Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
консультация

Русских Вера Ивановна

Практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-individualizatsiya_pedprotsessa.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Практикум для педагогов

Педагог-психолог:

Русских В.И.

Белый Яр, 2019 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

1.Введение в тему

Цель: создание психологически комфортных условий для работы каждого, сплочение коллектива, активизация мыслительной деятельности.

Приветствие «Комплимент»: педагоги на листочках внизу  пишут  свои имя, отчество и передают свой лист сидящей справа сотруднице. Получают лист с надписью и вверху станицы пишут отличительную черту человека, чье имя написано внизу страницы. Свою запись сворачивают и передают дальше. Так на каждого члена коллектива будет составлен словесный портрет и найдена индивидуальная особенность каждого.  Например: Лидия Петровна  (какая? Написать ее отличительное качество характера или  профессиональное, внешность.)

         2.Игровое упражнение «Я считаю, что индивидуализация…» (каждый педагог в кругу продолжает фразу передавая мяч).

3. Показ презентации «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Давайте вместе разберемся - в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом.

Это понятие трактуют по-разному разные авторы.

2слайд. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

3 слайд . Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием. Ребенку важно иметь возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах, поддержку взрослого.

Те кто пытается помешать этому- закрывают путь к развитию ребенка. Те кто целенаправленно предоставляют эту возможность, помогают принять решение, поддерживают детскую инициативу и самостоятельность -оказывают поддержку в его развитии.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их.

Индивидуализация предполагает:

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).

4 слайд ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…» (Свирская Л.В.)

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Важно помнить, что ребенок-это субъект образования, который имеет право выбирать вид деятельности и его содержание.

5 слайд 4.Педагогические условия, содействующие индивидуализации образовательного процесса:

1.Руководство детской деятельностью в рамках партнерского взаимодействия;

2)Создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Среда должна соответствовать интересам современного ребенка.

3)Разработка технологий, содействующих развитию у детей способности самому занять  себя полезной деятельностью. Например, традиция поощрения тех детей, которые сами захотели что-то сделать, придумали занятие, организовали игру. Важно при этом деликатно и тактично побуждать к совершенствованию продукта труда ребенка, интересоваться содержанием его деятельности.

4)Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности (поддержка в воспитании и развитии ребенка, вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, предоставление информации о программах, обсуждение вопросов связанных с их реализацией)

5.Анализ предметно-развивающей среды 

Я попробовала проанализировать предметно-развивающую среду с точки зрения развития индивидуальности ребенка и удовлетворения его образовательных потребностей.

6-7 слайды   Центры активности, игровые уголки для девочек и для мальчиков (с учетом гендерных потребностей)

8 слайд Уголки уединения и театральные уголки (с учетом типа направленности личности экстраверты удовлетворяют потребность быть на виду, интроверты имеют возможность уединиться).

 Театральные ширмы есть во всех группах, но не всегда они используются детьми самостоятельно, т.к. нет доступа, нет игровой атрибутики.

 Оформлен один уголок уединения, внутри которого центр активности. Нет условий для спокойного отдыха.

 

9-16 слайды  Следующая грань индивидуальности: способы познания мира.

Различают три типа людей в зависимости от основного способа познания мира: визуал - зритель, аудиал - слушатель, кинестетик - деятель.

 Речевые, книжные уголки - для визуалов, музыкальные уголки (занятия), чтение литературы- для аудилов, для кинестетиков-уголки экспериментирования, центры математики, развития моторики, творчества

 Какие еще внешние признаки индивидуализации образовательного процесса в нашем  ДОУ можно увидеть:

19 -20 слайды

*Оформление  детского портфолио

*Детские проекты

*Различные формы взаимодействия с семьей

*Газеты, семейные фотовыставки

*Выставки творческих работ детей

* Кружковая деятельность

*Индивидуальные программы развития и маршруты

21 слайд  Еще одна жизненно-важная потребность каждого ребенка-это потребность в движении, двигательной активности. Как мы ее удовлетворяем?

У нас есть физкультурный зал и прогулочные площадки. Если на прогулке есть возможность активно двигаться, то в  зал самостоятельно ребенок прийти не может. В группах используются спальни, но тоже строго с позволения воспитателя.

В проходе подготовительной группы на полу выложены классики, по которым дети всегда прыгают.

Предлагаю в группах оформить уголки здоровья или двигательной активности.

22 слайд Если в таком уголке будут висеть опорные схемы различных упражнений, например, кинезиологических, то дети ими могут воспользоваться самостоятельно.

6.Подведение итога

23 слайд Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.

Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

 Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника

Педагог-психолог В.И. Русских


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.

  В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...

Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)

В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...