Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе
материал (старшая группа)

Картотека сюжетно-ролевых игр

в старшей группе

 

Собираемся на прогулку 1

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

 

Магазин 2

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия,

мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача3

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь.

 

Аптека 4

 

Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам, чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки 5

 

Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строим дом 6

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

 

Зоопарк 7

Цель: расши­рить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспи­ты­вать любовь, гуман­ное отно­ше­ние к животным, расши­рить словар­ный запас детей.

Оборудование: игру­шеч­ные дикие звери, знако­мые детям, клетки (из стро­ительного материала), билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям, что в город приехал зоопарк, и пред­ла­гает сходить туда. Дети поку­пают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там расс­мат­ри­вают животных, расс­ка­зы­вают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра­щать внима­ние детей на то, как надо обра­щаться с животными, как ухажи­вать за ними.

Детский сад 8

Цель: расши­рить знания детей о назна­че­нии детс­кого сада, о профес­сиях тех людей, кото­рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музы­кального работника, воспи­тать у детей жела­ние подра­жать дейс­т­виям взрослых, забот­ливо отно­ситься к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в детс­кий сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в детс­кий сад. По жела­нию назна­чаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музы­кального руководителя. В качес­тве воспи­тан­ни­ков высту­пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо­от­но­ше­ни­ями с детьми, помо­гают им найти выход из слож­ных ситуаций.

Парикмахерская 9

Цель: позна­ко­мить детей с профес­сией парикмахера, воспи­ты­вать культуру общения, расши­рить словар­ный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст­ру­менты парик­ма­хера – расческа, ножницы, флакон­чики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям прихо­дит кукла Катя. Она знако­мится со всеми детьми и заме­чает в группе зеркало. Кукла спра­ши­вает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред­ла­гают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них рабо­тают хоро­шие мастера, и они быстро приве­дут прическу Кати в порядок. Назна­чаем

Парикмахеров, они зани­мают свои рабо­чие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя оста­ется очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благо­да­рит детей и обещает в следу­ющий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан­нос­тях парик­ма­хера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

В библиотеке 10

Цель: расши­рить круго­зор детей, научить детей правильно пользо­ваться услу­гами библиотеки, приме­нять знания лите­ра­тур­ных произведений, ранее полу­чен­ных на занятиях, закре­пить знания о профес­сии библиотекаря, воспи­тать уваже­ние к труду библи­оте­каря и береж­ное отно­ше­ние к книге, расши­рить словар­ный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знако­мые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.          

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в библиотеку. Все вместе вспо­ми­нают о том, кто рабо­тает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выби­рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети расп­ре­де­ля­ются на

несколько групп. Каждую группу обслу­жи­вает один Библиотекарь. Он пока­зы­вает много книг, а чтобы взять понра­вив­шу­юся книгу, ребе­нок должен назвать ее или коротко расс­ка­зать о том, что в ней написано. Можно расс­ка­зать стихот­во­ре­ние из книги, кото­рую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, кото­рые затруд­ня­ются выбрать книгу. Библи­оте­карю необ­хо­димо быть повни­ма­тельнее к посетителям, пока­зы­вать иллюс­т­ра­ции к понра­вив­шимся книгам. Неко­то­рые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмот­реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред­ла­гал им Библиотекарь, гово­рят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты 11

Цель: расши­рить тема­тику сюжет­ных игр, позна­ко­мить с рабо­той космо­нав­тов в космосе, воспи­тать смелость, выдержку, расши­рить словар­ный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: косми­чес­кий корабль и стро­ительный материал, прис­те­ги­ва­ющие ремни, инст­ру­менты для работы в космосе, игру­шеч­ные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель спра­ши­вает у детей, хотели бы они побы­вать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы поле­теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред­ла­гает отпра­виться в космос, чтобы оста­вить там спутник, кото­рый будет пере­да­вать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать

фотог­ра­фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг­ры­вают ситуацию. Они выпол­няют зада­ние и возв­ра­ща­ются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капи­тана расп­ре­де­ля­ются по жела­нию детей.

Семья 12

Цель: форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о коллек­тив­ном веде­нии хозяйства, семей­ном бюджете, о семей­ных взаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное, забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям «поиграть в семью». Роли расп­ре­де­ля­ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки пред­с­тоит день рождения. Все хлопо­чут об устро­ении праздника. Одни Члены семьи заку­пают продукты, другие гото­вят праз­д­нич­ный обед, серви­руют стол, третьи подго­тав­ли­вают разв­ле­ка­тельную программу. В ходе игры нужно наблю­дать за взаимо­от­но­ше­ни­ями между Членами семьи, вовремя помо­гать им.

В кафе 13

Цель: учить культуре пове­де­ния в общес­т­вен­ных местах, уметь выпол­нять обязан­ности повара, официанта.

Оборудование: необ­хо­ди­мое обору­до­ва­ние для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит Буратино. Он позна­ко­мился со всеми детьми, подру­жился с другими игрушками. Бура­тино решает прига­сить своих новых друзей в кафе, чтобы угос­тить их мороженым. Все отправ­ля­ются в кафе. Там их обслу­жи­вают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо­да­рят за обслуживание.

 

 

 

 

 

 

Кругосветное путешествие 14

 

Цель: расши­рять круго­зор детей, закреп­лять знания о частях света, разных стран, воспи­ты­вать жела­ние путешествовать, дружес­кие взаимоотношения, расши­рить словар­ный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделан­ный из стро­ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отпра­виться в кругос­вет­ное путе­шес­т­вие на корабле. По жела­нию выби­рают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп­ляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проп­лы­вает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Моря­кам прихо­дится ловко управ­лять кораблем, чтобы не стол­к­нуться с айсбергом, спра­виться с бурей. Только слажен­ная работа и дружба помо­гают им спра­виться с этим испытанием.

 

 

На дорогах города 15

Цель: закре­пить знания детей о прави­лах дорож­ного движения, позна­ко­мить с новой ролью – регулировщик, воспи­ты­вать выдержку, терпение, внима­ние на дороге.

Оборудование: игру­шеч­ные машины, флажки для регу­ли­ров­щика – крас­ный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям пред­ла­гают пост­ро­ить краси­вое здание – театр. Выби­раем место для постройки. Но сначала нужно пере­везти стро­ительный мате­риал в нужное место. С этим легко спра­вятся води­тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на глав­ных доро­гах не рабо­тает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движе­нием машин управ­лял регулировщик. Выби­раем Регулировщика. Он стано­вится в кружок. В руках у него крас­ный и зеле­ный флажки. Крас­ный флажок – «стой», зеле­ный флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу­ли­ров­щик управ­ляет движением.

 

Правила движения 16

Цель: продол­жать учить детей ориен­ти­ро­ваться по дорож­ным знакам, соблю­дать правила дорож­ного движения. Воспи­ты­вать умение быть вежливыми, внима­тельными друг к другу, уметь ориен­ти­ро­ваться в дорож­ной ситуации, расши­рить словар­ный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игру­шеч­ные автомобили, дорож­ные знаки, светофор; для сотруд­ника ГИБДД – мили­цей­с­кая фуражка, палочка, радар; води­тельс­кие удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям пред­ла­гают выбрать сотруд­ни­ков ГИБДД, чтобы те                                                        следили за поряд­ком на доро­гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела­нию дети расп­ре­де­ляют между собой роли работ­ни­ков бензозаправки. В ходе игры дети стара­ются не нару­шать правила дорож­ного движения.

 

 

Мы – спортсмены 17

Цель: дать детям знания о необ­хо­ди­мости заня­тий спортом, совер­шен­с­т­во­вать спор­тив­ные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Разви­вать физи­чес­кие качества: быстроту, ловкость, коор­ди­на­цию движений, глазомер, ориен­ти­ровку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, реклам­ный щит для демон­с­т­ра­ции коли­чес­тва зара­бо­тан­ных баллов, спор­тив­ный инвен­тарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям провести сорев­но­ва­ние по разным видам спорта. По жела­нию детей выби­рают судей, орга­ни­за­то­ров соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самос­то­ятельно выби­рает вид спорта, в кото­ром будет состя­заться с соперниками. Судьи присуж­дают баллы за выпол­не­ние задания. Игра закан­чи­ва­ется награж­де­нием победителей.

 

 

 

На станции технического обслуживания автомобилей 18

Цель: расши­рять тема­тику стро­ительных игр, разви­вать конс­т­рук­тив­ные умения, прояв­лять творчество, нахо­дить удач­ное место для игры, позна­ко­мить с новой ролью – слеса­рем по ремонту автомашин. Оборудование: стро­ительный мате­риал для пост­ройки гаража, слесар­ные инст­ру­менты для ремонта машин, обору­до­ва­ние для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сооб­щить детям о том, что на доро­гах города очень много авто­мо­би­лей и эти авто­мо­били очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть стан­цию техни­чес­кого обслу­жи­ва­ния автомобилей. Детям пред­ла­гают пост­ро­ить большой гараж, обору­до­вать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслу­жи­ва­ющий персонал. Их знако­мят с новой рабо­чей специ­альнос­тью – слеса­рем по ремонту машин (мотора, руле­вого управления, тормо­зов и т. д.).

 

Пограничники 19

 

Цель: продол­жать знако­мить детей с воен­ными профессиями, уточ­нить распо­ря­док дня военнослужащих, в чем заклю­ча­ется их служба, воспи­ты­вать смелость, ловкость, умение четко выпол­нять приказы командира, расши­рить словар­ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, погра­нич­ный столб, автомат, погра­нич­ная собака, воен­ные фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям побы­вать на госу­дар­с­т­вен­ной границе нашей Родины. Прово­дится беседа о том, кто охра­няет границу, с какой целью, как прохо­дит служба пограничника, каков распо­ря­док дня воен­ного человека. Дети самос­то­ятельно

расп­ре­де­ляют роли Воен­ного командира, Начальника погра­нич­ной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети приме­няют знания и умения, полу­чен­ные на преды­ду­щих занятиях. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние детей на поддер­жку и дружес­кую взаимопомощь.

Школа 20

Цель: уточ­нить знания детей о том, чем зани­ма­ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи­тать жела­ние учиться в школе, уваже­ние к труду учителя, расши­рить словар­ный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детс­кие книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в школу. Прово­дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По жела­нию детей выби­ра­ется Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает учени­кам задания, они самос­то­ятельно и стара­тельно выпол­няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани­ма­ются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение 21

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.             

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

 

Мы – военные разведчики 22

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением

Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных. Показ с помощью Петрушки сценок на темы «Наша жизнь в детском саду», «Хороший и плохой поступок». Подбор и изготовление игрушек для ролей муз. работника, повара, помощника воспитателя, медсестры.

Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

 

 

 

 

 

               «Больница» 24
 

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

                      «Скорая помощь» 25                                                 

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

 

 

«Аптека» 26

 

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фито отделе продают лекарственные травы, сборы.

Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр,

 

    «Ветеринарная лечебница»27

 

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

 

 

 

«Зоопарк» 27

 

Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.

Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности.

    

«Магазин»28

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

 

 

             «Швейное ателье 29     »

 

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.

Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.

 

 

 

 

  «Фотоателье»30

 

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: фотограф, кассир, клиенты.

Игровые действия: Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотоплен

 

 

«Библиотека»29

Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Роли: библиотекарь, читатели.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. Игровой материал: формуляры, книги, картотека.

 

 

                   

«Цирк»

 

Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат и др.).

Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Экскурсия в цирк. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.)

Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_v_st_gr.docx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно- ролевых игр для детей старшей группы доу

картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе доу....

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Для детей старшей группы

Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановк...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы.

В картотеке даны игры по данному возрасту....

Картотека сюжетно-ролевых игр "МИР ПРОФЕССИЙ" Старшая группа

20 карточек сюжетно-ролевых игр для детей 5-6 лет. Каждая карточка содержит задачи, предварительную работу, игровой материал. игровые действия....

Картотека сюжетно­ролевых игр «Веселая игра» Старшая группа

Картотека сюжетно - ролевых игр для старшей группы...