Организация режимных процессов детей раннего возраста в детском саду
консультация (младшая группа)

Рункова Любовь Васильевна

Детей раннего возраста необходимо привлекать к участию в режимных процессах. Это разнообразит жизнь детей, создает положительное отношение к процессам, будет способствовать развитию навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация режимных процессов детей раннего возраста в детском саду

1. Особенности организации режима дня детей первого года жизни

Сон

У новорожденных детей сон, так же, как и бодрствование, аритмичны. Ребенок практически все время спит, просыпается под действием чувства голода, поскольку пищевая доминанта в этом возрасте - главенствующая.

К концу первого месяца обычно формируется суточный ритм. В дальнейшем ночной сон с возрастом практически не претерпевает изменений и составляет 10-11 ч.

Задача воспитателей - приучить ребенка быстро засыпать, обеспечить ему условия для спокойного сна. В любое время года дети должны спать на свежем воздухе все периоды дневного сна. Вновь поступивших детей приучают ко сну на открытом воздухе постепенно. Младших укладывают первыми, старших - вслед за ними. В момент засыпания детей недопустимы отвлекающие хождения взрослых, громкие разговоры. Во время сна обязательно кто-либо из взрослых должен присутствовать в спальне.

Кормление

При правильно организованном режиме ребенок просыпается ко времени кормления. Недопустимо насильственно поднимать ребенка. Вяло сосущих детей можно для улучшения аппетита оставлять бодрствовать на 10-15 мин, выложить на живот, поговорить с ребенком. В ритуал кормления часто включается демонстрация бутылочки, что также может способствовать улучшению аппетита.

При грамотно организованном кормлении детей первых месяцев жизни ребенок получает тесный телесный и эмоциональный контакт («глаза в глаза»). Для обеспечения правильного вскармливания воспитатель, осуществляющий процесс, должен иметь одежду с короткими рукавами, чтобы ребенок ощущал тепло человеческого тела, надо как можно чаще наклоняться над ним, чтобы он видел человеческое лицо.

Кормление должно осуществляться длительно, не менее 20 мин, чтобы удовлетворить естественную потребность ребенка в сосании.

Важно следить за жесткостью соски и величиной отверстия.

Научившихся сидеть детей кормят за специальным столом с выдвижными креслами по двое. Примерно с 11-12 месяцев некоторые дети могут уже питаться за низким столом с приставными креслами. Воспитатель должен одновременно кормить не более 2 детей. Кормить следует не спеша, без насилия, не причиняя ребенку неприятных ощущений, одновременно прививая малышу аккуратность, формируя умения, связанные с приемом пищи.

Переодевание, воспитание навыков опрятности, туалет

Необходимо приучать детей к гигиеническому уходу, переодеванию. Все действия взрослого должны быть бережными, без резких движений, чтобы не вызывать неприятных ощущений. Утренний и вечерний туалет необходимо осуществлять в одно и то же время и в определенной последовательности.

Уже с 5 месяцев надо воспитывать навык опрятности, а с 8-8,5 (при условии, что ребенок самостоятельно садится и сидит) - приучать его садиться на горшок. Высаживать ребенка необходимо только при наличии потребности (т. е. после сна, если встал сухой, в середине бодрствования и т. п.) и не более 3-4 раз в день. Ребенок не должен долго задерживаться на горшке и заниматься посторонними делами.

Детей первого года жизни желательно купать ежедневно. Оптимально, если время купания выбирается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, что способствует его лучшему самочувствию и сну. Ночью детей первого года жизни на горшок на высаживают.

2. Особенности организации режима дня детей второго и третьего года жизни

Детей этого возраста необходимо привлекать к участию в режимных процессах. Это разнообразит жизнь детей, создает положительное отношение к процессам, будет способствовать развитию навыков.

Дети второго года жизни постоянно требуют помощи взрослых, так как они еще недостаточно самостоятельны. При проведении любого режимного процесса недопустимо, чтобы дети ждали: ожидание приводит к утомлению детей и нарушению их поведения. Например, при кормлении дети садятся за стол на свое место по одному, по мере их подготовки (после высаживания на горшок и мытья рук). Сразу же после этого они получают еду, не дожидаясь других детей. По окончании кормления (или другого процесса) дети выходят из-за стола независимо от того, чем заняты другие. Детям раннего возраста следует давать установку на каждый процесс, стимулировать их активность и самостоятельность. При обучении необходимо использовать показ, непосредственную помощь и словесные указания. Все без исключения процессы следует организовать так, чтобы дети не ждали друг друга. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.

Значительное время в режиме детей, воспитывающихся в доме ребенка, занимают прогулки.

В зимнее время года их проводят при температуре воздуха до -15 °C (в средней полосе)

 при соответствующей одежде (4-5 слоев, включая белье). Летом длительность пребывания на воздухе максимально увеличивается за счет более раннего выхода на прогулку. Кроме того, некоторые занятия проводят на участке. В теплое время в ненастную погоду (дождь, сильный ветер) дети могут гулять под навесом. Рекомендуется дополнительно выходить с ними на прогулку утром (до завтрака) и вечером (после ужина) перед сном.

Гигиенические ванны дети 2-3 лет получают перед ночным сном. В этом возрасте необходимо продолжать регулировать физиологические отправления. Детей высаживают после сна, перед сном, перед и после прогулки, а также по потребности. Процесс высаживания должен проводиться постепенно, в туалете не должно быть более 4 детей.

Распределение обязанностей персонала в группах разного возраста делается с учетом существующих режимов и индивидуальных особенностей данного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду"

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать....

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО

В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ве...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...