Презентация "Приёмы фантазирование. Волшебники преобразователи"
презентация к уроку (средняя группа)

Гюлметова Замина Магамедовна

Способствовать формированию навыков фантастических преобразований объектов , как средство познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_slaydov_vosstanovlenvolshebniki.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1

Приёмы фантазирования.

Волшебники преобразования.

Слайд№2

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с исследованием признаков объектов и установлением причинно-следственных связей, но и их преобразование с какой-либо целью. Для развития этих способностей необходимо понимание приемов преобразования, которые для ребенка представляются в виде Волшебников:

• Увеличение — Уменьшение;

• Дробление — Объединение;

• Оживление — Окаменение;

• Могу все — Могу только;

• Наоборот;

• Волшебники Времени

(волшебник Быстрых минут, волшебник Медленных минут, волшебник Остановки времени, волшебник Обратного времени, волшебник Перепутывание времени, Машина времени, Зеркало времени)

Слайд№3

Цель: способствовать формированию навыков фантастических преобразований объектов, как средство познания.

Наглядность:

1. Совместно с ребенком придумать портреты волшебников.

2. Оформить коробку «волшебства» для хранения  портретов.

Слайд№4

В дошкольном возрасте осваивается практически все приемы фантазирования. Уровень преобразования, который производится, с помощью разных волшебников разнообразен, поэтому мы рекомендуем:

• для детей трех – четырех лет использовать волшебников: «Увеличения - Уменьшения», «Оживление – Окаменения» и «Зеркало Времени»;

• для детей четырех – пяти лет волшебники «Дробление - Объединения», «Могу все – Могу только» и «Машина Времени»;

• для детей пяти – семи лет: волшебник «Наоборот», волшебники Времени: «Быстрых минут», «Медленных минут», «Остановки времени», «Обратного времени», «Перепутывания времени».

Рекомендуем портреты волшебников доставать из коробочки «волшебства» на некоторое время, и снова убирать. Это надо делать для того, что бы у детей формировалось понимание того, что волшебство было, а теперь оно закончилось и мир живет по реальным законам.

Слайд№5

Целесообразно играть с волшебными преобразователями в любые свободные минутки по ситуациям.

Например: ребенок ест кашу, предложите ему представить, что ее коснулся волшебник «Увеличения – Уменьшения», что будет происходить с этой кашей, оцените с точки зрения хорошо – плохо.

При чтении литературных произведений или просмотре мультипликационных фильмов обращайте внимание на фантастическое преобразование. Обсудите с ребенком, какой волшебник приходил в данный сюжет.

Например: в произведении К. Чуковского «Мойдодыр» поработали волшебники «Оживление» (мочалка стала летать) и «Объединение» (Умывальник стал разговаривать и думать, то есть объединился со свойствами человека).

Универсальными произведениями, в которых представлены все фантастические преобразования, являются книги Льюса Керрола «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Читать эти тексты рекомендуем по небольшим частям с анализом приема фантазирования.

Слайд№6

Прием «увеличение – уменьшение».

Волшебник  может увеличивать или уменьшать объекты, его части.

Объект или свойство уменьшают или увеличивают до тех пор, пока не появится необходимое или новое качество. Широкое применение данного приема способствует формированию диалектического мышления, и развитию чувства юмора.

Выбрать объект, взять портрет волшебника «Увеличения – Уменьшения» , выбрать любую схему признака. Для начала лучше использовать признаки «Размер», «Температура», «Влажность». Обсудить, что будет происходить с этим объектом, если размер его будет максимально большим или максимально маленьким (преобразования признака « Размер») Найти хорошие и плохие стороны этого преобразования обсудить.

Например: если волшебник «Увеличения- Уменьшения» коснулся стула, то маленький нужен для муравья, огромный для слона. Хорошо, что такие маленькие стулья у нас будут для маленьких людей, но плохо его можно потерять и не увидеть.

Огромный стул это хорошо пригласить в гости великана, но плохо потому что он не поместится в квартире.

Аналогичное преобразование с волшебником «Увеличения – Уменьшения» находим в литературных произведениях:

 Братья Гримм «Горшочек каши» (увеличения размера каши)

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (уменьшение размера)

Ш.Перро «Мальчик- с- пальчик» (уменьшения и увеличения)

В,Гауф «Карлик нос» (увеличение части)

Былина Илья Муромец и Соловей- разбойник (увеличение звука)

Слайд№7

Прием «дробление - объединение».

Служит в целях фантастического преобразования предмета в процессе деления его над - и подсистемы на части, а также объединения, но уже в другой последовательности или с другими системами. Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы. Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

Выбрать любой объект, взять портрет  волшебника «дробление - объединение» и схему «часть». Обсудить, что будет происходить с этим объектом, волшебник сначала разделить его на части, а затем соберёт его в беспорядке или добавить части от другого объекта. Найти хорошие и плохие стороны этого преобразования и обсудить.

Например: если волшебник «Дробления- Объединения» коснулся твоей машины, то она распадётся на части и соберётся в другом варианте, но при этом у неё появится крылья и (или) пропеллеры, дополнительные колёса и др.

Аналогичные преобразования с волшебником « Дробления- Объединения» находим в литературных произведениях. Образы сказочных героев, такие как «Русалочка», «Змей Горыныч», К.И.Чуковский «Мойдодыр» ,П.П.Ершов «Конёк-горбунок», Дж.Родари «Как убежал нос».

Слайд№8

Прием «оживление – окаменение (динамика – статика)».

Выполняет следующие фантастические преобразования: при встрече с волшебником Оживления  все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максимально подвижным. Волшебник Окаменения действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места.

Аналогичные преобразования с волшебником «оживление – окаменение» находим в литературных произведениях: Русс.нар. сказка «Колобок», «Снегурочка», «Курочка Ряба» (окаменения- оживления рельефа)

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»(окаменение)

Русс.нар.сказка «Иван – царевич и серый волк» (живая и мёртвая вода)

Слайд№9

С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу  только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций. Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.

 Аналогичные преобразования с волшебником «Могу все», «Могу  только» находим в литературных произведениях:

Русс. Нар сказка «По щучьему велению»(всё могу)

В.П.Катаев «Цветик- семицветик» (могу всё)

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке о рыбке» (всё могу)

Г.Яглфельд «Волшебная лампа Алладина» (всё могу)

П.П.Бажов «Серебряное копытце» (могу только)

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди» (могу только)

Слайд№10

Прием «ускорение - замедление».

Волшебник времени многофункционален и предполагает преобразование временных процессов.

Волшебник Быстрых минут ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а Волшебник медленных минут делает все наоборот.

Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту.

Признак «времени» воспринимается органами чувств человека, мы можем только отследить изменения, которые произошли с какими –то признаками объектов .Именно эти изменения мы называем следами времени. Преобразования, которые совершают волшебники времени , носят фантастический характер, так, как меняется какой-либо закон жизнеустройства.

Обобщённый образ  волшебников Времени включает в себя семь преобразований:

Волшебник Быстрых минут,

Волшебник Медленных минут.

Волшебник Остановки времени,

Волшебник Обратного времени,

Волшебник Перепутывания времени,

Машина времени,

Зеркало времени.

Например:

Волшебник Быстрых минут- в сказке «Двенадцать месяцев» за короткое время проходит целый год.

Волшебник Медленных минут представляет мир – как сонное царство.

Волшебник обратного времени- какой – либо объект делает молодеющим , а процессы поворачивают в обратную сторону.

Е.В.Шварц «Сказка о потерянном времени»- девочки и мальчики стали бабушками и дедушками и наоборот- эффект « Перепутывания времени»

«Машина времени» представляет как процесс перемещения объектов в другие эпохи.

«Зеркало времени» наблюдение какого – либо объекта со стороны за своим прошлым или будущим.

В старшем дошкольном возрасте (5-7) ребёнок осваивает все приёмы фантазирования.

Аналогичные преобразования с волшебником «ускорение - замедление» находим в литературных произведениях:

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (перепутывание времени, быстрые минуты)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» (перепутывание времени)

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (быстрое время, остановка времени)

Русс.нар.сказка «Иван Царевич и серый волк» (обратное время)

К. Булычев «Тайна третьей планеты» (Машина времени)

Энциклопедия о развитии Земли, о планетах, организмов (Зеркало времени и Машина времени)

Слайд№11

Прием «наоборот». – способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «Наоборот» (перевертыша), в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.

Например: если волшебник «Наоборот» коснулся стула, то главное его дело удерживать человека, то «Наоборот», такой стул выбрасывать, фактически вы выходите с ребёнком на переизобретение катапульты. Хорошо иметь такой стул, для того чтобы тренироваться в прыжках но плохо  потому что невозможно на нём усидеть для приёма пищи.

Аналогичные преобразования с волшебником «наоборот» находим в литературных произведениях:

К.И.Чуковский «Путаница»

С.Я.Маршак «Человек рассеянный»

С.В.Михалков «Фома»

В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»

 Г.В.Сапгир «Людоед и принцесса. Или Всё наоборот»

Слайд№12

Советы воспитателям

-Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".

-Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.

-Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.

В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.

-Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

Слайд№13

Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

• Что происходит с этим объектом?

• Какие ощущения он испытывает?

• Как он теперь воспринимает окружающий мир?

• Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?

• Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?

• Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?

• Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?

• Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.

Слайд№14

Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий

1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.

2. Пригласить одного из Волшебников.

3. Преобразовать объект или его часть.

4. Составить фантастический рассказ.

Слайд№15

Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок.

"Клубок, который научился летать"

Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: "Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа выключилась, и он не сгорел".

Слайд№16

Волшебник

ии

Увеличение -Уменьшение

выбирает объект и его свойства и производит их

фантастическое преобразование

Дробление -Объединение

выбранный объект дробится на части и перепутывается

по структуре, либо меняется своими частями с

 другими объектами

Оживление -Окаменение

выбранный объект, либо его часть становятся

подвижными или, наоборот, лишаются возможности

перемещаться в пространстве

Наоборот

у объекта выявляется какое-либо свойство и

меняется на противоположное

Времени

предполагает преобразование временных процессов:

 Волшебник Ускорения-Замедления, Волшебник

Обратного Времени, Волшебник Перепутывания

Времени, Волшебник Остановки Времени, Машина

Времени, Зеркало Времени

Могу все – Могу только

объект наделяется неограниченными

возможностями либо ограничивается в своих

 свойствах

Слайд№17

Игра

Слайд№18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Где водятся волшебники?"

Презентация "Где водятся волшебники?" напрвлена  на создание новых, интересных идей. Является наглядным материалом, способствует развитию познавательных способностей - совершать открытия, украшат...

Презентация кружка "Юные волшебники"

Нетрадиционная техника рисования с детьми 3-5 лет....

Презентация "Типовые приёмы фантазирования"

Презентация "Типовые приёмы фантазирования"...

Консультация "Типовые приёмы фантазирования"

Консультация "Типовые приёмы фантазирования"...

Мастер- класс на тему «Типовые приёмы фантазирования »

Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выст­раивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование....

Приёмы фантазирования при помощи волшебников

Описываются приемы, игра. которые можно использовать для развития фантазирования у дошкольников, даны методические рекомендации по использованию этих приемов....

семинар-практикум "Типовые приёмы фантазирования и ММЧ"

Приведены основные приемы фантазирования и метод маленьких человечков....