Технологические карты НОД
план-конспект занятия

Кытманова Нина Петровна

Технологические карты НОД разработаны педагогами МАДОУ № 16 "Тополек" г. Енисейска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Максимова Т.А.,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска

Тема:  «Свойства льда»  (совместная деятельность детей средней группы и педагога познавательно-исследовательской направленности )

Цель: Формирование представлений о свойствах льда и воды, развитие элементарных исследовательских умений.

Образовательные задачи:

  1.  Создать условия для детской исследовательской активности;
  2. Поддерживать  познавательные интересы детей
  3. Организовать ситуации рассматривания и исследования, способствующие (требующие) осознанию  проблемы, выдвижению гипотез;
  4. Создавать условия и поддерживать стремление  самостоятельно формулировать выводы;
  5. Инициировать и поддерживать стремление детей обозначать в речи понятия;
  6. Формировать  аккуратность при работе с материалами;

Материалы:

  1. Кисточки, краски, тазики со льдом, и замороженными игрушками (посудой);
  2. Баночка с солью, металлические палочки;
  3. Таз с теплой водой, салфетки тряпочные;

Предварительная работа: наблюдение за свойствами снега, создание «Карты наблюдения» за снегом (выбор символов для фиксирования результатов наблюдения и исследования).

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создание условий для переключения внимания, атмосферы психологической безопасности, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка детей

Игра «Подари улыбочку».

Переключение внимания детей с игры да другую деятельность

Приветствие, доброе пожелание, установление контакта

Приветствие, участие в игре.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Вводно-организационный.

Мотивационно- побудительный

 

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

Проектирование среды,

Создание проблемной ситуации,  

«Логика делового разговора».

Наводящие и выясняющие вопросы

Вносит новое  оборудование (тазик с замороженной водой )

Включает детей в диалог через вопросы.

Участвуют в диалоге. Выдвигают гипотезы

Привлечение  внимания, формальная и внутренняя готовность  к предстоящей деятельности, осознание противоречия, введение в тему деятельности.

Работа с детскими представлениями и умениями  в ходе исследовательской активности

Актуализация имеющихся  у детей представлений о свойствах воды и льда.

Включение детей в исследовательские действия, формирование новых представлений.

Объединение в группы.

Ситуации выбора.

Удержание паузы.

Наводящие и выясняющие вопросы.

Привлечение внимания.

Смена позиций

(«активный участник», «сторонний наблюдатель», помощник, провокатор,…)

Смена видов деятельности.

Создает условия для продуктивной деятельности.

Направляет деятельность детей наводящими вопросами.

Включаются в диалог,

осознают и  принимают поставленную игровую задачу. Переходят к продуктивной деятельности.

Включенность детей в познавательно-исследовательские действия,

Актуализированы и приобретены новые представления о свойствах льда и воды в практической деятельности.

приобретен Опыт исследования.

Работа с детскими представлениями и исследовательскими умениями  в ходе продуктивной деятельности

Активизация полученных представлений в практической деятельности

Создание условий для выбора детьми способов, приемов и материалов. Применение имеющегося опыта работы с материалами. Коммуникации внутри групп.

Ситуации выбора.

 Форма работы в парах.

Направленность детей друг на друга.

Смена деятельности. Фиксация результатов деятельности.

Приемы привлечения внимания.

Организация исследовательской деятельности  детей, организация взаимодействия в достижении и обсуждении результата, эмоциональная поддержка.

Обращение внимания детей друг на друга, привлечение внимания детей.

 Дети исследуют свойства воды и льда, взаимодействуют друг с другом, анализируют и синтезируют (задают вопросы, узнают новое) в процессе деятельности,

выбирают, сравнивают,

помогают, договариваются.

 Дети предлагают покрасить воду, готовят баночки, наливают и окрашивают воду, выливают воду в формочки.

оценивают себя и своих сверстников).

Имеющиеся представления и навыки использованы в новой ситуации (другом виде деятельности)

Рефлексивно-корригирующий

Формирование предпосылок рефлексии 

Создать ситуацию для проявления эмоций: удивления, радости.

Диалоговое  обсуждение.

Безоценочное общение с детьми.

Включение детей в диалог по поводу состоявшейся деятельности.

Формулируют уже имеющиеся у них представления, вступают в диалог по поводу случившейся деятельности

Созданы условия и дети включены в процесс рефлексии.



Предварительный просмотр:

Тема: «Слова и предложения»

Воспитатель первой квалификационной категории Агеева Ю.А.

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска

Цель: Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.

Задачи:

  1. Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую и поисковую активность детей;
  2. создавать условия для детского взаимодействия;
  3. организовать работу с понятиями: «слово», «предложение»;
  4. создавать ситуации для оценки и самооценки;
  5. инициировать создание совместных творческих продуктов на основе имеющегося опыта (представлений).

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Вводно-организационный.

 

Создание условий для переключения внимания, эмоциональная поддержка детей.

Переключение внимания детей с игры да другую деятельность

Участие в беседе.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

игра «Распространи предложение»

(что вас радует зимой?)

Диалог

Беседа

Играющий взрослый

Выясняющие вопросы

.

Включает детей в игру.

 Педагог участвует в игре.

Педагог предлагает добавить к слову определение, затем добавить к получившемуся словосочетанию действие

Участвуют в дидактической игре, составляют свое предложение.

Дети направлены друг на друга и на деятельность

Мотивационно- побудительный

Организация детского исследования

Активизировать опыт и знания детей, инициировать поиск способов,  создать условия и поддержать  выдвижение детских гипотез и предположений,   простейших умозаключений,

организовать  объединение в команды,

поддерживать эмоциональные проявления детей.

  Создание проблемной ситуации на основе возникшего противоречия «как зафиксировать предложение, если мы не умеем писать?»

Диалог

Выясняющие и уточняющие  вопросы

Объединение в команды

Введение ограничений

Смена видов деятельности

Инициирует выдвижение гипотез, фиксирует их на доске. Предлагает выбрать  и проверить гипотезы в командах (не более 5 человек)

Включаются в диалог,

Выдвигают гипотезы, выбирают способы  проверки, проверяют  

 

Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность. осознание противоречия,

Активизированы представления о способах  «записи предложения».

Актуализация детских  представлений и впечатлений в ходе продуктивной деятельности

Работа с понятиями: слово-предложение  и их информационная составляющая (из чего  состоит предложение и о чем предложение)

Отражение информации, содержащейся в предложении,  в творческих продуктах

диалог,

выясняющие и уточняющие вопросы,

направленность детей друг на друга,

введение ограничений,

постановка творческих задач,

исследование творческих продуктов,

организация детских коммуникаций

Рефлексивно (корригирующий)

Включить детей в оценку и самооценку своей деятельности и творческих продуктов

организация содержательной оценки  и самооценки:

рассматривание, беседа, вопросы,

Организует детское отношение к деятельности и творческим продуктам: предлагает рассмотреть, выразить свое отношение,

Включаются в диалог и обсуждение

формируется навык оценки и самооценки,

формируются предпосылки рефлексии,

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Игра «волшебная палочка»- что вас радует зимой?

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.

-что вы сейчас произнесли? (слова) Вы запомнили свое слово?(мое слово «зима»)

-предлагаю добавить к своему слову определение,т.е добавляете слово, которое  отвечает на вопрос какой? (зима какая?- снежная);

-теперь добавьте к своим словам действие, т.е слова, которые  отвечают на вопрос «что делает?»(снежная зима  что делает?-пришла);

-мы с вами составили что?

- предложения?, сколько слов в каждом предложении?

-а мое предложение из скольких слов состоит?( зима снежная пришла);

-а мы сможем записать предложение на листе бумаги? Вы умеете это делать? (Что нужно знать и уметь, чтобы записать предл.?)

-как мы сможем зафиксировать предложение на листе или на доске?

Ваши предложения? (записываю на доске предложенные варианты записи: 1)рисунок; 2)схема; 3)символ; 4)буквы;);

3.Практический этап

-Предлагаю объединиться в 4 команды так, чтобы вас было поровну.

Дети объединяются в команды._

- Договоритесь в командах, кто каким способом будет "записывать предложения" -1), 2), 3),или 4)  , все записи надо будет сделать на одном листе;( «записывают» предложение);

Команды, поменяйтесь местами, посмотрите, как ваши друзья "записали " предложение;

-О чем вам сказало предложение?

-Что вы представляете, когда вам говорят «зима снежная пришла»?

-Вы можете по этому предложению нарисовать картину? Договоритесь в командах, кто что будет рисовать про зиму, но так, чтобы получилась одна общая картина;

4. рефлексия

4-5 мин.

Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать.

-собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры;

-находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме";

-составлять слова- положите свой смайлик на буквы;

-находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки;

заключительный – переход к другой деятельности

-Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие  у них характеры???

Проговаривают…..

-Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать  сказку сами? давайте попробуем

Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...