Методические рекомендации для родителей дошкольников
методическая разработка

Пахомова Наталья Георгиевна

Коррекционно - развивающая работа в группе и для закрепления с родителями дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей дошкольников

1. Вызывание гласных звуков

1.        Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:

—        У-у-у!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

—        У-у-у!

Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.

  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!

2.        Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:

—        А-а-а!

Предлагаем спеть вместе:

—        А-а-а!

Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.

  • Как укачивают куклу?
  • А-а-а!

3.        Округляем губы, громко поем:

—        О-о-о!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

—        О-о-о!

Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  • О-о-о!

4.        Растягиваем губы в улыбку, громко поем:

—        И-и-и!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

—        И-и-и!

Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.

  • Как кричит лошадка?
  • И-и-и!

2. Уточнение произношения гласных звуков

1.        Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
и понижение тона):

  • У-у-у!
  • А-а-а!
  • О-о-о!
  • И-и-и!

2.        Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

  • У-а-о-и!
  • А-о-и-у!
  • О-и-у-а!
  • И-у-а-о!

3.        Закрепляем материал прошлого занятия:

  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а! И т. п.

3. Пение слияний гласных звуков

1.        Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»

  • Как кричат дети?
  • Ау! Ау!

2.        Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»

  • Как плачет малыш?
  • Уа! Уа!

3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»

—        Как кричит ослик?

-        Иа! Иа!

4.        Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

  1. Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!»                                                          Как кричит корова?
  2. Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!»                                                               Как кричит коза?
  3. Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!»                                                             Как кричит кошка?
  4. Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»                                                                          Как пищит цыпленок?
  5. Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!»                                                                 Как кричит овечка?
  6. Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!»                                                             Как лает собака?

5.        Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу!» —

Рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» —                                                                                                                                    Лохматый пес.

                            Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» —

Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» —

Барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. —                                                                                                                                                      Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! — кричит корова. —                                                                                                                                                        Забодаю Катю с Вовой!»

6.        Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу! — плачет киска.                                                                                                                                                                           — Мяу! Мяу! — возле миски. —                                                                                                                                                                          Быстро дайте молока                                                                                                                                                                                               Для котенка и щенка».

«Гав! Гав! Гав!» —                                                                                                                                                         Щенок в корзинке.                                                                                                                                                                 «Гав! Гав! Гав!» —                                                                                                                                                           Пятно на спинке.                                                                                                                                                                  «Очень страшно одному.                                                                                                                                                        Где же мама? Не пойму!»

7.        Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»

Как кричит курочка?

  1. Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!»                                                                                                                                              Как кричит гусь?
  2. Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!»                                                                                                                                                       Как кукует кукушка?
  3. Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!»                                                                                                                                                              Как квакает лягушка?
  4. Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!»                                                                                                                                                           Как крякает утка?
  5. Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!»                                                                                                                                                                      Как поет петушок?

8.        Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Машина гудит: би-би-би!                                                                                                                                                                                          Как гудит машина?
  2. Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум!                                                                                                                                                                                         Как играет мальчик?
  3. Папа стучит молотком: тук-тук-тук!                                                                                                                                                             Как папа стучит молотком?
  4. Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь!                                                                                                                                                                            Как звенит колокольчик?
  5. Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду!                                                                                                                                                          Как мальчик играет на дудочке?

Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.

9.        Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Малыш топает: топ-топ-топ!                                                                                                                                                              Как топает малыш?
  2. Вода капает: кап-кап-кап!                                                                                                                                                                                                Как капает вода?

3.Часы тикают: тик-так!                                                                                                                            Как тикают часы?

  1. Часы бьют: бом-бом-бом!                                                                                Как бьют часы?
  2. Охотник стреляет: пиф-паф!                                                                     Как стреляет охотник?
  3. Зайчик прыгает: прыг-прыг!                                                                        Как прыгает зайчик?

10. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!»                                                                            Как мальчик погоняет лошадку?
  2. Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»

Как девочка наказывает куклу?

  1. Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!»                                                                       Как дядя погоняет ослика?
  2. Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!»                                                                                 Как капризничает малыш?

11. Вызывание междометий

Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1.        Мячик упал в воду:

—        Ах! Ах! Ах!

2.        У девочки болит зуб:

—        Ох! Ох! Ох!

3.        Дети качаются на качелях:

—        Ух! Ух! Ух!

4.        Папа рубит дрова:

—        Эх! Эх! Эх!

12. Заучивание слов из одинаковых слогов

Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе.

папа        Нана

мама        Тата

ляля        баба

дядя        би-би

13.        Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:

—        Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»

Помоги девочке, покричи вместе с ней.

14.        Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Показываем ребенку картинку, рассказываем:

—        У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!

—        Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.

15.        Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Показываем ребенку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.
  • Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би.                                                                             Просим ребенка повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР.

Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка....

Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников 4-5 лет с ОНР.

Темы: " Осень", " Огород. Овощи", " Сад. Фрукты", " Лес. Грибы и лесные ягоды", " Игрушки", " Одежда", " Обувь"....

Методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР, по теме "Наш родной город"

Картотека заданий для родителей по работе с детьми (6 - 7 лет) по лексической теме "Наш родной город"...

Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР

Об успешности коррекционно-развивающей работы в ло­гопедической группе нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и ...

Н.В. Нищева КАРТОТЕКИ методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР

Карточки с методическими рекомендациями готовы к ис­пользованию. В картотеках еженедельных методических реко­мендаций и рекомендаций по обучению грамоте каждая кар­точка должна быть предст...