Конспект социально-коммуникативного тренинга «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кравченко Юлия Викторовна

Конспект социально-коммуникативного тренинга для детей старшей группы

«Путешествие в сказку»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект социально-коммуникативного тренинга для детей старшей группы

«Путешествие в сказку»

Цели: повторять и закреплять уже приобретенные знания, умения детей; создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.

Задачи:

Образовательные:

- Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;

Развивающие:

- Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям, социально-коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.

Оборудование: «волшебная палочка»; магнитофон и кассета с записью шумов леса, кассета с записью плавной музыки; фланелеграф и фигурки для фланелеграфа: Баба-Яга, ворон; несколько подушек; карточки к игре «Ромашка с настроением»; несколько платков для завязывания глаз; альбомы и цветные карандаши.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Улыбка». Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет увлекательное приключение. Мы отправляемся в гости к Бабе-Яге, но эта Баба-Яга не злая старуха, а маленькая девочка. По взмаху моей волшебной палочки мы с вами перенесемся в лес. (Включается запись шумов леса,) Итак, давайте посидим в сторонке и понаблюдаем за нашей героиней.

Жила-была когда-то маленькая Баба-Яга (на фланелеграфе выставляется фигурка Бабы-Яги): Жила она в крошечной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Вместе с Бабой-Ягой в избушке жил еще ворон (выставляется фигурка ворона). Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют делать все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все. Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете.

Примерно шесть часов в день маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука.

В основе сюжета занятия лежат главы из книги О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». 

Сначала надо выучить простые колдовские штуки, а потом уже более сложные. В это утро маленькая Баба-Яга упражнялась в вызывании дождя. Она повелела собрать в небе небольшой туче, подманила ее рукой и, когда та остановилась прямо над самой избушкой, крикнула: ― А ну, пролейся дождем! Туча прорвалась, и с неба полился... клеевой дождик.

Игра «Клеевой дождик». Смотрите, ребята, капли этого клееного дождя попали и на нас. Наши руки приклеились к плечам других ребят. Давайте встанем друг за другом и будем держаться за плечи впередистоящего. В таком положении нам нужно будет перейти на другую сторону поляны.

Педагог. Вот мы и перешли на другую сторону поляны. Давайте опять понаблюдаем за маленькой Бабой-Ягой и ее другом вороном. Клеевой дождь! ― в ужасе каркнул Абрахас. ― Что ты еще нам наколдуешь? Может быть, манную кашу? Или лягушек? Должно быть, я оговорилась! ― сказала маленькая Баба-Яга. «Оговорилась!» ― проворчал ворон. ― Я тебе скажу, в чем дело! Рассеянная ты, вот что! Если думаешь о всякой всячине, то непременно оговоришься. Сосредоточиться тебе надо, вот что!  Ты находишь? Да, ты прав. Я не могу сосредоточиться. И знаешь, почему? ― Она сверкнула глазами.

― Потому что я вне себя от злости! Сначала «выплесни» свою злость, успокойся, а потом расскажешь, в чем дело. И маленькая Баба-Яга отправилась прыгать по болотным кочкам.

Игра «По кочкам». Давайте и мы отправимся за ней. Представьте себе, что вы превратились в лягушек, живущих на болоте. Лягушки прыгают по кочкам. (Кочки-подушки раскладываются на полу на таком расстоянии друг от друга, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием.) Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. (Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, педагог вмешивается и помогает найти выход из ситуации.)

Педагог. Наша история продолжается... Ты вне себя от злости? ― переспросил Абрахас. ― На кого же ты злишься? Я злюсь потому, что сегодня Вальпургиева ночь! Самый большой праздник! Сегодня все ведьмы соберутся и будут танцевать до утра! Ну и что? ― спросил ворон. А то, что я еще слишком мала для танцев. Так говорят взрослые ведьмы. Ведь я не могу решить задачку про настроение. Вот когда ты станешь постарше, тогда другое дело... ― попытался утешить маленькую Бабу-Ягу старый ворон.

— Ах, оставь! — заплакала маленькая Баба-Яга. — Я хочу уже сейчас танцевать вместе со всеми! Понимаешь?..

Игра «Ромашка с настроением». Ребята, а может, мы с вами попытаемся помочь этой девочке? Каждый участник игры получит по большой карте. Вам нужно будет рассмотреть свою ромашку, определить ее настроение по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, грусть, удивление. Теперь вам необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены животные с таким же настроением. (Педагог берет поочередно маленькие карточки ― лепестки, показывает их игрокам и просит внимательно рассмотреть мимику и позы животных. Тот, кто узнал «свое» животное, называет еще раз его настроение. Педагог отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт лепестка.)

Педагог. А теперь я предлагаю вам выбрать карточку с наиболее симпатичным животным и изобразить это животное и его настроение. Остальные зрители по позе, движениям игрока должны узнать это животное и его настроение и рассказать о нем нам. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Ну вот, мы помогли маленькой Бабе-Яге справиться с этой задачей. Теперь она может отправиться на праздник, последуем и мы за ней. ...Все взрослые колдуньи уже были там. В веселой пляске кружились они вокруг костра. Маленькая Баба-Яга незаметно замешалась в толпу танцующих. Вместе со всеми носилась она вокруг костра, думая про себя: «Видел бы меня сейчас Абрахас! Он бы вытаращил глаза от удивления, как лесной филин!»

Игра «Гармоничный танец». Давайте и мы не будем стоять, в стороне и потанцуем. Танец у нас будет необычный. Для начала вам необходимо разбиться на пары. Одному ребенку из пары мы завяжем платком глаза. Встаньте друг напротив друга, легко соприкасаясь ладонями. (Включается плавная музыка.) Паре необходимо потанцевать, выполняя разные движения: плавные движения руками, приседания, переходы в сторону, назад и др. Задача ведомого с завязанными глазами следовать за руками ведущего и повторять его движения, стараясь не «потеряться». (Дети танцуют.)

Педагог. Усталая, но довольная вернулась маленькая Баба-Яга домой. Сегодня у нее был отличный день, наполненный разными делами и развлечениями. Баба-Яга легла в свою кроватку, пожелала  себе «доброй ночи!» и сказала, что сегодня она была веселой, старательной и что скоро она станет настоящей доброй колдуньей.

Игра «Комплименты». Давайте и мы скажем друг другу несколько добрых слов. Сидя по кругу, возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему одно-два добрых слова, за что-то похвалить. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу. (Если ребенок затрудняется сделать комплимент, педагог или дети помогают ему.) Маленькая Баба-Яга заснула и уже видит сны. Пора и нам возвращаться домой. В этом нам поможет волшебная палочка.

Рисунок «Рисуем сказку». Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам нарисовать в альбомах картинку к услышанной вами сегодня сказке. Вы можете нарисовать, что мы видели и делали в гостях у Бабы-Яги: как нас склеил клеевой дождь, как мы превратились в лягушек и прыгали по кочкам, как играли с «ромашкой», танцевали. Покажите рисунки друг другу, поделитесь впечатлениями. Что вам особенно запомнилось в гостях у маленькой Бабы-Яги? (Рассказы детей.)

Ритуал прощания «Доброе Животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.


Самоанализ занятия

При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными сказками и эмоциональными состояниями.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.

В начале занятия как организационный момент использовала Ритуал приветствия «Улыбка», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой.

Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – «Волшебная палочка».

Выполнение следующего задания Игра «Клеевой дождик» способствовало развитию творческого воображения, тактильных ощущений, умения взаимодействовать в команде.

Подвижная игра «По кочкам» также применялось для оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, и умение адекватно реагировать на конфликтные ситуации.

Игра «Ромашка с настроением» способствовала у детей развитию понимания мимических выражений.

В качестве смены вида деятельности была проведена Игра «Гармоничный танец»  для оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания.

Итак, Баба-Яга вернулась домой, а дети делают друг другу комплименты, чем закрепляют позитивный настрой друг друга.

В качестве продуктивной деятельности детям было предложено задание «Рисование эмоций», где дети рисовали эмоции с помощью белых пальчиковых красок. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц окружающих. С заданием дети справились хорошо.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия с помощью продуктивной деятельность Рисунок «Рисуем сказку» где дети нарисовали, что видели и делали в гостях у Бабы-Яги, как их склеил клеевой дождь, как они превратились в лягушек и прыгали по кочкам, как играли с «ромашкой», танцевали. Показали друг другу рисунки, поделитесь впечатлениями.

В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал прощания «Доброе Животное», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект «Социально-коммуникативное развитие» Непосредственно - образовательная деятельность Тема «Путешествие в страну Правдилию» (подготовительная группа)

Задачи: 1)Сформировать у детей представление о положениях Конвенции о правах ребенка, в доступной для них форме.1.     2)Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.2....

Интегрированное занятие по ОБЖД для средней группы с элементами художественно-эстетического, социально-коммуникативного и познавательного развития «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»

Программное содержание • Учить детей дополнять новогоднюю композицию, использовать цвет, форму, ритм для создания выразительного образа; • Расширять и закреплять знания детей о конструктивных свойс...

КОНСПЕКТ (социально- коммуникативное развитие)

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Ты и я – такие разные»...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «В гостях у сказки»

Групповой долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...