Исследовательский проект «Что такое снег?»
методическая разработка (подготовительная группа)

Решедько Татьяна Николаевна

Наш исследовательский проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста. Проведя ряд опытов и наблюдений, они смогли ответить на вопросы: "Почему из снега не всегда можно выполнить постройки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx723.59 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Что такое снег?»

         

 Выйдя в зимнее время года на прогулку, дети попытались сделать постройки из снега, как и накануне. Но фигурки не получились, т.к. снег рассыпался в руках. Почему?

Дети попытались ответить на вопрос самостоятельно, вспомнив то, что они уже знали о свойствах снега.

  1. Если взять снег в руки, они замерзают. Вывод: снег холодный.
  2. Если занести снег в комнату, он начинает таять и превращаться в воду.
  3. Снег белого цвета.
  4. Снег скрипит под ногами.
  5. Если положить снег на ладонь и подуть на него, он разлетается в стороны. Вывод: снег легкий.

То, что дети знают о снеге, не давало ответа на вопрос: почему из снега нельзя было сделать постройки? Что такое снег? Поэтому решили найти ответы в специальной литературе, интернет – источниках, провести наблюдения и опыты.

Раздел

Содержание

Название:

«Что такое снег?»

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной к школе группе № 4.

Руководитель:

Решедько Т.Н. – воспитатель.

Цель:

Изучить свойства снега.

Задачи:

  1. Формировать умение получать информацию из разных источников.
  2. Исследовать свойства снега и ответить на поставленные вопросы.
  3. Формирование умения детей делать выводы и умозаключения.
  4. Развивать познавательные процессы.

Гипотеза:

Если дошкольники будут участвовать в исследовании свойств природного объекта, то  и в дальнейшем будут проявлять интерес к предметам  и явлениям неживой природы.

Продолжительность:

Краткосрочный.

Сроки реализации:

 Проект реализовался с 14.01.2019 по 18.01.2019г

Принципы реализации:

- принцип создания условий для реализации способностей ребенка;

- принцип поддержки ребенка в различных видах исследования;

- принцип социально-педагогического партнерства.

Методы:

Опыты, наблюдения, сравнение, анализ полученных результатов.

Объект исследования:

Снег.

Предмет исследования:

Свойства снега.

Ожидаемый результат:

Дети пополняют знания по разделу «Неживая природа».

Расширяют представления о свойствах снега.

Обогащение словаря.

Развитие познавательных способностей.

Личностное развитие  участников проекта, их инициативы, познавательных способностей на основе сотрудничества друг с другом и взрослым.

Перспектива:

  Изучить свойства снега, чтобы ответить на возникший вопрос, поделиться полученной информацией с другими детьми.

Основные этапы и направления реализации детского исследовательского проекта.

Сроки

Основные направления

1 этап

14.01.2019г.

Создание копилки.   Иллюстрации с изображением снежинок, фотографии зимней природы, просмотр видеоролика, наблюдение за снегопадом, выполнение построек из снега загадывание загадок, рисование «Снежинки».

2 этап

15.01.2019г.

Картотека. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, просмотр мультфильма «Откуда берутся и что такое снежинки»   https://yandex.ru/video/search?text=Фильм%20для%20детей%20"Откуда%20берутся%20снег"&path=wizard&noreask=1

«Откуда берется снег»

https://yandex.ru/video/search?filmId=7696789603765994872&text=Фильм%20для%20детей%20"Откуда%20берутся%20снег"&noreask=1&path=wizard. Наблюдение за снегом.

Дети узнали, что снег образуется в зимнее время года. Он падает из облаков при температуре ниже нуля градусов. Снежинка под микроскопом похожа на шестиконечную звезду. Каждый конец звездочки состоит из белой ветки, на которой растут другие маленькие белые веточки. Эти веточки по-научному называются кристаллики. Они собираются вместе, и из нескольких ледяных звездочек получается большая снежинка. Она становится очень тяжелой и падает вниз.

20190105_115402

Чтобы ответить на свои вопросы пришли к выводу, что необходимо провести серию опытов, которые дадут представление о свойствах снега.

3 этап

16.01-17.01.2019г.

Проведение опытов.

  1. Положить снег на лист цветной бумаги. Снег не меняет свой цвет. Вывод: снег не прозрачный.

20190116_091358

  1. После снегопада прошлись по снегу. На нем остались следы от ног.

Вывод: снег рыхлый.

20190105_115813

  1. Комок снега занесли в помещение, и через некоторое время в стакане оказалась вода. Но она по объему заняла значительно меньше места, чем снег.

Вывод:  снежинки легкие и лежат не плотно друг на друге.

IMG-20190116-WA0002 20181220_111929

20181220_112502

  1. Положим снег в банку с водой. Он не тонет. Вывод: снег легче воды.

20190116_091558  20190116_091548

  1. Какой снег тает быстрее, скатанный в комок или рыхлый?

Вывод: снег рыхлый тает быстрее, чем плотный, т.к. в рыхлом снеге воздух проникает не только снаружи, но и внутри.

  1. Набрали снег у дороги, другой – свежевыпавший. Дали ему растаять.

Вывод: снег на улице грязный, Он загрязняется от  выхлопных газов   автомобилей и дыма, на поверхности воды плавали черные точки.

 20190105_110456                            20190105_110931

Через время белый, легкий снег загрязняется, становится рыхлым, скатывается в комочки.

  1. Снег можно окрасить в другой цвет. Вылили пищевой краситель на комок снега, он изменил цвет. 20190116_092112

  1. Во время прогулки в морозный день  пытались лепить комочки. Они рассыпались.

20181220_112207 

  1. Решили провести еще один опыт.  Занесли снег в групповую комнату, и попытались сразу слепить ком. Ком не слепился. Снег рассыпчатый. Попробовала через 5 мин. Ком плохо лепится. Попробовала через 10 мин. Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком. Значит снегу нужно тепло. В тепле снежинки начинают таять и становятся влажными. Влажные снежинки хорошо склеиваются между собой. Выводы: значит, когда на улице тепло снег липкий, а когда холодно, снег рассыпается.

20190123_100815

  1. Что же влияет на липкость снега? Ответ на этот вопрос, дошкольники  решили найти в Интернете. Оказывается, в ясные морозные дни снег легкий и сухой, из него не слепишь снеговика. Когда тепло, сыро и пасмурно снег влажный и липкий. Можно лепить снежную бабу. А почему так получается?   Рассмотрели снежинки в лупу. В морозную погоду они мелкие и очень блестящие. Это потому, что в них совсем не осталось влаги. А когда на улице потеплеет, снежинки становятся пушистыми и мягкими, пропитываются влагой.

20190123_091046    20190123_090759

Все полученные ответы от проведенных опытов занесли в таблицу.

Свойства

Снег

Цвет

Белый. Может окрашиваться.

Прозрачность

Не прозрачный

Действие тепла

Тает

Запах

Без запаха

Тяжелый – легкий

Снежинки легкие

Чистый – грязный

Только что выпавший снег очень чистый, со временем он становится грязным от выхлопных газов и дыма.

Твердый – мягкий

Снег мягкий, легко сжимается в руке.

Липкость

При морозе снег рассыпается в руках, не лепится. Когда на градуснике температура повышается выше нуля градусов, из снега можно сделать постройки.

4 этап.

Создание продукта.

Проведя серию опытов, просмотрев видеофильмы, дошкольники смогли ответить на свой вопрос: «Почему из снега   не всегда можно вылепить снеговика», кроме того они узнали много нового о свойствах снега и решили поделиться этой информацией с другими детьми, создав буклет.

5 этап

Презентация.  Дошкольники нарисовали буклет, рассказывающий о свойствах снега, и рассказали об этом другим детям.

6 этап

Постановка новой задачи.  Снег – это  ледяные кристаллики, которые превращаются в воду. Может ли вода превращаться во что-то еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позновательно-исследовательский проект "Кто такие динозавры"

Позновательно-исследовательский проект "кто такие динозавры" был подготовлен совместно с детьми подготовиткльной группы,включает в себя занятия ,стихи виктирину,кросворды и позновательную информацию п...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....

Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»

      Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...

Исследовательский проект « Что такое водяной пар?»

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем  разнообразнее и интенсивнее поиско...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"...

Познавательно - исследовательский проект "Кто такой дед Мороз?" старшая группа 10.02.16г.

Расширять и углублять знания детей о главномс сказочном герое  Нового года - Дед Морозе....