Главные вкладки

    Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.
    статья

    Кулешова Елена Ивановна

    Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья.25.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника

     в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.

          Содержание дошкольного образования имеет важное значение, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни и уровня развития научного знания.

         Как бы мы не хотели, но изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

         Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Передача ценностей и средств активного отношения к миру может осуществляться только при учете возраста детей.

          В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый их которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям познавать мир. Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно переставлены во времени.

         Государственная политика в области образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе, что нашло отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».

          Академик А.Г. Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим».

          Одна из задач Федерального государственного стандарта ДО направлена на:

    - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

         

    Для решения данной задачи в МБДОУ д/с «Радуга» пгт Клетня ведётся работа по созданию условий:

    - Обеспечение эмоционального благополучия

    Наше дошкольное учреждение имеет благоприятное социо-культурное и образовательное окружение. У нас налажены связи с различными учреждениями образования Клетнянского района : МБОУ СОШ№1 , МБДОУ д/с «Сказка»,  МБДОУ д/с «Журавлик»; учреждением здравоохранения ГБУЗ ЦРБ ; ЦДТ; центральной районной библиотекой; детской юношеской спортивной школой; детской школой искусств Клетнянского района .

    - Создание и обогащение предметно-пространственной среды

    Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей; руководствовались требованиями Федерального государственного стандарта, где среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же соответствовать возрастным возможностям детей.

    - Социальное партнёрство с семьёй и другими социальными институтами

    Социальное партнерство способствует как полноценному развитию личности воспитанников, так и повышению профессионализма педагогических работников, дает импульс для обогащения образовательной деятельности ДОУ.

    - Реализация программ развития ДОУ и ООП

    Развитие личности ребенка осуществляется в детских видах деятельности, которую организуют педагоги ДОУ в процессе общения ребенка с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.                       В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, физическом развитии, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.                             Благодаря налаженной работе  по физической культуре совместно с воспитателями групп в здоровьесберегающей компетентности наши дети учатся: заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасного поведения; владеть двигательными навыками; выражать свое эмоциональное состояние по поводу различных событий; владеть навыками личной гигиены и основами здоровьесбережения.

       Для развития коммуникативно-языковой компетентности наши воспитатели  учат ребят: использовать разнообразные средства устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия;

    отбирать необходимые лексические, грамматические средства языка и использовать их в играх, в словесном творчестве и других видах деятельности.

        В познавательной компетентности дети умеют:

    проявлять интерес к окружающему миру;

     выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче;

     добиваться поставленной цели;

    владеть экологическими знаниями;

    задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи; реализовывать замыслы в конструктивной деятельности;

    объединять предметы на основе общих понятий и давать им словесное обозначение.

         В творческой компетентности педагоги помогают научиться ребятам:

     проявлять интерес к основам знаний о музыке, искусстве;

    выражать свое отношение к художественным произведениям, народному творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными средствами.

        В социальной компетентности у детей формируются такие навыки, как:

    выбор адекватной альтернативы поведения;

    знание меры своих возможностей;

    включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;

    понимание ценности культуры русского  и других народов, проживающих в нашей стране.

    В федеральном законе «Об образовании в РФ» с.44, п.1, говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

    На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

    Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

    Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

    «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

    В нашем детском саду родители, члены семьи помогают значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, вносят свой вклад в образовательную работу.

    Одни родители с удовольствием принимают участие в совместных проектах, другие помогают в оснащении педагогического процесса, третьи - помогают детям освоить что-то новое. Другие родители и члены семьи включаются в образовательную, оздоровительную работу с детьми становятся их наставниками.

    Они ведут кружки, обучают детей рукоделию,изодеятельности , занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

    В детском саду для детей организованы :

    1.Кружок «Умелые ручки»;

    2.Изостудия «Капелька»;

    3.Театральный кружок «Сказка»;

    4.Кружок «Светофорчик»;

    5.Вокальный кружок «Песенка»;

    5.Танцевальный кружок «Радужный»;

    6.Гимнастический кружок «Горошинки»;

    7.Кружок английского языка «Умка»;

    8.Логопедический кружок «Говорун».

    Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

    «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательные школы, школа искусств, спортивный комплекс, библиотека и др.

    Так, на базе библиотеки проводятся библиотечные уроки, учащиеся школы искусств (в прошлом выпускники ДОУ) дают концерты в детском саду; при взаимодействии с районным  музеем дети посещают уроки музейной педагогики, посещая спектакли учатся быть вежливыми, отзывчивыми, осваивают правила поведения в обществе.

    Наши дети принимают участие в конкурсах разных уровней – муниципальных, региональных, Всероссийских, международных, где занимают призовые места.

    Изложенное выше, доказывает, что работа по формированию общей культуры личности детей в МБДОУ д/с «Радуга»  пгт Клетня ведётся на должном уровне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ базовой культуры личности дошкольника

    СОДЕРЖАНИЕ: Ø    Введение в тему;Ø    Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø    Использование фольклора в воспитании детей разного возра...

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

    Спортивная среда как условие формирования гендерной культуры личности дошкольника»

    Материал содержит примерные конспекты занятий по физической культуре для девочек и для мальчиков....

    «Наши добрые сказки» проект формирования духовной культуры личности дошкольника

    Одним из самых простых и важных средств для духовно-нравственного развития ребенка является сказка. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со ...

    «Наши добрые сказки» проект формирования духовной культуры личности дошкольника

    Воспитание подрастающего поколения, формирование личности и гражданина начинается в раннем детстве. Этим должны заниматься родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомлен...

    Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова¬ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес¬ких и физических качеств в соответствии с возрастным

    Ведущие цели рабочей программы  - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее р...

    ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников...