Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
презентация на тему

Редькина Лилия

    В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора действий.Среди методологических принципов, на которых  строится российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.Данная презентация даст характеристику понятию "Индивидуализация", направлениям  индивидуализации и раскроет с помощью каких современных технологий можно эффективно повысить мотивацию и индивидуализацию обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд   Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.

    2 слайд.  

    В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в образовательной деятельности, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышении коммуникативной компетентности воспитанников.

   Среди методологических принципов, на которых  строится российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования. Развиваются эти идеи в русле “личностно-ориентированного подхода” к образованию.

       Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.

    3 слайд  

    Ожегов в толковом словаре трактует понятие «Индивидуализм», как нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества или стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности.  «Индивидуалист» - это человек, как отдельная личность  с особенностями характера, психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.  «Индивидуализация» - процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе развития обществ, отношений.

    4 слайд

    Актуальной становится проблема  технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.

     Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития  личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

     В современных инновационных программах отмечается,  чем более индивидуален подход к ребенку, тем более гладко проходит реализация программы.

  1. слайд

     Выделяют два направления индивидуализации: Развитие индивидуальных способностей и индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии.

     6 слайд

     Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В этом контексте принцип индивидуализации получает свое наиболее полное определение: помимо знаний об индивидуальных особенностях детей, опоры на них в педагогической деятельности он предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности.

  1. слайд                                                                                                                 Второе направление заключается в том, чтобы педагог,  учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы. От педагога требуется ежедневное применение технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.

Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, их относят к отстающим. Проводится работа, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации.

  1. слайд  

    Наш детский сад широко внедряет в работу с воспитанниками инновационные технологии. Основной задачей этих нововведений  является необходимость выбора методов и форм организации работы с детьми, которые позволят развить такие качества дошкольников, как любознательность, способность к творческому самовыражению, которые научат их мыслить неординарно и творчески, а также научат детей применять современные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повысят  уровень  интеллектуального мышления и креативного воображения.  Сегодня мы представим вашему вниманию несколько технологий, которые успешно апробируются в нашем учреждении.

  9 cлайд

 Благодаря финансированию дошкольных учреждений для приобретения игрового и учебного пособия, в нашем детском саду появился игровой набор «Дары Фрёбеля». Это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности набора способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

  1. слайд

«Фридрих Вильгельм Август Фрёбель  -  немецкий педагог, теоретик  дошкольного воспитания, ученик Песталоцци. Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную  на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

11 слайд

    В сравнении принципов ФГОС и принципов педагогики Фребеля в решении задач системы дошкольного образования можно отметить, что ведущие принципы системы Фребеля переплетаются с принципами ФГОС. При реализации первого принципа педагогу необходимо  максимально  обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре у ребёнка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.

     Второй, важнейший принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Третий принцип. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. 

 При реализации четвертого принципа  необходимо: создавать условия для самостоятельной творческой познавательной деятельности, создавать в группе положительный психологический микроклимат, учитывать индивидуальные особенности детей.

   12 слайд 

     Игровой набор  является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Игровой набор «Дары Фребеля» используется для:

  • развития социальных и коммуникативных умений;
  • сенсорного развития;
  • развития мелкой моторики;
  • развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирования элементарных математических представлений;
  • развития логических способностей;
  • при организации психолого-педагогической работы.

13 слайд

Новейшая разработка проекционной системы – интерактивный пол. Интерактивный пол представляет собой сочетание современных цифровых и проекционных технологий, позволяющих кардинально оживить интерьер практически любого помещения и создать необычайное видео на полу. Интерактивный пол - это реальная напольная проекция, которая мгновенно реагирует на движение.

  1. слайд

    Любой человек, попадая в зону интерактивного пола, может оживить видеоизображение своими движениями. Большое разнообразие готовых дидактических и подвижных игр, таких как шахматы, паззлы, лото, воздушные шары, хоккей, пианино увлекают и развивают ребенка. Использование интерактивного пола является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

  1. слайд

    В 2015 году в нашем саду появилась новая, уникальная технология: развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере. Программное обеспечение каждого комплекса (всего их 4) включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение предоставляет широкие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий для детей с нарушениями в развитии.

  1.  Слайд

   Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет. Назначение комплексов при работе со здоровыми детьми

  • Подготовка к школе, адаптация к нагрузкам в младших классах, преодоление трудностей в обучении
  • Развитие внимания и навыка сосредоточения
  • Тренировка памяти и скорости реакции
  • Развитие координации движений
  • Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук
  • Профилактика нарушений осанки

         

  1. слайд

Назначение комплексов при работе с детьми с особыми потребностями:

  • Расстройства внимания и гиперактивность
  • Аутизм
  • Гипотония, нарушения тонуса мышц плечевого пояса, осанки
  • Нарушение развития координации
  • Несвязанные с развитием моторные расстройства
  • ДЦП

  1. слайд

Решаются такие задачи как:

  • Повышение скорости реакции.
  • Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.
  • Улучшение координации рук и глаз.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Тренировка на увеличение диапазона движений.
  • Развитие способности распределять внимание, не отвлекаясь  во время игры.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.
  • Повышение внимательности и способности понимать "правила игры".

  1. слайд

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера

       Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно около 60 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

   В настоящее время приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

    Цель  ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

   Оснавная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте -это привить ребенку радость творческих открытий.

  1. Слайд

    Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

А сейчас Татьяна Борисовна проведет с вами игры по технологии ТРИЗ.

 

Заключение:  Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

   Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

     И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса: «Человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

    Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Слайд 20

    Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при ДЦП, а также в реабилитационной работе.

Комплекс решает такие задачи, как:

•        Повышение скорости реакции, улучшение памяти.

•        Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

•        Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

•        Развитие мышления.

•        Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.

•        Освоение новых движений

Технология  включает в себя 4 комплекса: "Буквы. Цифры. Цвета", "Игры с Тимом", «Возьми и сделай», «Тимокко».

Комплекс «Возьми и сделай» решаются задачи:

  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Повышение внимательности и способности понимать «правила игры».
  • Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.

    Игры, включенные в комплекс "Игры с Тимом", требуют наибольших интеллектуальных усилий и предоставляют широкие возможности тренировки точных двигательных навыков, при высоком уровне концентрации внимания и координации движений.

    Помимо тренировки когнитивных навыков у здоровых детей, комплекс дает уникальную возможность развивать навыки взаимодействия и познавательную сферу у детей имеющих трудности в социальной адаптации.

Решаются такие задачи как:

•        Развитие способности распределять внимание,

•        Повышение скорости реакции, улучшение памяти.

•        Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

•        Повышение внимательности и способности понимать «правила игры».

•        Освоение новых движений и моделей взаимодействия.

   Наиболее полно возможности комплекса "Буквы. Цифры. Цвета" используются при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

  Игры, включенные в комплекс, предоставляют возможность объединять занятия по развитию двигательной активности с изучением букв, цифр, цветов, основ счета.

Решаются такие задачи как:

•        Повышение скорости реакции.

•        Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

•        Улучшение координации рук и глаз.

•        Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.

•        Тренировка на увеличение диапазона движений.

Назначение комплекса «Тимокко» при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет, это:  Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.

Развитие внимания и навыка сосредоточения.

Тренировка памяти и скорости реакции.

Развитие координации движений.

Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.

Назначение комплексов при работе с детьми с особыми потребностями

Внедрение представленных комплексов это революционный шаг в использовании игровых технологий для работы с детьми с особыми потребностями. Комплексы особенно эффективны для работы при расстройствах:расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ); аутизм; ДЦП; гипотония, нарушения тонуса мышц плечевого пояса, осанки; нарушение развития координации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе

Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе...

Использование современных образовательных технологий в воспитательно -образовательном процессе во второй младшей группе «Ладушки»

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе...

Программа изучения деятельности по применению современных образовательных технологий в воспитательно- образовательном процессе.

Анализ состояния работы по использованию современных (инновационных) образовательных технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодей...

Развитие воображения и творческой активности у детей через использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Показать как можно использовать современные технологии  для развития воображения и творческой активности у детей в процессе воспитательно-образовательной работы....