Современные подходы к устранению профессионального выгорания
статья

Посвящено профвыгоранию педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении старших воспитателей

«Современные подходы к устранению профессионального выгорания»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече!

Скажите мне, пожалуйста, что значит для Вас ваша работа?

СЛАЙД

Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Вместе с учебной нагрузкой растёт нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания»

. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

- В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.

- В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.

- В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Каким Вы видите эмоционально выгоревшего человека. Нарисуйте на ватмане и представьте его.

  Я бы хотела сравнить эмоционально выгоревшего человека с электросчетчиком

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер,  утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.   С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.    

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно   так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой, появляется страх, обида, и если мы вовремя не освободимся от всего этого негатива это может привести к психическим расстройствам, стрессам, чтобы этого не произошло. Посмотрите на слайд, что это и для чего нам это нужно) Слайд мусорного ведра

  Давайте и мы с вами также избавимся от негатива, обид, страха…Я предлагаю на листах бумаги написать свои страхи,  негативные чувства.

«Я обижаюсь на…..»,

«Я сержусь на ……»,  

«Я ненавижу ……..»

«Я боюсь быть……»

После этого педагоги рвут листок, на котором они писали на мелкие кусочки и выбрасывают в урну.  

   Вернемся к нашему электросчетчику.

Если мы правильно распределим нагрузку в сети, то  пробки и не выбьют, и мы можем одновременно включать несколько электроприборов.

Каким же образом, мы можем, помочь себе избежать выгорание?

1.В стрессовых ситуациях научиться управлять дыханием

Полное дыхание йогов»

Медленно начинайте вдыхать воздух сначала животом, затем средней частью груди, и в конце верхней. Выдох следует делать в обратном порядке, дыхание должно быть неспешным.

2 вида  дыхания:

нижнее (брюшное)

и верхнее (ключичное).

Брюшное дыхание.

На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.

Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.

Верхнее (ключичное) дыхание

         Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.

2.Посмотрите на слайд

                       

Дело

Немного подробнее о каждом пункте:

ТЕЛО – это время, которое мы уделяем нашему организму. Спортзалы, бани, массажи и т.п., что помогает нам оставаться молодыми и здоровыми.

ДЕЛО – это время, которое мы уделяем работе или своему предприятию. Если Вы – домохозяйка, то это и есть Ваше дело.

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, ФАНТАЗИИ – это время, которое мы уделяем чтению интересных книг, походам в театр и кино, посещению тренингов, разных курсов и своему хобби. К фантазиям относится время, которое мы уделяем своим мечтам, планированию, размышлениям, что и как изменить в своей жизни к лучшему и т.п.

КОНТАКТЫ – это время, которое мы проводим в компании друзей, родственников и любимого. 

Этот ромб показывает, как  мы распределяем свое время в жизни.

Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее

Если все грани ромба в равновесии, тогда Вы ощущаете свою жизнь в гармонии. Чаще какая-то грань лидирует. Тогда возникает дисгармония в нашей жизни.

Чтобы гармонизировать свою жизнь, обратите внимание на свои грани ромба и подумайте, над чем Вам стоит задуматься. Это работа над внутренним миром, которую вы проделаете самостоятельно.

3.   В нашей работе мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, которые приводятСлайд

к  мышечным зажимам (это когда чел сталкивается со стрессовой ситуацией, его мышцы напрягаются, они готовы к действию, а действие не происходит, эти эмоции застывают в теле, образуя участки застывшего напряжения – мышечные зажимы). Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно – психическое напряжение. Говорят клин – клином вышибает.

Давайте и мы с вами снимем нервное напряжение

Упражнение «Весёлая змейка»

Цель: снятие напряжения

Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа. 1-е упражнение-поглаживание; 2-е – постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены; 3-е – «цыпочки», три пальца соединены вместе и ими осуществляет легкое поколачивание; 4-е – большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа; 5-е – костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок); 6-е – поглаживание. Затем, обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая – назад и наоборот).

Так же отлично расслабиться, отдохнуть, привести тело и дух в порядок, снять нервное напряжение поможет аромотерапия. Слайд

  • Апельсин, цитрусовые ароматы повышают тонус, улучшают настроение, в сочетании с лавандой – снимают боль.
  • Орхидея – нежный, едва уловимой горчинкой запах рождает вдохновение, пробуждает смелые и неожиданные фантазии.
  • Герань – успокаивает.
  • Ромашка – укрепляет сон.
  • Бергамот, эвкалипт – заряжает, тонизирует, придает бодрость.
  •  Имбирь, лимонная мята, сандал, иланг- иланг – улучшают настроение, снимают внутренне напряжение.
  • Инжир, тмин – стимулирует умственную и творческую деятельность.

Упражнение «Зеркало».

Педагогам предлагается отгадать загадку:

И сияет, и блестит

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Все как есть оно покажет.

(зеркало)

Вы сегодня смотрелись в зеркало?

А кто улыбнулся, глядя на себя?

В течение дня мы часто хвалим детей, родителей, а себя любимых?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, похвалите себя.

«Посмотрите внимательно на самого важного в вашей жизни человека – самого себя. На вас смотрит самый симпатичный, удачливый, ответственный, жизнерадостный, полный оптимизма человек. Чего этому жизнерадостному человеку не хватает.

Упражнение «Корзина советов»         (педагоги по очереди передавая зеркало говорят, чего им не хватает)

Что вы посоветуете, глядя на этого человека (глядя на себя в зеркало нужно пожелать, что этому человеку не хватает. Например, регулярно высыпайся; больше гуляй; улыбайся и говори себе комплименты и т.д)

(Получится, что каждый из педагогов увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя).

Именно Вы являетесь тем резервом, который способен справиться с любыми трудностями. Поэтому чаще смотрите в зеркало на себя любимую. Чаще улыбайтесь своему отражению, говоря приятные слова». Погладьте себя по голове, похвалите себя.

Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают опустошаться, т. е. «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаёте частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.

Древняя притча «Счастье»

Господь слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Господь, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно -

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ -

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье - чьих-то рук творение…

Вопрос для обсуждения:

Скажите, почему Бог положил в ладонь оставшийся кусок глины?

Как вы думаете: Счастье - чьих рук творение?

Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелёгкая задача, сделать счастливыми не только себя, но и свою семью и своих воспитанников. Я Вам желаю счастья!

Упражнение «Счастье»

Перед вами лежит солнышко в центре этого солнца напишите свое имя и передавая по кругу др. др над лучиками напишите пожелания др. др

        

РефлексияC:\Users\User\Desktop\img18.jpg

        Вывод:

 В этом МО я хотела бы показать, что влияет на «выгорание» и как с этим можно бороться

  1. Избавляться от негатива и не накапливать его.
  2. Найти гармонию между работой, семьёй, отдыхом, друзьями, тогда не будет перенапряжения, которое влияет на психоэмоциональное состояние.
  3. Научиться снимать психоэмоциональное напряжение банальными на первый взгляд путём (массажем, приёмом душа, горячим чаем……)
  4. Любить себя, делать себе комплименты, хвалить. Ведь если мы себя не любим, почему другие должны нас любить?
  5. Дарить себе счастье
  6.  Я бы вам тоже хотела подарить то от чего нам всегда становится на душе приятно маленький кусочек счастья ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»

Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....

презентация "Современные подходы к устранению профессионального выгорания"

презентация посвящена проблемам профессионального выгорания...

Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...

Консультация для педагогов «Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагога»

Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами следующие задачи:Это обеспечение доступности и вариат...

Индивидуальная антистрессовая программа "Современный педагог и инструменты от профессионального выгорания"

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-н...