Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ
рабочая программа (старшая группа)

Чирикина Наталья Владимировна

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

(старший дошкольный возраст)

Разработчики программы:

Группа педагогов МАДОУ «Катюша»,

Воспитатель – Чирикина Н.В.,

Педагог-психолог – Литинская В.А.

I. Пояснительная записка

 

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ составлена  в соответствии с общеобразовательной программой МАДОУ «Катюша»  и коррекционной программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.

Цель данной индивидуальной программы  -  построение системы коррекционно-развивающей и обучающей  работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста специалистами  ДОУ и родителями дошкольницы.

Комплексность  педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития  ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Наше МАДОУ«Катюша» г. Лабытнанги насчитывает 288 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ (дети с замедленным темпом развития).

С 1 октября 2012 г. Наш детский сад посещает Саенко Мария Дмитриевна, 21.10.2009  г. рождения . У девочки очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Оля плохо запоминает материал, малоактивна на занятиях, легко отвлекается. У ребенка низкий уровень познавательного развития, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана. Выявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Девочка не умеет правильно держать карандаш, кисточку. Не регулирует силу нажима, затрудняется при пользовании ножницами. Слабо сформированы навыки самообслуживания. Объем памяти ограничен, недостаточно развито восприятие. Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Снижен интерес к игре. Не доводит начатое  дело до конца, действия хаотичны. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Сведения об окружающем мире очень слабые. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Речь окружающих Маша понимает, но нуждается в неоднократном повторении задания. Имеются недостатки произношения, фонематический слух сформирован недостаточно, слоговая структура слова нарушена. Голос низкий, речь маловыразительная, ограниченный словарный запас, грамматический строй речи недостаточно сформирован для данного возраста, опыт речевого общения беден. У девочки ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития. Все этапы диагностики, отражаются в индивидуальной карте развития ребенка. 
Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольницы, всестороннее развитие её интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у девочки все психические процессы и такие личные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Основными задачами программы являются:

  • Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
  • Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • Формирование игровой деятельности;
  • Формирование элементов учебной деятельности;
  • Формирование адекватных эмоционально-волевых  проявлений и способов общения и взаимодействия.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезаптации. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Программа предусматривает совместную работу логопеда, психолога, воспитателей, медсестры.

Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед. Он работает над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; формирует и совершенствует  грамматический срой речи; развивает фонетико-фонематическую систему языка и навыков языкового анализа и синтеза; ведет работу над слоговой структурой слова, развивает связную речь и обучает грамоте.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций. Воспитатели организуют работу по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений. Руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, развивают физическое здоровье ребенка. Медицинская сестра проводит оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия. Использует средства лечебной физкультуры. Она осуществляет плановые осмотры; витаминотерапию, ароматерапию, дыхательную гимнастику и массовые тренажеры.

Программой предложено оптимальное сочетание индивидуальной деятельности с ребенком, специально организованные занятия. Комплексные интегрированные занятия с привлечением различных специалистов при активном участии родителей. Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяем решение следующих задач:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей;

2)  Оказание психологической помощи родителям девочки и педагогам в целях согласования  воспитательных  и образовательных воздействий. Считаем важным акцентировать внимание родителей;

3)  На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребенка;

4) Отношение к своему ребенку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

5)  Знание и учет сильных и слабых сторон ребенка;

6)  Проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка и готовности к эмоциональной поддержке. Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

a)  Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

b) Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать;

c)  Учет своеобразия условий жизни семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

d) Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в утренниках, занятиях, конкурсах; рекомендации всех специалистов.

Условия реализации программы: целенаправленная, планомерная система работы с ребенком на занятиях с применением  информационно-коммуникативных технологий  и технологии игр «Песочная терапия». Реализация выбранных технологий предполагает соблюдение методико-организованных условий:

- развивающая среда в группе;

- центр песка и воды;

- различный бросовый материал -  пластиковые, деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры;

- естественные предметы: палочки, ракушки, камешки, ложки и т.д.

- мелкие игрушки: машинки, куколки, деревья, цветы, животные и т.д.

- картотека игр на внимание;

- картотека игр на развитие, мышление;

- пальчиковые бассейны;

- схемы, планы;

- игрушки-шнуровки;

- кубики с картинками;

- пособия «Волшебные часы» и др.

- дидактические часы «Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени»;

- тетради и т.д.

 

II. Содержание программы

 

Программа имеет несколько разделов:

  • Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  • Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
  • Умственное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Обучение в игре.
  • Элементарные математические представления.
  • Эмоционально-волевая сфера.

Разделы программы отражены в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте.

В задачи коррекционно-логопедического блока входят:

- развитие и совершенствование общей моторики.

- развитие и совершенствование ручной моторики.

- развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

- развитие слухового восприятия, внимания.

- развитие зрительного восприятия, памяти.

- развитие ритма.

- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.

- совершенствование лексических и грамматических средств языка.

- развитие навыков связной речи.

- обогащение коммуникативного опыта.

В задачи психологического блока входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития  ребенка, личностных и поведенческих реакций; проведение индивидуальных  занятий,  направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка.

В задачи медицинского блока входят: углубленной осмотр ребенка врачами-специалистами (невропатолог, офтальмолог, педиатр назначает индивидуальные курсы  лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию). Комплекс современных аппаратов и программ используется для диагностики лечения и профилактики болезней.

Структура индивидуальной программы для Саенко Марии Дмитриевны включает в себя:

- комплексную диагностику;

- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

- характеристику динамики развития ребенка по разделам программы.

Материализацией  индивидуальной программы  сопровождения  ребенка с ОВЗ  является специальная индивидуальная  карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. Одну из проблем специалист выделяет боле четко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает: соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, диагностирование каждым специалистом приводит к ведению индивидуальной характеристики ребенка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

В основе построения программы стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Принципы построения программы:

- ступенчатая диагностика,

- индивидуальный подбор педагогических технологий,

- систематический контроль и корректировка,

- наблюдение,

- пошаговая фиксация.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход.

 

III.  Требования к результату реализации программы

 

В процессе реализации программы ребенок должен показать положительную диагностику развития по всем разделам программы. Маша  должна знать:

  • Состав чисел 2-5,
  • Должна уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме,
  • Считать в пределах 10, уметь отвечать на вопросы : «Сколько?», «Который по счету?»,
  • Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (верх, низ, левая, правая  часть, середина),
  • Знать геометрические фигуры,
  • Понимать смысл слов : между, за, перед, раньше, позже,
  • Отвечать на вопросы взрослых,
  • Иметь представление о себе и своей семье,
  • Представления о труде родителей,
  • Знать цвета (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный),
  • Иметь представления о явлениях природы,
  • Уметь обобщать предметы,
  • Ориентироваться в пространстве,
  • Рассказывать стихотворение,
  • Раскладывать картинки по порядку (сначала, потом, конец),
  • Исключать 4-й лишний предмет,
  • Уметь правильно держать карандаш,
  • Понимать инструкции из 2х,3х частей,
  • Понимать лексическое значение отдельных фраз,
  • Понимать текст,
  • Составлять рассказ по сюжетной картинке,
  • Знать части тела,
  • Части предметов,
  • Называть детенышей животных,
  • Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным,
  • Уметь образовывать множественное число существительных,
  • Уменьшительно-ласкательную форму,
  • Правильно употреблять предлоги (в, из, на, за, под, с),
  • Различать гласные и согласные звуки,
  • Правильно употреблять слова  с простой и сложной слоговой структурой,
  • Уметь делить слова на слоги,
  • Исправлять ошибки в речи.

 

IV.  Методы и средства оценки результативности программы

Эффективность коррекционно-развивающей работы будет достигнуто благодаря различным технологиям: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, ароматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия; новым способом  взаимодействия педагога и ребенка, новым стимулам, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона. Использование различных  методов и приемов (словесных, наглядных, практических) также улучшает динамику развития ребенка с ЗПР. Диагностические  процедуры (методики) покажут общие интеллектуальные умения ребенка: принятия задания, понимание условий этого задания, способы выполнения задания, интерес к познавательным  задачам, обучаемость в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Опрос для родителей («Конверт откровений») покажет чему научился ребенок в условиях ДОУ.

В комплексе с игровыми методами используем телесно ориентированные и релаксационные методы. Подвижные, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, игры на развитие произвольности, воображения, психогимнастические игры.

Положительный результат коррекционного воздействия дают разработанные коррекционно-развивающие занятия. Они способствуют тренировке навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке. Опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-логопед-педагог-медсестра-ребенок-родитель».

Индивидуальная программа  комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребенка к школе.

Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masha_soderzhanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями

Образовательная область

Тема,

задачи

Форма и

название

НОД

Формы образовательной работы в режиме дня

Кол-во часов

Сроки реализации

Нравственное воспитание

Формирование  нравственных  ценностей, раскрытие творческого потенциала.

Воспитание трудолюбия.

День рождения

Презентации

Чтение художественной литературы

Театральные представления

Прогулка

Творчество

«Каравай для именинника» - с помощью воспитателя, самостоятельно.

Компьютерные презентации «Какие мы дружные», «животные», «растительный мир» и т.д. - увлеченное рассматривание.

Чтение стихотворений, художественной литературы, русских народных сказок – пассивная форма участия.

 Пассивная форма участия в театрализации.

Сюжетно-ролевая игра «Я-доктор», «Повар», «Строитель» и т.д. – с помощью воспитателя, самостоятельно.

Подготовка к прогулке- самостоятельно.

 Изготовление коллективных и индивидуальных поделок, рисунков, картин.

4

2

2

1

1

Ежедневно

2

В течении года

Эстетическое воспитание

Формирует физическое и умственное развитие.

Способствует созданию дружного, и работоспособного детского коллектива. Воспитание толерантности и социализации.

Утренники

Выставки

праздники

Слушание песен, игра на музыкальных инструментах, развитие ритмических движений – самостоятельно.

Изготовление поделок из бисера – с помощью воспитателя, самостоятельно.

«Коляда, коляда – отворяй ворота», «Масленица», «День защиты детей», «День космонавтики» и т.д. – коллективно.

6

3

3

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март, май

Сентябрь

Декабрь

март

в течении года

Военно-патриотическое воспитание

Формирование военно-патриотического представления.

Воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей  нравственными качествами.

Утренники

23 февраля

Спортивное развлечение

День победы

Экскурсии

Музыкальное развлечение

«День защитника отечества» - совместно с воспитателем.

«Мама, папа, я – спортивная семья» - совместно с родителями.

Изготовление индивидуальных поделок для пап - совместно с воспитателем.

Тематическая встреча с ветераном ВОВ - коллективная;

Возложение цветов к памятнику ко Дню Победы, изготовление творческих работ –  с помощью воспитателя.

День Российского флага, изготовление творческих плакатов – с помощью воспитателя.

4

2

1

2

1

2

февраль

январь, февраль

май

май

август

февраль,

май

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Формирование установки на ЗОЖ.

Воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Развлечения

Спортивные соревнования

Экологические акции

акции против наркотиков и табакокурения

«День здоровья», изготовление творческих работ - с помощью воспитателя, просматривание тематических презентаций.

«Веселые старты», «Эстафеты», «Мы спортсмены» и т.д. - самостоятельно.

 Акция «Чистый город, двор», «подари вторую жизнь», «Скажи огню - нет» и т.д. – с помощью воспитателя.

Изготовление стенгазет, плакатов «Наши олимпийские победы», «Мы за жизнь без наркотиков и табака» и т.д. – коллективно, с помощью воспитателя.

3

5

2

2

В течении года

Трудовое воспитание

Формирование трудовых умений и навыков, приобщающих к труду.

Воспитание уважения к труду людей.

Благоустройство участка д/с.

Ручной труд

Навыки

Труд взрослого

 

«Выращиваем и садим цветы» - с помощью воспитателя.

Изготовление поделок (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, наклеивание вырезанных форм на бумагу и др.);

Культурно-гигиенические, самообслуживания (мыть руки, умываться, одевать одежду, сапоги и т.д.) – самостоятельно.

Наблюдение за работой дворника, художника, парикмахера и т.д. – с помощью воспитателя.

Рассматривание презентаций о профессиях, дидактические игры и т.д. - с помощью воспитателя

2

6

ежедневно

2

2

апрель,

июнь

В течении года

В течении года

Октябрь, январь

В течении года

Воспитание познавательных интересов

Развитие познавательных интересов.

Воспитание самостоятельности.

Занятия

Творчество

Экскурсии

Работа в тетради, интеллектуальные игры, счетные палочки, штриховка, цифры, карточки и т.д.

Рассматривание иллюстраций об окружающем мире, энциклопедий, наблюдение на прогулке за живой и неживой природой и т.д.

Изготовление поделок из бисера (браслеты, бусы, стрекоза и т.д), вышивание салфеток, – с помощью воспитателя, частично самостоятельно.

В ДШИ, библиотеку, музей, специализированной техники и т.д. – коллективно, самостоятельно.

4

2

2

4

В течении года

В течении года

В течении года

Октябрь, декабрь, январь

Апрель, май

Всего

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексного сопровождения социального становления ребенка. Подготовительная группа.

Программа по обучающе-воспитательной и совместной с родителями деятельности для детей 6-7 лет....

Программа комплексного сопровождения социального становления ребенка Старшая группа

В программе спланированы воспитательно-образовательные мероприятия на учебный год , которые помогут  сформировать интерес детей к своей семье, ее составу, правилам, традициям; помогут создать усп...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...