленького  алмазика  равнодушно  или  легкомысленно,  если  станут  перепоручать  это  другим  людям,  может  получиться  так,  что  камень  постепенно  утратит  свою  ценность.  Тот  же,  кто  берется  за  дело  с  прилежанием  и  фантазией,  увеличивает  ценность  камня  и  невероятно  обогащает  при  этом  собственную  жизнь.  Что  может  быть  прекрасней,  чем  счастливый  и  уравновешенный  ребенок? 
 

      Выслушивайте  ребенка,  позволяйте  ему  задавать  вопросы.
 
     Рассказывать  сказки  можно  так,  чтобы  маленький  слушатель  тоже  участвовал  в  этом.
 
     У  довольных  и  уверенных  в  себе  детей,  скорее  всего,  разумные  и  чуткие  родители,  которые,  не  жалея  времени,  дарят  им  любовь  и  семейное  тепло,  не  лишая  при  этом  их  самостоятельности.  Когда  ваш  сын  или  дочь  научатся  говорить,  советуем  запастись  временем  (и  терпением).  Необходимо  выслушивать  и  комментировать  множество  его  историй; важно,  чтобы  маленький  человек  поверил,  что  вы  воспринимаете  его  всерьез,  как  полноценного  собеседника.  Одним  детям  нужно  давать  выговориться,  других,  молчаливых,  поощрять  к  разговору,  чтобы  они  сказали  хотя  бы  несколько  слов.
Побуждайте  ребенка  задавать  вам  вопросы.  Но  не  стоит  объяснять  ему  все  на  взрослый  манер.  Лучше  выясните,  что  же  ему  хочется  узнать  на  самом  деле.  Вы  будете  поражены,  насколько  глубокий  философский  смысл  может  стоять  за  некоторыми  детскими  вопросами.  Ведь  дети  еще  не  утратили  способности  удивляться.  Сказки  с  их  преувеличениями  и  гротескными  персонажами  нередко  дают  ребенку  именно  тот  ответ  на  его  вопрос,  в  каком  он  нуждается,  даже  если  родители  и  не  всегда  это  понимают.  Ведь  сказки  соответствуют  детскому  мировосприятию  в  гораздо  большей  степени,  чем  трезвый  и  рассудительный  мир  взрослых. 
 
        Тепло  родительской  любви  рождает  в  детях  способность  испытывать  привязанность.
 
      Агрессивность  ребенка  вызвана,  как  правило,  отсутствием  или  дефицитом  любви  и  заботы  со  стороны  родителей.
 
      Тепло, взаимопонимание  и  ласка  в  семье  самым  положительным  образом  действуют  на  детей  с  активным  темпераментом.  Такие  дети  задают  много  вопросов,  улаживают  в  ходе  разговора  различные  конфликты  и  обычно  испытывают  доверие  к  собеседнику,  таким  образом,  общение  дает  им  возможность  самоутверждаться  мирным  путем.  Дети,  проявляющие  агрессивность  в  отношениях  со  сверстниками,  чаще  всего  растут  в  семьях,  лишенных  взаимопонимания  и  согласия.  Нередко  ребенка  воспитывает  лишь  один  из  родителей,  обремененный  к  тому  же  заботами  о  хлебе  насущном,  так  что  у  него  просто  не  остается  сил  и  нервов  на  проявление  любви  и  внимания  к  сыну  или  дочери.
Дети,  обделенные  родительской  нежностью  и  лаской,  обычно  склонны  к  холодности.  Их  эмоциональный  мир  искорежен.  Нередко  они  просто  не  умеют  проявлять  свои  чувства  дружелюбным  образом,  потому  что  не  привыкли  видеть  проявления  подобных  эмоций  по  отношению  к  себе  со  стороны  других  людей.  Дети,  растущие  в  подобной  обстановке,  часто  бывают  агрессивными  по  отношению  к  сверстникам  и  малышам.

Бучельникова С.В., воспитатель



Предварительный просмотр:

Как нельзя говорить с детьми

Иногда мы автоматически что-то говорим своим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы слетают с языка легко и незаметно и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка. Причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершено безобидной, но тем не менее ее лучше не повторять.

  •   Оставь меня в покое!

Вариантов у этого посыла может быть много: «отстань от меня», «не мешай», «я сейчас занят» и так далее. В результате частого произнесения этих фраз у ребенка формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место - далеко не первое. В дальнейшем это неизбежно скажется на взаимоотношениях родителей и подросших детей. В самых сложных случаях этот посыл может быть воспринят ребенком буквально: он - помеха, им не дорожат.

  •  Ты такой...

Ярлык, повешенный на ребенка в детстве, с высокой долей вероятности окажет влияние на формирование его характера. Даже в уменьшительно-ласкательной форме такой ярлык неизбежно нанесет вред. «Глупенький, капризный, ленивый» - всего этого лучше не употреблять в общении с детьми.

  •   Не плачь

Наверное, это одна из часто употребляемых родителями фраз. Повторяя ее, вы даете понять ребенку, что его чувства или происшествия, из-за которых он плачет, недостойны внимания, незначительны. Если ребенок плачет,то гораздо более действенным способом прекратить плачь будет пожалеть ребенка.

  •   Почему ты не можешь быть как...

Подобные сравнения с сестрой, братом, соседским ребенком опасны не только тем, что могут родить долгосрочную обиду и ревность, но и тем, что они в состоянии спровоцировать негативную реакцию, нежелание делать то, что вы от ребенка хотите.

  •   Поторапливайся

Если фраза постоянно произносится раздраженным или обвиняющим тоном, то заставляет ребенка чувствовать, что родитель им недоволен, что он причиняет неудобство... Если такая ситуация повторяется ежедневно - ни к чему хорошему зто не приведет. Самое меньшее - падение самооценки ребенка, а иногда и протестное поведение.

  •   Молодец!

Что может быть плохого в этой реплике? Однако, психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же фразы в качестве похвалы, она становится обезличенной, обесценивается. Ребенок начинает воспринимать ее как механический ответ, и на подсознательном уровне перестает придавать ей значение...Так что хвалить ребенка лучше каждый раз по-разному.

  •   Дай-ка я тебе помогу, у тебя не получиться

Психологи считают, что такая фраза, повторяемая изо дня в день, програмирует ребенка на неудачу. Он заранее готов к тому, что мама все за него сделает.

  •  Возьми, только успокойся!

Частая перемена строгого запрета на вымученное разрешение подсказывает ребенку, что таким способом (нытьем, истерикой) он может добиться от родителей чего угодно.

  •   Быстро прекрати!

Ребенок при таком обращении чувствует себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы успокоиться, начинает протестовать.

Макеева М.И., воспитатель 



Предварительный просмотр:

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Климочкина А.А.- воспитатель



Предварительный просмотр:

Мультфильмы, с какого возраста, сколько и какие?

     Маленькому ребенку постоянно требуется внимание родителей. А маме с папой нужно заняться своими срочными делами, просто отдохнуть в тишине и спокойствии. Иногда вопрос решается просто: родители включают телевизор, находят канал с мультфильмами и уходят, оставляя ребенка наедине с мелькающими картинками. Взрослые получают необходимую передышку. А что получает ребенок?

     К сожалению, довольно часто малыш в такой ситуации вынужден смотреть мультфильмы весьма сомнительного качества, постоянно прерываемые рекламой. Когда ребенок бесконтрольно смотрит телевизор, это чревато последствиями:

  • малыш перенапрягает зрительную и нервную системы;
  • он получает с экрана информацию, которую не всегда может воспринять, ему не хватает знаний и опыта;
  • он может начать копировать поведение персонажей мультфильмов, и не факт, что это будут положительные персонажи;
  • у него вырабатывается банальная привычка сидеть перед телевизором и получать всю информацию только от него.

     Кто-то возразит: «Но это, же мультфильмы! Их же и делают именно для детей, что в них может быть плохого?!».

     Что ж, давайте разбираться по порядку.

С какого возраста ребенку можно смотреть мультфильмы?

    Врачи и детские психологи считают, что знакомить малыша с мультипликационным творчеством можно, начиная с двухлетнего возраста. Ребенок уже в состоянии концентрировать внимание, следить за тем, что происходит на экране, запоминать персонажей и их речь.

Какой должна быть продолжительность просмотра мультфильмов?

    Малыши растут быстро. Чем больше им лет, тем более продолжительными будут становиться просмотры. Но в раннем возрасте, чтобы у ребенка не утомлялись глаза, и сохранялся постоянный уровень восприятия, один сеанс может длиться около пятнадцати минут (но не более двух сеансов в день).

Какие мультфильмы выбирать для просмотра?

    Один из самых сложных вопросов, но есть несколько общих рекомендаций:

  • для совсем маленьких детей выбирайте короткие мультфильмы с законченной историей;
  • старайтесь останавливать свой выбор на мультфильмах с несложным, понятным сюжетом, более или менее адекватными персонажами и четко выраженной моралью;
  • следите, чтобы мультфильм был красочным, но не пестрым, обращайте внимание на музыкальное сопровождение.

      Обязательно обсуждайте с ребенком только что просмотренный мультфильм. Спрашивайте, что он понял, кто из героев понравился, а кто нет, и почему.        Мультфильмы – это тоже в какой-то степени один из способов познания мира для малыша. Важно только, чтобы это познание происходило при вашем участии.

Кутараева Елена Ивановна педагог-психолог ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...